Публикации Развитие творческих навыков подбора аккомпанемента с использованием буквенной системы аккордов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих навыков подбора аккомпанемента с использованием буквенной системы аккордов
Автор: Сафронкина Любовь Георгиевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Евсинская детская музыкальная школа»Искитимского района Новосибирской областиОткрытый урокНа тему: «Развитие творческих навыков подбора аккомпанемента с использованием буквенной системы аккордов»Подготовила: преподаватель высшей квалификационной категорииСафронкина Л.Г.Ст. Евсино2024 годЦель урока:Разжечь интерес учащихся к занятиям на инструменте, освоению новых знаний и умений.Задачи:
  • Развивать слуховой багаж
  • Получить новые знания, навыки.
  • Использовать знания, ранее приобретенные
  • Получать удовольствие, делиться с друзьями.
  • Через подбор на слух мелодий и аккомпанементов ученик развивает свой слух, приобретает новые знания и закрепляет навыки, полученные на уроках специальности и сольфеджио. Это аппликатурные, ритмические, интонационные, фактурные знания и умения.Для подбора на слух небольших запоминающихся песенок использую сборник Т.Л. Герман «Первые нотки», Сборник Т. Сиротина «Подбираем аккомпанемент». На стихотворный текст этих песен сочиняем свои мелодии, которые записываем в нотную тетрадь, учимся грамотно оформлять запись. А еще детям нравятся творческие задания, которые я использую из сборников Ю.Фроловой – «Сольфеджио» 1,2,3, и т.д. классов.Выученные мелодии транспонируем. Это дает ощущение сближения с клавиатурой, с инструментом и что черные клавиши – друзья белым и при подборе мелодий, и при подборе аккордов.С простейшим аккомпанементом ученики знакомятся с первых уроков по специальности играя ансамбли из сборника «Путь к музыке» Л. Баренбойма. В подборе аккомпанемента проходим несколько этапов. На начальном – это подбор баса к мелодии из данных басовых звуков. Затем используем тоническую квинту и вспомогательные звуки, а это связано с T, S, D. Следующий этап – это подбор аккомпанемента опираясь на главные ступени лада, трезвучия этих ступеней. И еще один вариант работы – это аккомпанемент с использованием буквенной системы аккорда.В буквенно-цифровом обозначении аккордов применяются латинские буквы. По немецкой (европейской) системе буквы в алфавитном порядке соответствуют: В английской (американской) системе «В» означает «Си». Мы пользуемся немецкой системой обозначений.Подробно о буквенной системе изложен материал в моей методической работе «Музицирование с использованием буквенных обозначений».Дети во втором классе знакомятся с буквенным обозначением нот и аккордов. Такой музыкальный язык позволяет быстро и точно расшифровать аккорды, оставляя исполнителю полную свободу использовать накопленный опыт ритмических и фактурных возможностей игры двумя руками.Мелодии песен с буквенным басом даются в вокальной группировке. Ученикам надо мелодию исполнить на legato с соответствующей фразировкой и научиться быстро строить и находить на клавиатуре данные аккорды.Мы знакомимся с двумя видами аккомпанемента: гармоническим и фактурным. Гармонический вид – когда исполняется мелодия с сопровождением. Фактурный вид – когда мелодия поется голосом, сопровождение играется двумя руками (бас в левой руке, а в правой – аккордовые звуки)План работы над аккомпанементом может быть следующим:
  • Сыграть мелодию
  • Познакомиться с басовой партией
  • Исполнять мелодию с басом по предложенной цифровке
  • Сыграть аккордовую последовательность соответственно мелодии
  • Исполнить мелодию с аккомпанементом гармонического вида
  • Спеть мелодию с сопровождением, изложенным в фактурном виде
  • Исполнить мелодию с аккомпанементом в соответствующей ее характеру фактуре.
  • Практическая часть урока.На уроке прозвучат новогодние песни, которые дети готовили к новогоднему классному часу. Из предложенных мною песен ученики выбирали, кому, что понравилось. Песня «Елочка», муз. Карасева М., сл. Александровой З. Труфанова Есения, 1 класс, исполняет мелодию песни одной рукой, затем двумя руками – передавая мелодию из руки в руку. Закрепление аппликатурных навыков – играем 2-4 пальцами через клавишу.Транспонирование. Подбираем песню «Елочка» от звука «ля» (в Ре мажоре). Найденный «фа #» записываем перед нотой в тетради, в соответствующей записи.Песню «Елочка» М. Карасева с басом исполняет Кучкарева Соня, 1 класс. Басы даны. Подобрать к мелодии, играя на сильную долю. В мелодии аппликатура с поступенным движением (5-1 пальцы) и через ноту.Пример №1Песня «Новый год», польская народная песня, исполняет Ширяева Лиля, 2 класс. Определение на слух опорного звука, тоники. Построение тонической квинты. В аккомпанементе тоническая квинта и вспомогательные звуки (T, S, D)Переходим к расшифровке аккомпанемента, записанного буквенными обозначениями.Пример №3Песня «Дед Мороз», ст. Л. Кондрашенко, муз. М. Парцхаладзе, исполняет Тепликина Лера, 2 класс. Гармонический аккомпанемент усложняется: играем правой рукой, а в левой руке аккордовое сопровождение. Надо научиться быстро собирать звуки в аккорды и знать строение мажорных и минорных трезвучий.Пример №4Песня «Зимушка», сл. Г. Бойко, муз. К. Мяскова, исполняет Демин Кирилл, 2 класс.Знакомимся с фактурным видом аккомпанемента. Сначала играем и поем мелодию песни. Затем по буквенным обозначениям играем сопровождение «столбами» - бас в левой руке, аккорд – в правой, а мелодию поем.Пример №5Песня «Пришла зима», сл. О. Высотской, м. Ю.Слонова, исполняет Мальцева Ксения, 2класс. Аккомпанемент фактурный. По характеру песни здесь подходит типовой фактурный аккомпанемент: бас и аккорд, взятые последовательно (пользуемся таблицей фактурного аккомпанемента)Поем мелодию песни и играем аккомпанемент фактурного вида.Пример №6Песня «Мороз», сл. Г.Бойко, м. Б.Фильц, исполняет Слонова Алиса, 3кл.Первый куплет песни исполняем гармоническим видом аккомпанемента: мелодия и аккорды. Второй куплет – фактурным аккомпанементом со сменой ритмической фигурации и разложенными аккордами.Пример №7 А можно песни поиграть в ансамбле:I партия – мелодияII партия – аккомпанементРазвитие творческих навыков подразумевает постоянное совершенствование, приобретение новых знаний и навыков, развитие мелодического и гармонического слуха, ритмической организации.В нотном Приложении:Примеры № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7Таблица типовых фактур аккомпанемента.Использованы новогодние песни из сборников для детей.ПриложениеТаблица типовых фактур аккомпанементаРазмер