Публикации Использование технологии семантических полей при активизации словаря детей дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии семантических полей при активизации словаря детей дошкольного возраста.
Автор: Шелест Снежана Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»Золотая рыбка»Использование технологии семантических полей при активизации словаря детей дошкольного возраста.Мегион. 2022 гПроблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи. Своевременное развитие словаря - главный фактор подготовки к школьному обучению.Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении ребенка с окружающими взрослыми и в процессе специально организуемого педагогами и родителями обучения. От содержания, характера и методов такого естественного и специального обучения зависит развитие речи ребенка.Слово - система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими. Овладевая словом, ребенок спонтанно усваивает, автоматизирует сложную систему связей, отношений, в которых состоит данный предмет. Основной функцией слова является его обозначающая роль. Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.Вторая функция слова «понятийное значение». Под значением следует понимать способность слова:
  • анализировать предметы,
  • выделять существенные признаки предметов,
  • обобщать их,
  • относить предметы к определенной категории.
  • Слово является тем звеном, которое связывает сенсомоторные процессы и мышление. При всей внешней простоте оно обладает сложной структурой.Во-первых, имеет звуковую форму, во-вторых, оно обозначает предмет, в-третьих, отражает общие и существенные свойства предметов (языковое значение слова).В процессе развития слово стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника. Исследования психологов Выготского Л.С. и Лурия А.Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д.Например, слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка – окошко, крышка, кружка, крошка). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка – молоко – мышка), и понятийные связи (кошка – домашнее животное).Любое слово обладает пучком значений – прямых и переносных. Например: слово «крыло» может обозначать крыло птицы, крыло самолета, крыло здания и т.д.Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, по определению Л.А. Лурия называется «семантическим полем». Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля».Ребенок не способен сразу смоделировать объемное «семантическое поле», оно формируется постепенно. Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют. При этом идет систематизация значений слов глаголов, прилагательных, наречий, существительных более абстрактного значения, которыми так бедна речь детей.У дошкольников с речевыми нарушениями процесс систематизации лексики и формирования семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности по сравнению с нормой. Так как у детей с речевым недоразвитием нарушен не только процесс накопления слов и соотношение употребления слов различных частей речи, но и процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, то в ходе работы по вышеназванной методике идёт формирование, расширение и систематизация «семантических полей».«Семантическое поле» - это комплекс ассоциативных значений, непроизвольно возникающих вокруг одного слова. Наличие семантического поля позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения, быстро найти подходящую замену слову, которое необходимо для вербализации процесса. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.У детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому, при коррекции нарушений и развитии речи детей, необходимо включать работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание. В зависимости от возрастных особенностей дошкольников, данная структура может варьироваться. Семантическое поле состоит из ядра, которое окружает периферия – концентры. Ребенок, имеющий речевые нарушения не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Оно формируется постепенно на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по принципу от простого к сложному.Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно начинается работа по его расширению путем подбора: родственных словслов, обозначающих действия предметов; слов, обозначающих признаки предметов; слов – синонимов, антонимов, омонимов; слов, имеющих смежный смысл (словоизменение по типу согласования, управления и примыкания лексем, связанных по ситуации).Практическая деятельность при работе с картами улучшит работу памяти детей, приведет к увеличению активного и пассивного словаря, уточнению и расширению лексических значений слов, повысится эффективность процесса мышления и познавательная активность, разовьются коммуникативные способности. Семантические карты строятся с учетом формирования семантического поля в сознании человека. В центре листа размещается картинка – ядерное или ключевое слово, далее выстраиваются картинки слов, имеющие более и менее близкие связи по отношению к ядерному. По одной карте ребенок может выполнить задания почти по всем задачам развития и коррекции речи : от нахождения слов с заданным звуком до составления связного рассказа.Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность логопедических занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс, повышение количественного и качественного состава словаря, развитие логического и творческого мышления, познавательную активность детей.Методическая литература:
  • Лисицына И. В. Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения // Пермь: Меркурий, 2014.
  • Аленькина Т.Н. Формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Дошкольная педагогика. № 5 (32). 2006. с.34 – 40.
  • Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля // Логопед. №4. 2006.
  • Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. Минск: Наука, 1970.
  • Семантическая структура слова. М Наука, 1971.
  • Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение 1987.