Публикации
Эссе на тему: Исполнительско-педагогический анализ романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе на тему: Исполнительско-педагогический анализ романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение»
Автор: Поушева Марина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе на тему: Исполнительско-педагогический анализ романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение»
Автор: Поушева Марина Алексеевна
Эссе на тему: Исполнительско-педагогический анализ романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение» Романсы М.И.Глинки –драгоценный вклад в русскую вокальную музыку. Вокальная камерная музыка всегда привлекала Михаила Ивановича. Будучи сам прекрасным исполнителем и вокальным педагогом, он стал создателем русской вокальной школы, где пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким раскрытием душевного смысла поэтического слова. Романсы Глинки (более 70)- это страницы его жизни, картины природы и быта. В ранних романсах проявляется настроение русской поэзии первой половины 19 века (Жуковский, Батюшков, Баратынский…), проникнутой лирикой разума, созерцания и радостью. В них выражено светлое чувство любви и упоение радостью жизни («Скажи зачем», «Один лишь миг»), присутствует драматичность («Разочарование», «Бедный певец») и наблюдается ощущение молодости, счастья и красоты жизни («Желание», «Победитель» и «Венецианская ночь»). Много эмоций и переживаний получает слушатель, конечно, от лирического романса «Не искушай» на текст Е. А. Баратынского (1825г.) Романсы М.И.Глинки зрелого периода охватывают широкий круг поэтических тем, сюжетов и настроений. Наиболее популярными из них являются героический «Рыцарский романс» и знаменитая элегия «Сомнение». Главная роль в романсах этого периода «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья» и др., несомненно, принадлежит поэзии А.С.Пушкина, которая оказала большое влияние на композитора. В работе со стихами Пушкина, Глинка достиг гармонии между чувствами и мыслями, формой и содержанием, что позволило его романсам стать полноценным отображением образов пушкинского текста. В них присутствует искренность и простота в выражении чувств и настроений, классическая строгость формы и ясная красочная гармония. Общепризнанным шедевром русской вокальной лирики, единством высокой поэзии и музыки двух великих творцов – Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Ивановича Глинки, является романс «Я помню чудное мгновенье». Как известно, стихотворение А.С. Пушкин посвятил очаровательной Анне Петровне Керн, а музыку романса Михаил Иванович написал в 1840 году для её дочери Екатерины Ермолаевны Керн, в котором, в полной мере, выразил волновавшие его чувства со светлой восторженностью и раздумьями влюбленного человека. Из воспоминаний А.П. Керн: «Глинка взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукой, чтобы положить их на музыку. Ему хотелось сочинить на эти слова музыку, вполне соответствующую их содержанию, а для этого нужно было на каждую строфу писать особую музыку, и он долго хлопотал об этом». Фортепианное вступление и заключение романса построены на мелодической теме, воплощающей поэтический образ человека, охваченного глубоким чувством любви и образ прекрасной возлюбленной – «гения чистой красоты». Мелодия и содержание романса впечатляют плавностью, красотой человеческого чувства и нежной грацией. По законам музыкальной формы последняя строка каждой строфы повторяется в отличии от формы стихотворения А.С. Пушкина, но законченность мысли в каждой строфе стихотворения, Михаил Иванович старательно сохранил и даже усилил выразительными средствами музыки. Главные эмоционально-смысловые моменты сюжета: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания- отражены в сложной трехчастной форме. Первая часть - образ зарождающейся любви, светлые воспоминания о первой встрече с героиней. Нежная кантилена «Allegro moderato» («Я помню чудное мгновенье…») звучит на фоне легких гармонических фигураций фортепиано, в вокальной партии «spianato e dolce» предостерегает исполнителей от излишней эмоциональности. На словах «как мимолётное виденье», для придания лёгкости и воздушности мелодии, композитор использует пунктирный ритм (ощущение трепетности), подчёркивая необходимость его исполнения «staccato». Вторая часть - образ одиночества, забвения, разлуки. Здесь музыка звучит более драматично, становится речитативно-декламационной (черта вокального стиля Глинки), смена темпа и фактуры раскрывает в полной мере кульминационные моменты произведения. В эпизоде «risoluto» («Шли годы, бурь порыв мятежный…») резко меняется пульсация музыки, её тональность и динамика. В фортепианной фактуре появляются форшлаги и аккордовое сопровождение, как биение сердца, передающее беспокойное волнение. В эпизоде «dolcissimo» («И я забыл твой голос нежный…») аккомпанемент звучит без бурных пассажей, издалека, ослабление напряжённости звучания напоминает отголоски раскатов грома. Развёрнутым переходом к репризе является «spianato assai» («В глуши, во мраке заточенья…»). Пунктирный ритм в партии фортепиано напоминает растущее состояние нетерпения. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным. Реприза и кода романса «con passione» («Душе настало пробужденье…») передаёт ощущение радостной встречи. Лёгкая, трепетная пульсация фигураций шестнадцатых длительностей в аккомпанементе («И сердце бьется в упоенье…») создаёт эффект ликования, полёта, движения навстречу идеалу любви. Фортепианное заключение – светлый образ любви, как и во вступлении. Обрамление (характерная черта стиля М.И. Глинки) придает форме романса законченность и совершенство. При сочинении романса, М.И. Глинка предпочитал камерный стиль для партии фортепиано, без излишней виртуозности и концертности. По своему значению она не должна превосходить вокальную партию, но во многих миниатюрах становится равноправным партнёром вокальной партии. Поэтому, при работе с учащимися над аккомпанементом романса, педагог должен объяснять пианисту значение фортепианной партии в передаче общего настроения, характера образов и обогащения выразительной вокальной мелодии солиста и добиваться результата в исполнении через глубину звука, выразительность интонации, штриховое разнообразие и агогику.