Публикации Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 класс
Автор: Вышатицкая Нина Богдановна

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 классТема: «Добро и зло».Цель урока: формирование у учащихся представления об основных этических понятиях "добро" и "зло", мотивации к осознанному нравственному поведению.Задачи:- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;- развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес;- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.Образовательные:Познавательные УУД:- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Воспитательные:Коммуникативные:- уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - использовать речевые средства для представления результата деятельности;- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Личностные УУД: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;- формировать умение высказывать свое мнение.Развивающие:Регулятивные УУД:- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение.Оборудование: учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал, презентация с иллюстрациями, текстовым материалом; проектор; компьютер.Ход урока.I. Организационный момент.- Долгожданный дан звонокНачинается урок.Я желаю всем удачиЗа работу в добрый час!Порешаем, посчитаемна уроке мы сейчас.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.- Руки? – На месте!- Ноги? – На месте!- Локти? – У края!- Спина? – Прямая.- Повторим три волшебных слова: А – активность, В – внимание, С – старание.- Итак, начинаем.II. Актуализация знаний.1. Формулирование темы урока. Постановка проблемы.- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот какую именно, вы ответите сами, прослушав притчу. «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».- О чем эта притча? Как можно ее озаглавить? (Притча о добре и зле)- Предположите, как будет звучать тема нашего урока? (Добро и зло) На доске.- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Что такое добро и зло? Какими качествами должен обладать добрый человек?)- Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра.(Учитель открывает рисунок на доске. На нём изображена пустыня)- Что вы видите? (Пустыню)Попробуем эту безжизненную, знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий сад. Итак, отправимся в путь!III. Сообщение нового материала.1. Упражнение «Мозговой штурм».- Чтобы превратить пустыню в сад что необходимо сделать? (Посадить в землю семена)Нашими семенами станут понятия добро и зло. (Учитель прикрепляет карточки с изображением семян на рисунок пустыни).-   Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.Добро со злом неразделимы.Борьба идет под плач и смех,Но жаждет каждый видеть зримо,Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды,Кто испытание пройдет.Кувшинчик с кладом он откроет,И в мир добра он с ним войдет.     Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.- Понятны ли вам слова добро и зло?Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.2. Работа с толковым словарем, с учебником.   - Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к  толковому словарю.  Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
  • Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  • Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  • И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
  • - А что такое зло? (ответы)В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»- Почему же добро всегда побеждает над злом?Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. - Какие семена мы посадили? (Добрые) (Переворачиваем карточки, написано «добро»)Семена мы посадили, а будут ли они расти просто так? Что необходимо? (Вода)Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать семена.Откуда её взять? В роли воды будут выступать что….? (Поступки)6. Работа в группе. (Правила работы в группе на доске) Звучит фонограмма "Дорогою добра" (сл. Ю. Энтина, муз.Минкова)  Упражнение «Расшифруйте слово»,- Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.д – дружелюбный;о – отзывчивый;б – бережливый;р – рассудительный;о – откровенный; - Какие отрицательные качества человека вы знаете? 7. Физминутка. - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни - Пух, Золотая рыбка, Смешарики. 8. Продолжение работы по теме урока в группе. - Что, кроме воды необходимо семенам? (Солнечный свет, тепло)Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.Прочитайте пословицы, которые у вас получились.- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей)- Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.- Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».- Следовательно, основное назначение человека – творить добро.- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (Ответы детей) IV. Закрепление изученного материала. 1. Работа в парах.
  • Анализ ситуации.
  • 1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?- Предложу посмотреть сказку вместе с братом.- Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.- Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.- Пойду погуляю с братом.- Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.- Почему вы выбрали именно этот вариант?2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по – другому».- Как ты поступишь?- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.- Подниму руку, что не пойду.- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.- Объясни выбранный вариант.3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?- Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.- Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.- Желающим тянуть жребий.- Пусть решат сами участники спектакля.Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.- А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.- Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?2) - Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло". - Обсудите в паре, как сделать так, чтобы добра стало больше? Высказывания детей.- Когда есть солнечный свет, тепло, вода что будет происходить с семенами?( Семена будут расти) (Вместо карточек прикрепляем изображение деревьев)Итак, мы сейчас ещё раз убедились в том, что хорошие поступки не забываются и возвращаются добром. Ещё несколько минут назад на нашем рисунке была пустыня, а теперь перед нами красавцы деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые, но это не так. Все деревья разные, не похожи друг на друга. Точно также и люди: у каждого свои привычки, характер, поступки.У вас на столе у каждого есть цветочки. Напишите на каждом лепестке черту характера, которую вы бы хотели видеть в себе.Прикрепите эти цветы на наши деревья. (Дети прикрепляют свои цветочки на деревья)Человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную, безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.3. Работа с учебником.Стр.42 -43 — работа с текстом.V. Рефлексия.1. - Когда есть солнечный свет, тепло, вода что будет происходить с семенами?( Семена будут расти) (Вместо карточек прикрепляем изображение деревьев)Итак, мы сейчас ещё раз убедились в том, что хорошие поступки не забываются и возвращаются добром. Ещё несколько минут назад на нашем рисунке была пустыня, а теперь перед нами красавцы деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые, но это не так. Все деревья разные, не похожи друг на друга. Точно также и люди: у каждого свои привычки, характер, поступки.У вас на столе у каждого есть цветочки. Напишите на каждом лепестке черту характера, которую вы бы хотели видеть в себе.Прикрепите эти цветы на наши деревья. (Дети прикрепляют свои цветочки на деревья)Человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную, безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.- Давайте вернемся к началу урока. Что мы хотели выяснить? - Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.   Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям". 2. - Закончите предложения.Сегодня я узнал …Я понял, что …Мне захотелось …VI. Домашнее задание.Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках).« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».