Публикации
Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 класс
Автор: Вышатицкая Нина Богдановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 класс
Автор: Вышатицкая Нина Богдановна
Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики), 4 классТема: «Добро и зло».Цель урока: формирование у учащихся представления об основных этических понятиях "добро" и "зло", мотивации к осознанному нравственному поведению.Задачи:- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;- развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес;- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.Образовательные:Познавательные УУД:- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Воспитательные:Коммуникативные:- уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - использовать речевые средства для представления результата деятельности;- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Личностные УУД: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;- формировать умение высказывать свое мнение.Развивающие:Регулятивные УУД:- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение.Оборудование: учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал, презентация с иллюстрациями, текстовым материалом; проектор; компьютер.Ход урока.I. Организационный момент.- Долгожданный дан звонокНачинается урок.Я желаю всем удачиЗа работу в добрый час!Порешаем, посчитаемна уроке мы сейчас.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.- Руки? – На месте!- Ноги? – На месте!- Локти? – У края!- Спина? – Прямая.- Повторим три волшебных слова: А – активность, В – внимание, С – старание.- Итак, начинаем.II. Актуализация знаний.1. Формулирование темы урока. Постановка проблемы.- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот какую именно, вы ответите сами, прослушав притчу. «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».- О чем эта притча? Как можно ее озаглавить? (Притча о добре и зле)- Предположите, как будет звучать тема нашего урока? (Добро и зло) На доске.- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Что такое добро и зло? Какими качествами должен обладать добрый человек?)- Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра.(Учитель открывает рисунок на доске. На нём изображена пустыня)- Что вы видите? (Пустыню)Попробуем эту безжизненную, знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий сад. Итак, отправимся в путь!III. Сообщение нового материала.1. Упражнение «Мозговой штурм».- Чтобы превратить пустыню в сад что необходимо сделать? (Посадить в землю семена)Нашими семенами станут понятия добро и зло. (Учитель прикрепляет карточки с изображением семян на рисунок пустыни).- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.Добро со злом неразделимы.Борьба идет под плач и смех,Но жаждет каждый видеть зримо,Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды,Кто испытание пройдет.Кувшинчик с кладом он откроет,И в мир добра он с ним войдет. Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.- Понятны ли вам слова добро и зло?Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.2. Работа с толковым словарем, с учебником. - Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом. - А что такое зло? (ответы)В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»- Почему же добро всегда побеждает над злом?Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. - Какие семена мы посадили? (Добрые) (Переворачиваем карточки, написано «добро»)Семена мы посадили, а будут ли они расти просто так? Что необходимо? (Вода)Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать семена.Откуда её взять? В роли воды будут выступать что….? (Поступки)6. Работа в группе. (Правила работы в группе на доске) Звучит фонограмма "Дорогою добра" (сл. Ю. Энтина, муз.М.Минкова) Упражнение «Расшифруйте слово»,- Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.д – дружелюбный;о – отзывчивый;б – бережливый;р – рассудительный;о – откровенный; - Какие отрицательные качества человека вы знаете? 7. Физминутка. - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни - Пух, Золотая рыбка, Смешарики. 8. Продолжение работы по теме урока в группе. - Что, кроме воды необходимо семенам? (Солнечный свет, тепло)Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.Прочитайте пословицы, которые у вас получились.- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей)- Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.- Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».- Следовательно, основное назначение человека – творить добро.- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (Ответы детей) IV. Закрепление изученного материала. 1. Работа в парах.Анализ ситуации. 1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?- Предложу посмотреть сказку вместе с братом.- Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.- Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.- Пойду погуляю с братом.- Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.- Почему вы выбрали именно этот вариант?2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по – другому».- Как ты поступишь?- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.- Подниму руку, что не пойду.- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.- Объясни выбранный вариант.3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?- Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.- Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.- Желающим тянуть жребий.- Пусть решат сами участники спектакля.Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.- А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.- Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?2) - Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло". - Обсудите в паре, как сделать так, чтобы добра стало больше? Высказывания детей.- Когда есть солнечный свет, тепло, вода что будет происходить с семенами?( Семена будут расти) (Вместо карточек прикрепляем изображение деревьев)Итак, мы сейчас ещё раз убедились в том, что хорошие поступки не забываются и возвращаются добром. Ещё несколько минут назад на нашем рисунке была пустыня, а теперь перед нами красавцы деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые, но это не так. Все деревья разные, не похожи друг на друга. Точно также и люди: у каждого свои привычки, характер, поступки.У вас на столе у каждого есть цветочки. Напишите на каждом лепестке черту характера, которую вы бы хотели видеть в себе.Прикрепите эти цветы на наши деревья. (Дети прикрепляют свои цветочки на деревья)Человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную, безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.3. Работа с учебником.Стр.42 -43 — работа с текстом.V. Рефлексия.1. - Когда есть солнечный свет, тепло, вода что будет происходить с семенами?( Семена будут расти) (Вместо карточек прикрепляем изображение деревьев)Итак, мы сейчас ещё раз убедились в том, что хорошие поступки не забываются и возвращаются добром. Ещё несколько минут назад на нашем рисунке была пустыня, а теперь перед нами красавцы деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые, но это не так. Все деревья разные, не похожи друг на друга. Точно также и люди: у каждого свои привычки, характер, поступки.У вас на столе у каждого есть цветочки. Напишите на каждом лепестке черту характера, которую вы бы хотели видеть в себе.Прикрепите эти цветы на наши деревья. (Дети прикрепляют свои цветочки на деревья)Человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную, безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.- Давайте вернемся к началу урока. Что мы хотели выяснить? - Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям". 2. - Закончите предложения.Сегодня я узнал …Я понял, что …Мне захотелось …VI. Домашнее задание.Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках).« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».