Публикации Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сказочная поляна»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сказочная поляна»
Автор: Преловская Анна Сергеевна

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сказочная поляна»Сентябрь, 2024 г.Цель: создание условий для формирования умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья группы обучающихся через овладение способами саморегуляции и активизации личностных ресурсов с применением оборудования сенсорной комнаты.Задачи:1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;2) создание положительного эмоционального фона3) развитие коммуникативных умений4) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления Субъекты: группа обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)Место проведения: сенсорная комната.Оборудование: сухой душ, пузырьковая колонна, полотно «звездное небо», тоннель, коврики, тактильные ящики, сухой бассейн, колонка, флешка с музыкой, подсказки, контейнер с перемешенной крупой: горох, кукуруза, фасоль, контейнеры для круп, тактильные дорожки, цветные следы.Ход занятия.Вводная часть.1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте»Цель: развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков.Психолог: Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы с вами не одни, у нас сегодня много гостей. Давайте дружно поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Уважаемые гости, мы с ребятами рады вас видеть на нашем занятии. Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие, на волшебную поляну.Давайте встанем в круг и вспомним правила работы в сенсорной комнате:
  • Уважать друг друга.
  • Уметь слышать себя и слушать других.
  • Поднять руку, если хочешь сказать.
  • Упражнение «Мое настроение»Психолог: Смотрите, у меня в руках находится волшебный мяч. Когда он окажется у вас в руках, назовите, какое у вас сегодня настроение. Готовы? Я начну с себя. У меня сегодня хорошее настроение. (Мяч передается другому, дети называют свое настроение). Молодцы! Я рада что у вас у всех хорошее настроение. Психолог: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным. Хотите увидеть? Смотрите у меня в руках обычная баночка с обычной прозрачной водой. Сейчас мы тихонько все скажем «Раз, два, три, новый цвет приобрети». (Встряхиваю баночку, и вода окрашивается в зеленый цвет). Вот видите. Сейчас мы отправимся в путешествие к волшебной поляне. По пути к ней привычные вещи будут становиться совсем другими. 2. Разминка. Упражнение «Волшебники» (светлая сенсорная комната)Цель: коррекция внимания, развитие воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков.Психолог: Прежде чем попасть на сказочную поляну, мы должны помочь жителям, которые живут не далеко от поляны. Но, как известно в любой сказочной стране всегда есть Добрые и Злые представители. Сейчас Волшебная страна совершенно пуста. Все жители этой страны куда-то исчезли. А все дело в том, что Злая ведьма очень завидовала маленьким человечкам, за то, что они дружили между собой, всегда помогали друг другу и никогда не оставляли своих друзей в беде. За их доброту она превратила их в различные мелкие частички, смешала их, перессорила, тем самым, лишив их способности общаться между собой и выражать свои чувства. А какие чувства вы знаете? (Дети перечисляют: доброта, любовь, доверие, уверенность, радость и т.д.) (Детям предлагается контейнер, в котором находятся перемешанные между собой: фасоль, горох, кукуруза). Мы должны спасти жителей от чар Злой ведьмы и все вместе перебрать частички. Отдельно сложить горох, фасоль, кукурузу. Только после этого жители волшебной страны смогут спастись от ее чар и снова превратиться в добрых и веселых жителей.(Включается музыкальная композиция, способствующая формированию состояния уверенности, а также активизирующая деятельность. Ребята вместе с психологом перебирают крупу, складывая каждую в свой контейнер).Музыкальная композицияПсихолог: Молодцы ребята! Все вместе мы справились с этим трудным заданием и победили Злую ведьму! Она навсегда покинула эту страну, и больше никогда не будет мешать жителям этой замечательной страны жить в доброте и согласии. Давайте сейчас все вместе возьмем наши контейнеры с частичками и тихонько потрясем их. Что мы слышим? Какие звуки? Громкие? Тихие? А хотите, я расскажу вам секрет? Эти звуки не простые, они волшебные! Это жители говорят нам спасибо, за то, что мы спасли их. А еще они говорят о том, что для того чтобы нам не сбиться с пути, у нас будут подсказки (тактильные ящики), по которым мы узнаем куда идти дальше. А вот и первая подсказка. Кто желает взять и прочитать куда нам идти. (Ребенок достает подсказку «Идите к тропинке»). Ну что, отправляемся в путь по волшебной тропинке, которая подарит вам разные ощущения. Основная часть.1. Ритуал входа. Игра «Четыре тропинки» (сенсорная дорожка) Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия. Психолог: (демонстрирует четыре тропинки и рассказывает о каждой из них.) «Каждая из четырех тропинок приведет вас к лесному ручью. Все тропинки волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело. Первая тропинка — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани). Вторая тропинка труднее: вы должны пройти по мостику очень аккуратно, расставив руки в стороны и при этом сохранять равновесие (расстилается скамейка). Третья тропинка еще труднее: она состоит из кочек, вы должны наступать не на каждую кочку, а через один (дорожка с наполнителями). Эта тропинка дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Четвертая тропинка — самая трудная. Сначала вы должны пройти по морским камням, затем по следам, но, наступая на каждый след, вы называете, что может быть такого цвета (дорожка с яркими следами). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые три. Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей тропинке, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. (Дети по очереди идут по выбранной тропинке, а психолог отмечает для себя, кто какой путь избрал.)Ребята какие ощущения вы испытали, когда проходили по волшебной тропинке? (Ответы детей) А вот и следующий ящик с подсказкой? Кто желает достать подсказку и прочитать? (Подсказка «Пройдя через тоннель, вы придете к лесному водопаду»)2. Упражнение «К лесному водопаду через тоннель» (тоннель, пузырьковая колонна)Музыкальная композиция «Звуки у лесного водопада»Цель: Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние, зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия. Психолог: А сейчас мы с вами отправляемся дальше. Нам должен встретиться тоннель, пройдя его мы, увидим лесной водопад. (Дети проползают через тоннель и выходят рядом с пузырьковой колонной) А вот и он (включается «пузырьковая колонна», звучит музыкальная композиция «Звуки у лесного водопада»)Посмотрите, пожалуйста, на наши воздушные пузырьки. Что вы можете сказать о них, какие они, Сколько их? А какого цвета? (Дети наблюдают за пузырьками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения). Вы можете выбрать воздушные пузырьки, цвет которых соответствует вашему настроению: Зеленый - радостное настроение.Желтый- хочется увидеть много интересного.Красный – плохое настроение. Посмотрите, наши воздушные пузырьки обрадовались вашему хорошему настроению и желанию увидеть много интересного. (Увеличить скорость пузырьков). А вот и следующая подсказка. (Дети находят ее. Подсказка «Идите через волшебный лес». Психолог: Ну что, продолжаем наше путешествие? Идем к лесу.
  • Упражнение «Волшебный лес» (сухой душ)
  • Цель: создание положительного эмоционального настроения, усиление тактильной чувствительности.Психолог: Сейчас я проведу вас с закрытыми глазами через волшебный лес и мы с вами попадём …. а вот куда попадем узнаем дальше….Сделайте ещё раз глубокий вдох и медленный выдох. Откройте глаза. Мы с вами оказались на волшебной полянке. Мы большие молодцы! 3.Релаксация «Волшебная полянка»Цель: общая релаксация; развитие умения управлять своим телом, дыханием, оптимизация слухового восприятия, воображения, смягчение эмоционального дискомфорта, получение заряда положительных эмоций.Техника проведения: предлагается устроиться на ковриках и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс. Задача участников состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку, достичь состояния релаксации.Психолог: (настрой на релаксацию): Устали? Ребята смотрите уже стемнело (выключается везде свет и включается «звездное полотно» на потолке) Давайте отдохнем на полянке.Я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глаза. (Дети удобно ложатся на коврики). Вам нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку. (Включается музыкальное сопровождение, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и (световой распылитель). Создается эффект бесконечного множества бликов, напоминающих мерцание звезд. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становится группа обучающихся, находящихся в комнате. Они располагаются на ковриках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают на сказочную поляну).- Глубоко вдохните и выдохните. Вы слышите эти звуки? Представьте, вы лежите на волшебной полянке, на мягкой зеленой траве и чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вокруг растет много берез, сосен, кустарников. Повсюду растет много красивых цветов: ромашки, колокольчики, васильки, которые благоухают разными ароматами. Мы слышим пение птиц, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.Дышим глубоко, ровно, легко…Настроение становится веселым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии…Сохраните это ощущение комфорта надолго.Ребята, наступило утро, открывайте глаза, садитесь и улыбнитесь друг другу. Постарайтесь запомнить все, что видели во время нашего путешествия. (Дети открывают глаза, садятся)Отдохнули? Давайте поделимся мнением. Кто желает? (Говорит тот, у кого светящийся шар)Анализ:
  • Как вы себя чувствуете после расслабления? Удалось ли расслабиться? (Ответы детей)
  • 4. Активизация. Упражнение «Сомики» (сухой бассейн)Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения, активизация познавательной деятельности, стимуляция зрительной, слуховой, тактильной модальности. Психолог: Мы, завершаем наше путешествие и отправляемся к берегу реки, чтобы понаблюдать за утренней игрой рыбок. Музыкальная композиция «Шум реки» (Обучающиеся опускают руки в бассейн с шариками)Я предлагаю вам представить, что ваши руки превратились в речных обитателей сомиков, которые шевелят по дну своими усиками. Кисти рук это сомики, которые осторожно передвигают своими усиками - пальцами, путешествуют по дну. Сомики увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать речное дно.Упражнение «Брызги» (этюд на расслабление мышц)Психолог: Поиграли? Ребята вытаскивайте руки из нашей необычной реки. Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.Быстрым и непрерывным движением предплечья давайте потрясем кистями, как тряпочками (3-5 секунд).Заключительная часть.Психолог: После активной игры я предлагаю вам расположиться на пуфиках и поделиться впечатлениями о занятии.1.Рефлексия (оценка занятия: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).Цель: формирование навыков самоанализа и умения выразить свое состояние, закрепление благоприятного исхода деятельности.
  • Что понравилось в сегодняшнем занятии?
  • Что нового вы узнали на занятии?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
  • Психолог: Пришла пора возвращаться домой! Сейчас, завершая наше путешествие, я предлагаю вам взять с собой шарик, который соответствует вашему настроению.Зеленый - радостное настроение.Желтый- хочется увидеть много интересного.Красный – плохое настроение. Упражнение «Мое настроение»Цель: психокоррекция эмоционального состояния. (Дети берут шары цвета своего настроения)2. Ритуал прощанияПсихолог: Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение. Ребята, на этом наше путешествие закончилось. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо! Давайте   улыбнемся   друг другу еще   раз     и   попрощаемся   с   нашими   гостями:  «До свидания!»