Публикации
«Межзубный сигматизм: причины и коррекция»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Межзубный сигматизм: причины и коррекция»
Автор: Заречнева Елена Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Межзубный сигматизм: причины и коррекция»
Автор: Заречнева Елена Петровна
«Межзубный сигматизм: причины и коррекция».Межзубный сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Это достаточно стойкое нарушение, ненормированное, не существующее в фонетической системе русского языка произношение свистящих и шипящих звуков, которому свойственны возвращения в виде рецидивов. Поэтому без помощи родителей и специалистов ребенку крайне сложно его преодолеть.Обе группы фонем относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других . Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.Причины сигматизмаНаиболее частыми причинами возникновения сигматизма считаются:- анатомические аномалии челюстно-лицевой системы;- нарушения прикуса (прогнатия (чрезмерное развитие верхней челюсти),прогения (чрезмерное развитие нижней челюсти), открытый прикус, глубокий прикус),- макроглоссия (массивный язык), микроглоссия (маленький узкий язык);- расщелины нёба;- нарушения иннервации органов артикуляции: нормальная работа органов, обеспечивающих образование звуков, обусловлена передачей нервных импульсов из коры головного мозга в дыхательные, мимические, голосовые и артикуляционные мышцы. Нарушение передачи импульсов провоцирует речевое нарушение. При подобной патологии сигматизм диагностируется в составе тяжёлого нарушения речи – дизартрии;- нарушения слуха (тугоухость): при тугоухости практически не улавливаются высокие диапазоны звуковых частот, вследствие чего свистящие звуки воспринимаются как шипящие. Нарушение звукового восприятия провоцирует нарушение звукопроизношения. При подобном нарушении сигматизм диагностируется в рамках акустико-фонематической дислалии;- неправильные артикуляционные уклады: слабость мышц губ, языка, верхнего нёба, вызванные, например, частыми соматическими заболеваниями, создают сложность в переходе от уклада одного звука к укладу последующего. Ребёнок может чисто выговаривать свистящий или шипящий звук, но в серии из 2-3 звуков он будет дефектным. Также сигматизм развивается при подражании некорректным образцам произношения (родительский пример).Дефекты в произнесении свистящих и шипящих звуковФонетическая характеристика свистящих и шипящих:Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:- положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, при произношении шипящих ‒ округлены и слегка вытянуты вперед;- положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, при артикуляции шипящих ‒ у альвеол в форме «чашечки»;- характеристику воздушной струи: у свистящих она узкая, холодная; у шипящих – широкая и теплая.Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: 1. Губно-зубной;2. Межзубный;3. Боковой;4. Носовой;5. Призубный;6. Шипяще-свистящий.Губно-зубной сигматизм: свистящие и/или шипящие звуки произносятся подобно звукам Ф и В. Звук образуются губами, язык в артикуляции не участвует. (Кошка и собака звучит как кофка и фабака; змея и жук – вмея и вук).Причины: аномалии зубно-челюстной системы – прогнатия.Призубный сигматизм: кончик языка упирается в щель между верхними и нижними резцами, мешая выходу воздушной струи. Вместо свиста раздаётся [Т] или [Д] (собака – табака, кошка – котка, зонтик – донтик, цапля – тапля). Этот вид сигматизма можно назвать парасигматизмом. Самый тяжёлый вид сигматизма, поскольку нарушение охватывает все звуки группы, сильно искажает речь, делая её малопонятной; также отражается на письме. Коррекция практически невозможна из-за проблем с фонематическим (на слух) различением звуков.Причины: аномалии зубно-челюстной системы, тугоухость, ОНР, ЗРР и другие тяжёлые речевые патологии.Шипящий сигматизм свистящие и шипящие звучат нечётко. Неправильное положение языка приводит к произношению звуков, похожих на смягчённые [Ш] и [Ж] (кошка и собака – кошька и шябака).Причины: аномалии зубно-челюстной системы, тугоухость.Межзубный: при произнесении свистящих и/или шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами, вследствие чего звук приобретает шепелявый оттенок.Причины: выпадение молочных зубов, прямой открытый прикус, вялость кончика языка.Боковой сигматизм: неправильное положение языка при артикуляции приводит к выходу воздушной струи по краям (или одному краю) языка. Произносимый звук приобретает хлюпающий оттенок.Причины: аномалии зубно-челюстной системы, микроглоссия, парез языка (ограничение объёма и силы движений).Носовой сигматизм: воздушная струя уходит в носовую полость, звук приобретает гнусавый оттенок, похож на Х.Причина: расщелины нёба, дисфункция (вялость) мягкого нёба.Специфические виды сигматизма шипящих:1. Щёчное произношение [Ш] и [Ж]: звук произносится с раздуванием щёк.2. Свистящий сигматизм шипящих: аналогия с шипящим сигматизмом.3. Нижнее произношение [Ш] и [Ж]: возможно смягчение звуков; рассматривается как вариант нормы, если не слышится явный дефект произношения.4. Заднеязычное произношение [Ш] и [Ж]: образует дополнительный шум, как в южнорусских областях.Коррекция сигматизмаИсправление сигматизма различных видов:Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.1. При межзубном сигматизме логопед предлагает ребенку сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук с. Если звук с произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка малыша, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает ребенку произносить звук с вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными [а, о, у, ы] в прямых и обратных слогах. Если ребенок правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков[з] и [ц].Для произнесения звука з логопед предлагает малышу во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука [ц] он предлагает произносить подряд звуки г и с сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука [т] к [с] (тс).Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого [с] и составного [ц].2. При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает ребенку произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если малыш не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая, таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.3. При призубном сигматизме логопед может применять два приема:1. Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать, таким образом, выход воздуху через зубную щель;2. Предложить малышу держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка ребенок, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) [с]. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками [з] и[ц].4. Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного во втором при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае ребенка необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.5. При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении малыша и в его слуховом представлении и становится привычным.6. При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.Медицинская помощь:Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: , специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: , проведения противоаллергической терапии.Логопедическая коррекция:Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:1. Подготовительный. На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Отрабатываются опорные звуки ([И], [Ф] – для [С], [Т], [С] – для [Ш]. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают и , по показаниям – .2. Звукопостановка. Осуществляется разными способами: по подражанию («как свистит насос», «как звенит комар», «как шипит змея»), с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов (зондозаменителей, зондов). Базовым звуком для постановки всех свистящих служит [С], для получения других шипящих - [Ш].3. Автоматизация. Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги (прямые, обратные, с сочетанием согласных), слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки коррекции межзубного произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста, индивидуальных особенностей ребенка и от участия в коррекционной работе родителей. Период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.