Публикации Развитие логического мышления у дошкольников через стратегические настольные игры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие логического мышления у дошкольников через стратегические настольные игры
Автор: Елена Андреевна Андреева

Развитие логического мышления у дошкольников через стратегические настольные игрыАвтор: Андреева Елена АндреевнаВоспитательМБОУ Лицей №10Аннотация. Развитие логического мышления у дошкольников является важной частью их интеллектуального и личностного роста. В статье рассматривается внедрение стратегических настольных игр в образовательный процесс детского сада и анализируются положительные изменения, связанные с развитием логических, аналитических и социальных навыков детей. Описываются этапы работы: подбор игр, обучение правилам, интеграция в учебный процесс и оценка результатов. Приводятся конкретные примеры успешных стратегических игр для дошкольников и наблюдения, подтверждающие эффективность данного метода.Ключевые слова: логическое мышление, дошкольники, стратегические настольные игры, развитие интеллекта, образовательный процесс, социальные навыки, планирование, аналитические способности, детский сад, обучение.Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании их познавательных способностей, которые в дальнейшем значимо влияют на общий уровень интеллекта и успешность в учебной деятельности. Логическое мышление обеспечивает способность ребенка к анализу, синтезу, сравнениям и обобщениям, что является основой для успешного восприятия и обработки информации.Одним из важнейших аспектов развития логического мышления у дошкольников является подготовка их к школьному обучению. Психолог Л. С. Выготский утверждал, что "игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста и через нее ребенок осваивает логические операции" [1]. В процессе игры дети развивают умения классифицировать предметы, определять последовательности событий и выявлять причинно-следственные связи.Также следует отметить, что развитие логического мышления способствует формированию у детей самостоятельности и уверенности в своих умственных способностях. Исследователь Н. Н. Поддьяков пишет: "Развитие мышления у детей происходит при взаимодействии с окружающей средой, в процессе решения практических задач" [2]. Таким образом, чем разнообразнее и сложнее задачи перед ребенком, тем эффективнее будет развитие его логических способностей.Для создания условий, благоприятных для развития логического мышления у детей дошкольного возраста, педагоги и родители могут использовать ряд методик и упражнений:Игры на классификацию. Игра "Найди лишнее" помогает ребенку научиться классифицировать предметы по определенным признакам, а также выявлять несоответствия.Конструирование. Строительные наборы и пазлы требуют от ребенка применять логику и пространственное мышление для решения конструктивных задач.Интеллектуальные игры. Игры, такие как шахматы, шашки или "Лото", развивают компонент логического мышления, связанный с планированием и прогнозированием действий.Решение задач на логику и смекалку. Сказки-загадки, логические сказки и иные формы сказочного сценария предлагают детям в увлекательной форме решать задачи на нахождение логических связей и закономерностей.Важную роль в развитии логического мышления играет взаимодействие с взрослыми. Педагогика М. Монтессори подчеркивает важность самостоятельной деятельности детей под наблюдением взрослых, которые выполняют роль "дирижеров познания" [3]. Родители и воспитатели могут создавать стимулирующую среду, предлагать ребенку разнообразные задачи и поощрять самостоятельные решения.Итак, развитие логического мышления у дошкольников является важной частью их общего интеллектуального и личностного роста. Одним из эффективных методов стимулирования этого процесса является использование стратегических настольных игр. В нашем детском саду на протяжении последних нескольких лет мы успешно внедряем этот метод, наблюдая значительные позитивные изменения в развитии детей.Стратегические настольные игры требуют от участников планирования, принятия решений, анализа ситуации и оценки возможных исходов своих действий. Эти процессы напрямую связаны с логическим мышлением и способствуют его развитию. В отличие от традиционных дидактических игр, стратегические настольные игры предоставляют детям возможность погружаться в более сложные и многослойные сценарии, что стимулирует их умственные способности.На первом этапе мы тщательно отбирали игры, подходящие для дошкольников. Основными критериями были:Простота правил, которая позволяет детям быстро понять основную механику.Наличие элементов стратегии, которые требуют планирования.Интересный сюжет и красочные компоненты, чтобы поддерживать интерес и внимание детей.Мы остановились на таких играх как "Cat & Mouse", "Первые шаги в шахматах", и "Сказочные приключения". Эти игры удобны для освоения и одновременно предоставляют широкие возможности для развития логического мышления.Продумав график и подход, мы начали внедрение игр с краткими обучающими сессиями. В течение недели каждую новую игру детально объяснял воспитатель. Затем дети получали возможность играть самостоятельно под наблюдением. Мы заметили, что такой подход помогает детям лучше запомнить правила и погрузиться в процесс игры.Мы организовали специальные игровые часы дважды в неделю. Эти занятия стали неотъемлемой частью учебного плана. В детских группах по 4-6 человек дети проводили время за играми, поочередно меняя партнеров по игре. Это помогало им приобретать новые социальные навыки и учиться работать в команде.После нескольких месяцев работы с настольными играми, мы провели оценку результатов. Были отмечены следующие положительные изменения:Улучшение концентрации и внимания. Дети стали лучше сосредотачиваться на задачах и дольше удерживать внимание.Развитие аналитических способностей. Малыши начали показывать лучшие результаты в заданиях, требующих логического подхода и анализа.Навыки планирования. Дети стали лучше предугадывать последствия своих действий и планировать шаги на несколько ходов вперед.Укрепление социальных навыков. Совместная игра способствует развитию навыков общения, сотрудничества и умения проигрывать с достоинством.Таким образом, развитие логического мышления у дошкольников является важной составляющей их общего интеллектуального развития. Путем активного включения детей в разнообразные виды познавательной деятельности, родители и педагоги подготавливают их к успешному обучению в школе и жизни в целом. Как отмечает А. Н. Леонтьев, "развитие мышления непосредственно влияет на познавательную деятельность и определяет успехи ребенка в дальнейшем обучении" [4].Использование стратегических настольных игр в нашем детском саду доказало свою эффективность в развитии логического мышления у дошкольников. Такие игры не только увлекательны, но и служат мощным инструментом интеллектуального развития. Мы планируем продолжать использовать и расширять этот подход, убеждаясь в его положительном влиянии на детей. В будущем мы намерены интегрировать ещё больше разнообразных игр и проводить семинары для родителей, чтобы они могли поддерживать и развивать навыки своих детей дома.Список литературы:Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М.: Педагогика, 1966.Поддьяков Н.Н. Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1986.Монтессори М. Метод Монтессори: научный метод воспитания детей. – М., 1912.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.