Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровьесберегающии технологии»
Автор: Алмаев Виталий Олегович
из знакомых большинству педагогов психологопедагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к решению проблем здоровьесбережения плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что образовательновоспитательный процесс осуществляете до здоювьесберегающим образовательным технологиям, еели при реализации используемой педагогической шстемы решается задача сохранения здоровья и детей, и педагогов.Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарногигиенических мероприятий. Это свидетельствует об искаженном понимании термина «здоровьесэерегающие образовательные технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления своей важнейшей задачихранения и укрепления здоровья воспитанников.Поразному понимают этот термин и педагоги образовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровьесберегающие образовательные технологииэто одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем цругим.Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях»: будто когданибудь в образовательных учреждениях появится невиданная технология, обладающая чудодейственной эффективностью. Но нужно четко различать, что, например, наличие правильно оформленного фитобараэто элемент здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающей технологии, а чистота и порядок в туалетах это просто санитарногигиеническое состояние; открытый в ДОУ кабинет физиотерапииэто компонент здоровьесберегающего пространства и технологии оздоровления, а используемые воспитателями приемы закаливания у дошкольниковэто повседневная, общеизвестная работа детского сада и т.п.Нет какойто одной единственной уникальной образовательной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медикогигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагогдицинский работникребенок); физкультурнооздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников, нанаш взгляд, могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей.Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать дошкольников и учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.Комментируя это определение, напомним, что задача дошкольного образовательного учреждения не «дотянуть» ребенка до школы, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить его к дальнейшей самостоятельной, в том числе школьной жизни, создаввсе предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.Технология (от греческих слов «1есЬпе» искусство, умение и «1о§оз» учение, наука) совокупность знаний и способов деятельности.Цель здоровьесберегающих образовательных технологийобеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Принципы здоровьесберегающих образовательных технологийПринцип «Не навреди!».Принцип сознательности и активности.Непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.Систематичности и последовательности.Принцип доступности и индивидуальности.Всестороннего и гармоничного развития личности.Системного чередования нагрузок и отдыха.Постепенного наращивания оздоровительных воздействий.Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательнообразовательного процесса и др.Средства здоровьесберегающих технологийВсе основные средства в системе здоровьееберегающих технологий можно разделить на три группы.Средства двигательной направленности:элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);физические упражнения;изкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.Оздоровительные силы природы:солнечные и воздушные ванны;водные процедуры;фитотерапия;ингаляции и многое др.Гигиенические факторы:выполнение санитарногигиенических требований;личная и общественная гигиена;проветривание и влажная уборка помещений;соблюдение режима дня и др.Формы занятий в системе здоровьесберегающих технологийСреди эффективных форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:с использованием профилактических методик;с применением функциональной музыки;с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;с проведением оздоровительных мероприятий;с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др Методы и приемы как компоненты здоровьесберегающих образовательных технологийМетоды здоровьесберегающих технологийПрактический метод.Игровой метод.Соревновательный метод.Моделирующий метод и др.Приемы здоровьееберегающих технологийЗащитнопрофилактические (личная гигиена и гигиена обучения).Компенсаторнонейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.).Стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии).Информационнообучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).Критерии оценки здоровьяУровень работоспособности.Отсутствие вредных привычек.Наличие физических дефектов.Оптимальный двигательный режим.Рациональное питание.Закаливание и личная гигиена.Положительные эмоции.Социальное благополучие.Классификация здоровьесберегающих технологийЗдоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях информационном, психологическом, биоэнергетическом. Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: медикопрофилактические(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскимитребованиями и нормами, с использованием медицинских средств технологии организации мониторинга здоровьядошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприяий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);физкультурнооздоровительные(направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);образовательные(воспитания культуры здоровья дошкольников, личностноориентированного воспитания и обучения);обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психологопедагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);здоровьесбережения и здоровъеобогащения педагогов(направленные на развитиекультуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизнисохранения и стимулирования здоровья(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);обучения здоровому образу жизни(технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемноигровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж);коррекционные(арттерапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.) К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорноразвивающейсреды,под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорноразвивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорноразвивающей среды является не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъектсубъектных отношений между педагогом и воспитанником. И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития. Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорноразвивающей среды включает в себя: использование настольной конторки (работа в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (ситуационнообразное моделирование), офтальмотренажеров (выполнение зрительного тренажа), наглядного материалана сенсорнодидактической подвеске, сенсорнодидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние) др.Используемые ресурсы.Никишина И.В. Мастеркласс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным проложением/ И.Н. Никишина, 2 е изд., испр. И допол. М.: «Планета», 2013 Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ООО «ОЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.