Публикации
Воспитание и сохранение интереса к занятиям в музыкальной школе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание и сохранение интереса к занятиям в музыкальной школе.
Автор: Карпиевич Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание и сохранение интереса к занятиям в музыкальной школе.
Автор: Карпиевич Наталья Владимировна
Воспитание и сохранение интереса к занятиям в музыкальной школеУсловия жизни диктуют новые требования к воспитанию, процессам и результатам обучения. Большинство учащихся посещают музыкальную школу без большого желания, а после окончания – прекращают занятия на инструменте. Мотивация обучения в музыкальной школе является важной задачей, которую вынуждены решать и преподаватели, и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда не придётся уговаривать его не бросать музыку. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе. Что же это за причины? Научно-технический прогресс, телевидение и интернет, - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Занятия музыкой забирают время от более увлекательных занятий. Демотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем ребенка, предоставляя ему свободу выбора и действий. Отдавая ребёнка в музыкальную школу, родители должны понимать, что это школа, а не кружок. Некоторые дети бросают музыкальную школу, проучившись в ней 2-3 года. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых подходов, методик преподавания для увеличения интереса учащихся к обучению.Для этого нам, преподавателям, нужно знать и владеть различными формами и методами обучения, искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, чтобы удержать их в музыкальной школе.Дети, рождённые в XXI веке, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. А родители, отдавая ребёнка в музыкальную школу, хотят, чтобы он играл, как Дранга, и, не получая желаемого результата, разочаровываются.Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках! Применение современных образовательных технологий на уроках специальности в классе аккордеона и баяна способствуют формированию мотивации к учебной деятельности. Начальный период обучения.А все начинается с начального периода, который является важным вводным этапом в обучении, позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться с помощью инструмента.В настоящее время проблема начального обучения на аккордеоне и баяне стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели аккордеонисты и баянисты. Ведь период, когда аккордеон и баян пользовались всенародной любовью, были самыми популярными инструментами, когда конкурс в музыкальную школу давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению, прошел. Изменилась и возрастная категория детей – это младший школьный возраст.Имеющиеся методические пособия и школы игры на аккордеоне и баяне рассчитаны в основном для детей 9-11 лет, и предполагают обучение игры на аккордеоне и баяне сразу по нотам. Но такие методики не приемлемы для обучения детей младшего школьного возраста. Именно поэтому начальный период обучения ведется в игровой форме. В работе с такими детьми я применяю учебник Г.И. Крыловой «Азбука маленького баяниста», где очень интересно изложен материал для обучения шестилетнего ребёнка.С первых уроков ребёнок держит инструмент, но не общается напрямую с нотами. Цель такой методики заключается в том, чтобы методы и формы ведения урока были направлены на раскрепощение ребёнка, придание ему веры в свои возможности. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, возможностей развития, приобретённых знаний.Наша преподавательская задача - постоянно мотивировать ребёнка к занятиям музыкой, к обучению музыке. А лучшая мотивация - когда у ребёнка получается всё и сразу. Ребёнка надо больше хвалить, малейший успех должен быть отмечен. Чувствуя, что ребёнок не справляется, лучше облегчить задание, чем обрекать его на неудачу. Такая ситуация впоследствии послужит хорошей почвой для преодоления неуверенности в собственных силах. Значение исполнительской практики.Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре. Очень важно, чтобы каждый ученик регулярно выступал на родительских собраниях перед учащимися и родителями, привлекать к участию в различных концертах как в школе, так и за её пределами, например, в детских садах и общеобразовательных школах. На таких концертах могут выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещё одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению. Значение коллективного (ансамблевого) музицирования.С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Педагогический опыт показывает, что игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям. Вот что писал Нейгауз: «С самого начала занятий ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но искусства». Игра в ансамбле является действенным средством в развитии чувства ритма. Играя с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями. Ансамблевая игра формирует у ученика верное темпоощущение. В ансамбле с педагогом зрительные и двигательные навыки ученика развиваются значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, т.к. получают мощную поддержку со стороны слуха.Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке.Ребят всегда увлекает ансамблевый вид деятельности. Занятия ансамблем и оркестром приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. Совместное музицирование помогает отчасти решить проблему боязни сцены, способствует развитию ребенка как сольного исполнителя. Игра в ансамбле дает возможность реализоваться слабому учащемуся, создаёт условия для его участия в концертной деятельности. Ансамбль повышает заинтересованность учащихся и родителей в процессе обучения. Детям нравится общаться и делать что-то вместе, а результат приносит удовлетворение и слушателям, и исполнителям. Ансамблевое музицирование играет большую роль в развитии всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритма, расширяется музыкальный кругозор. Ребёнок ощущает успех – мощный источник мотивации.Руфов Марк, 1 класс.Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне». Мелодические упражнения. Эти упражнения можно играть с учеником буквально с первых уроков.Для ученика на первых в его жизни уроках музыки игра даже одного звука в ансамбле с преподавателем представляет собой ярчайшее событие: она как бы делает его равноправным с преподавателем. То, что ученик с первых уроков слышит полноценное звучание своего инструмента, несомненно, является огромным эмоциональным стимулом в стремлении научиться хорошо играть и участвовать в коллективном музицировании.Марк Руфов, 1 класс мелодические упражнения № 6,7. «Белочка».Зубков Михаил, 1 класс.А.Аверкин «Милая мама»Новожилов Семён, 2 класс.А.Доренский «Весёлое настроение».Роль музыкальных конкурсовЧасто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая цель – то для её достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником. В нашей школе ежегодно проводится конкурс «Музыкальный калейдоскоп», также дети участвуют в республиканских, всероссийский конкурсах. Но в этих конкурсах задействованы лучшие дети, а подавляющее большинство контингента музыкальной школы – дети с весьма скромными музыкальными данными. Может быть, в качестве эксперимента, провести конкурс среди таких учеников? Конечно, это лишние хлопоты, уделённое время, но, может, полученный результат будет стоить этого?Роль семьи в музыкальном воспитанииРоль семьи в мотивации детей к успешному обучению играет немаловажное значение, а может, и основополагающее.Для более эффективной работы следует поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения.Доводить до сознания родителей, что их ребенок начал заниматься серьёзным делом, требующим способностей, внимания, терпения, трудолюбия. Родители должны проявлять интерес к его самостоятельному творчеству. Можно предложить выучить какое-либо произведение в качестве подарка ко дню рождения, празднику. Периодически устраивать домашние концерты, после выступления обязательно похвалить. Это повышает самооценку.Я постоянно поддерживая связь с родителями через группу в WhatsApp. Сообщаю им об успехах детей, об интересных исследованиях о пользе музыкальных занятий. Некоторые говорят, что музыка не будет их профессией, и они напрасно тратят время в музыкальной школе. На это есть веские аргументы, исследования учёных: музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, активизируют практически все участки головного мозга, при этом повышают интеллектуальный уровень. Ведь даже маленькому ребенку для того, чтобы воспроизвести простую нотную запись, необходимо прочитать ритмический и звуковысотный рисунок, следить за правильными пальцами, фразировкой. А при игре на баяне и аккордеоне эти задачи усложняются из-за различия в строении клавиатур, ведения меха.Музыка – это воспитание характера без риска травмы. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Музыка ведёт к вершинам компьютерных наук. Не случайно фирма Майкрософт предпочитает сотрудников с музыкальным образованием. Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии. Чтобы ребёнок успешно учил иностранный язык, надо заниматься музыкой. Мозг музыкантов работает лучше. У них чаще, чем у других людей, бывают задействованы оба полушария. Психологи говорят, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным. О какой бы карьере ни мечтали родители для своего ребёнка, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу.Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Ведь взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее. Использование Интернет-технологий Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся.Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, я даю такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников — учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением. Просматривая фрагменты выступлений профессиональных исполнителей, учащиеся учатся сценической культуре.Также я применяю игру под фонограмму.Такой вид исполнительства вовлекает ученика в активную форму музицирования, развивает умение слушать и слышать, требует предельной концентрации внимания. Игра под фонограмму расширяет музыкальный кругозор, способствует активизации учебного процесса, показывает, что баян и аккордеон способны занять своё место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Репертуар эстрадных пьес невелик и рассчитан в основном на старшие классы. Сейчас ученик может уже в 1 классе играть под фонограмму, привыкая к новым ритмическим рисункам. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу: расширяет творческие возможности, раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Эта форма работы помогает более быстрому музыкальному и техническому развитию.А сейчас мы познакомим вас с этим интересным видом работы. Руфов Марк сыграет пьесу «Радуга» Романа Бажилина.Пьеса состоит из двух нот, но, несмотря на простоту, сыграть ее довольно сложно, но Марк справился. Музыка очень образно показывает появление радуги: сначала бледной, потом она становится всё ярче и ярче (усиливается звук, фактура-более насыщенная). Триольный ритм показывает, как она переливается. В конце все цвета смешиваются и радуга тает. Семён Новожилов: Рнп «Я на горку шла». Аккомпанемент в эстрадном стиле украсил эту известную пьеску, придал ей оригинальное свежее звучание.Самойлов «Пьеса».Неожиданной для меня оказалась фонограмма к этой пьесе. На первый взгляд они совершенно разные: пьеса - медленная, напевная, фонограмма - весёлая, со сложным ритмом. Но они подружились и получился интересный номер. Михаил Зубков: Роман Бажилин «Автомобиль». Пьеса написана в синкопированном ритме. Юрий Астахов:«Грибы». Известная песенка за 1 класс, но под фонограмму звучит как концертный номер. Ребёнку приносит удовольствие исполнение такой пьесы. Минуллин Родион: Кэмпферт «Путники в ночи» Подводя итоги, следует отметить, что:Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач происходит и повышение мотивации к обучению, оказывается несомненное влияние на развитие личности.Особое внимание уделяем:Работе с родителями.Коллективному (ансамблевому) музицированию.Участию в конкурсах и концертах.Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.