Публикации
Открытый урок по ИЗО "Пейзаж родной земли"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по ИЗО "Пейзаж родной земли"
Автор: Башлаева Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по ИЗО "Пейзаж родной земли"
Автор: Башлаева Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Бестяхская средняя общеобразовательная школа имени Ивана Иннокентьевича Козлова»Муниципальный район «Хангаласский улус»Республика Саха (Якутия)Открытый урок по изобразительному искусству 4 класс «Пейзаж родной земли»Разработала: учитель изобразительного искусстваБашлаева Ольга Владимировна2023 г. Конспект открытого урока по изобразительному искусству 4 класс «Пейзаж родной земли»Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю вам ребята прослушать стихотворение «Если видишь на картине…». И вы мне скажете каким жанром изобразительного искусства мы будем сегодня заниматься на уроке.Конструктор урока (Необъявленная тема):Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый инейИли сад и облака,Если снежная равнинаИли поле и шалашОбязательно картина называется…… (Ответ уч-ся: пейзаж)Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Оборудование: для учителя – слайд картин художников пейзажистов.для учащихся – бумага формата А4, акварель, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.Ход урокаОрганизационный момент.Проверь дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядкеВсе ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят.Повторение пройденного материалаУчитель: Кто из вас вспомнит и скажет, что такое пейзаж?- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.Учитель: Ребята, существуют разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? Конструктор урока (прием «Согласен – не согласен):Презентация состоит из текста и картинок.Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома, жизнь сельских жителей, изображение домашних животных), городской (изображают разные дома, улицы, виды городов, улицы, толпу людей, машины и другой транспорт), парковый пейзаж (изображают заповедные уголки природы, созданные для отдыха в городах, парк), архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры), исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями), космический пейзаж (внеземные горизонты), морской пейзаж (изображение моря - Марина — это вид пейзажа, на котором изображено море.Сообщение нового материала.Учитель: Жанр изобразительного искусства – пейзаж до 16-17 века был только фоном для портретов или исторических сцен. В нашей стране он достиг рассвета в 19 веке, и наши русские художники стали известны во всем мире.Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников пейзажистов? (Левитан, Шишкин).Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей. Николай Константинович Рерих. Горы.Природа нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, ярко освещенные солнцем.Иван Константинович Айвазовский. «Море. Скалы».Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окруженных бесконечным морем, то тихим, то бурным.Павел Варфаламеевич Кузнецов. «Мираж в степи».Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.Исаак Ильич Левитан. «Вечерний звон».Наша страна Россия очень большая и природа на ее территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки. Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами. Иван Иванович Шишкин. «Полдень». Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. Это поля.4 сезона! Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Учитель: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля.Зима: Пластов А.А. «Первый снег» Учитель: Какие чувства вызывает у вас ребята картина «Первый снег»? (Особенное приподнятое настроение от снега).Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-голубые и белый).Весна: А.К.Саврасов «Грачи прилетели» Учитель: Ребята, вы знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).Лето: А.А.Пластова «Летом» Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).Осень: И.И.Левитаа «Золотая осень» Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.Творческая практическая деятельность учащихся.Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению./Учащиеся выполняют работу индивидуально или в паре по два человека/1 группа – радостный, светлый пейзаж;2 группа – мрачный, тоскливый пейзаж;3 группа – нежный с грустью пейзаж.Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми.Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастенСредний план – объем и цвет постепенно смягчаютсяЗадний план – все сливается в воздушной дымкеизменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателяточная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности По мере удаления • предметы уменьшаются• цвет бледнеет• контрастность постепенно смягчается• ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно• удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются Законы перспективы:видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.Итог урока.Выставка и анализ работКак можно передать настроение природы на рисунке?С картинами каких художников мы сегодня познакомились?Учащиеся оценивают рисунки товарищей.