Публикации Консультация для педагогов "Региональный компонент в развитии творчества дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов "Региональный компонент в развитии творчества дошкольников"
Автор: Богдан Алина Николаевна


Региональный компонент в развитии творчества дошкольников
Чтобы разбудить в ребенке творца,
надо разбудить его душу.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают. Чтобы слова Я люблю свою Родину не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте.
Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги.
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: Ненец и тундра – брат и сестра. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Немаловажно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Изучив культуру своих предков, историю своего народа,дети в дальнейшем с уважением и интересом будут относиться к культурным традициям других народов.
Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Основным источником народной эстетики служит красота родной земли, которая воспитывает в людях поэтическое восприятие мира, делает из них художников.
Ознакомление дошкольников с природой и искусством родного края — деятельность, способствующая развитию творческой активности и интеллектуальных качеств личности, общения, любознательности.
Человек и природа, искусство и природа - веками "жили" в единстве. Природа в человеке всегда будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты: оно формировалось в процессе труда. Прекрасной иллюстрацией этого, является богатейшее изобразительное орнаментальное искусство народов Ямала.
Особое внимание заслуживает орнаментальная красота меховых изделий хантов и ненцев. Наблюдая за природой, животным миром, женщины применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши", "медвежий след", "рога оленя", "красивые рога оленя", "крыло чайки", "соболь", "щучьи зубы", "лисья лапа", "подобно чуму" и т.д.
Яркие краски орнаментов, так же подсмотрены у природы: стоит только взглянуть на пестроту осенней тундры, летнее густотравье, зимние всполохи фантастического северного сияния.
Меховая мозаика завораживает взгляд и поражает сложностью изготовления: все - одежда, головные уборы, обувь, сумочки для рукоделия и мелкие предметы (куколки, кисеты и т.д.) оформлены с такой аккуратностью и фантазией, что трудно поверить в их рукотворное происхождение. Безгранично, бездонно народное прикладное искусство, от того оно и неповторимо и ценно.
Разрабатывая содержание и формы работы по художественному воспитанию детей, каждый педагог понимает, что педагогический процесс лучше начинать с развития воображения. Это вызовет поток образов и желание их реализовать. Рудольф Штейнер утверждал, что побуждать ребёнка к действию или поступку надо через организацию эмоционального волевого участия, т.е. обеспечения чувственного восторга, который побудит к действию и создаст предпосылки к мыслительной деятельности.
Реализации этнокультурного компонента способствуют выездные экскурсии Музейного Ресурсного Центра Духовная и материальная культура народов Севера и История простых вещей, которые рассказывают о традициях, обычаях, быте русского и ненецкого народов, что даёт возможность сравнить эти две самобытные культуры и попытаться понять их своеобразие.
Во время непрерывной образовательной деятельности по изодеятельности можно предлагать нарисовать свое любимое место в городе; по теме Рисуем животных - рисовать животных края. При составлении узора использовать национальный орнамент. По теме Рисуем человека предложить нарисовать, к примеру, охотника на лыжах, рыбака или северную красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателей-земляков.
Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей края. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата.
Коллекции предметов материальной культуры позволяют прикоснуться к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах по изобразительной деятельности. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети могут передавать в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.
Задачи по развитию творчества дошкольников с использованием регионального компонента:
знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла нухуко и кукла акань; виды орнаментов и их символика;
вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов
обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха).
НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА.
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет
Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала: детская игрушка – кукла нухуко (ненецкая), кукла акань (хантыйская).
Аппликация из ткани, сукна.
Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.
Плетение из шерстяных ниток, бисера.
Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха.
Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.
Украшения и их символика.
Наша цель: вовлечь детей в творческий процесс, и, через новые знания о природе Ямала, прививать экологическую культуру воспитанникам.