Публикации Хочу всё знать

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Хочу всё знать
Автор: Валентина Николаевна Соколова

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Вёскинская средняя общеобразовательная школа»Лихославльского района Тверской областиРабочая программа по внеурочной деятельности«Хочу все знать»(научно – познавательное направление)Уровень образования: основное начальное образованиеСрок реализации: 2022-2023гг3 классКоличество по учебному плану:1 год – 34ч/год; 1ч/неделюПланирование составлено на основе:Федерального Государственного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МОУ «ВСОШ». Рабочую программу составила: Соколова В.Н., учитель начальных классов первой категории 2022 г. 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, имеет научно-познавательное направление. Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. Здесь больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и развития функциональной грамотности. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по развитию активной мыслительной деятельности всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьным предметам. Необходимость работы с учащимися начальных классов по данному направлению вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни Данную программу «Хочу все знать» рассматривают как средство развития интереса к предметам, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся. Данная программа способствует развитию у детей уникального человеческого дара – дара слова. Программа дает возможность каждому ребёнку научиться овладевать диалогической и монологической речью: уметь отвечать на вопросы и задавать их; составлять небольшие рассказы по картине, или на сюжет, предложенный учителем; последовательно рассказывать о виденном, т.е. ребёнку необходимо владеть элементами речевой культуры. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.Внеурочная работа научно-познавательного направления предусматривает разные формы: викторины, олимпиады . защита проектов и т.д.. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок и т.д.Данный курс «Хочу все знать» нацелен на формирование следующих универсальных учебных действий:
  • Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятие.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, упражнениями, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
  • 2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, выполнять рисунки, плакаты, схемы;
  • Самостоятельно решать различного рода головоломки;
  • Создавать проекты
  • Формировать стремление учащихся к личностному росту.
  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
  • выборочное, поисковое);
  • Самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • Работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Формирование выразительности речи, овладение средствами звуковой выразительности(
  • Самостоятельно работать с новым произведением;
  • Осознанно уметь организовывать свой отдых и деятельность.
  • Уметь дарить добро окружающим людям;
  • 3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Конструировать фразы различными способами;
  • Пользоваться приемами театрализации
  • Совместно договариваться о правилах общения, игры, соревнований и поведения на занятиях и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группа.
  • 2.Содержание курса внеурочной деятельности. 3 класс Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Раздел 1 Русский язык с элементами культуры речи (8ч)Понятие об этикете как об установленном порядке поведения, совокупности правил поведения, касающихся отношений к людям.Этикетные знаки: а) несловесные – движение, жест, голос, мимика, предмет; б) словесные – языковые формулы.Этикетные стереотипы – готовые конструкции, которые употребляются в ситуации вежливого обращения людей друг к другу. Понятие о речевой ситуации. Этикет в семье. Этикетные ситуации приветствия и прощания. Неязыковые – взгляд, рукопожатие, улыбка. Письменные варианты. Этикетные ситуации благодарности и извинения. Интонационные оформления благодарности и извинения. Этикетные ситуации поздравления и пожелания. Поздравительная открытка с пожеланиями.Этикетные ситуации приказа и просьбы. Устрашение или дружеское расположение. Интонационное оформление. Этикетные ситуации совета и предложения. Уместность. Интонационное оформление. Этикетные ситуации согласия и отказа. Отказ и упрямство. Согласие и соглашательство. Разумный компромисс в договоре. Интонационное оформление согласия и отказа. Этикетные ситуации утешения, сочувствия, соболезнования. Мимика сопереживания. Этикетные запреты при использовании формул сопереживания. Этикетная ситуация приглашения. Письмо-приглашение. Этикетная ситуация знакомства. Тематическая группа, базовые стереотипы и синонимические варианты стереотипов знакомства. Причины, повод для знакомства. Формулы «ты» и «вы».Орфоэпическая норма. Основные черты литературного произношения (умеренное аканье, иканье, взрывной характер согласного (г), смягчение твёрдых согласных перед мягкими). Орфоэпия отдельных звуковых сочетаний: (ц) на месте графического «-ться», и «-тся», (шн/чн) на месте графического «чн» и т.д. Стили произношения в зависимости от целей и условий высказывания. Полный стиль произношения (размеренный темп, чёткое произношение, строгое соблюдение норм). Разговорный стиль произношения (убыстренный темп речи, сильная редукция гласных звуков, их выпадение, выпадение слогов и частей слов (Мария Ивановна – Марь Ванна, сейчас – щас). Грамматические, морфологические нормы. Образование форм слов и специфика их употребления в русской речи.Слова заимствованные, их неизменяемость по числам, падежам. Специфические особенности категории рода существительных иноязычных, наличие вариантов (шампунь лечебный – шампунь лечебная). Синтаксическая норма. Построение словосочетаний . Правильность использования предлогов и союзов.Норма словоупотребления. Правильность выбора слова и уместность его употребления в контексте (ситуации). Словообразовательная норма. Правильность употребления приставок, суффиксов, корней в сложных совах. Детское словотворчество.Раздел 2 Занимательная математика -1.Что дала математика людям? Зачем её изучать? На разные числовые последовательности Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом Изометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»2. Математические игры.Числа от 1 до 100.Решение занимательных задач.Интересные приемы устного счётаЛогические задачи, числовые ребусы, головоломкизадачи повышенной трудности. 3. Бесконечный ряд загадок.Решение нестандартных и занимательных задачОбсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?»)4. Учимся отгадывать ребусы.КВНЗнакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.5. Пифагор и его школа.Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.6. Тайны окружностиОкружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). 7 . Решение олимпиадных задач. Решение задач повышенной сложности Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.8. Числовые головоломкиПроектная деятельность «Математика вокруг насСамостоятельный поиск информации для газеты. Решение и составление ребусов, содержащих числа.Раздел 3 Зеленые страницы книги природы -8чАптека у нашего домаЗнакомство с растениями, предназначение, лекарственные растенияПервоцветы нашего края Знакомство с растениями, предназначение, лекарственные растения. Экологическое воспитание. Творческая мастерская.Водоемы нашего края и его обитатели Знакомство с водоемами Лихославльского района, растениями и обитателями водоемов, предназначение. Экологическое воспитание.Пернатые жители леса. Знакомство , распознание, предназначение. Экологическое воспитаниеО муравьях. Предназначение. Экологическое воспитание Необыкновенная жизнь бобра. Предназначение. Экологическое воспитание Удивительный мир бабочки Предназначение. Экологическое воспитание Выставка рисунков бабочекЗащита проектов « Удивительное рядом» Групповой проектРаздел 4 .В мире книг 10 ч.Сказочные герои в ребусах и загадкахПредлагается расшифровать имя сказочного героя, вопросы по содержанию русских народных сказок, выступления о прочитанном, выставка книг из домашней библиотеки Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умнаявнучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». История басни. Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Л.Н. Толстого.Конкурс чтецов. Басни в прозаической форме Л.Н. Толстого. Знакомство. Герои басен. Инсценирование басен (работа в группах).Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.Книги-сборники произведений детских писателей.Конкурс рисунковДети — герои произведений Н.Носова Герои рассказов«Мишкина каша», «Огородники» Чтение, обсуждение. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. Формирование выразительности речи, овладение средствами звуковой выразительности(тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, выработка четкой дикции.Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».Конкурс чтецов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».Книги о родной природе. Произведения В БианкиПроизведения В Бианки, которые учат любознательности и сопереживанию.Выставка книг, викторина по произведениямСказки народов России . Экскурсия в сельскую библиотекуКниги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.Сказки народов России. Оформление выставки книг.Подготовка проведения викторины «Герои народных сказок».3.Календарно-тематическое планирование.3 классЛитература
  • Уроки речевого этикета. 1 класс: методическое пособие / Г.В. Домрачева и др. – Шадринск: ШГПИ, 2007г.
  • Нормативность русской речи. 2 класс: учебно-методический комплект для учителей начальных классов / Г.В. Домрачева и др. – Шадринск: ШГПИ, 2009г.
  • 3..Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 20174.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 20165. Плешаков А.А Серия «Зеленый дом» М.: «Просвещение»,20176 Ресурс Интернет