Публикации
Развитие творческого мышления младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческого мышления младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Личковаха Мария Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческого мышления младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Личковаха Мария Александровна
Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Многие психологи рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства изобразительного искусства.Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация и др.).Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.В работе с детьми стараюсь найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра). Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг.Занятия строю из 4–5 частей:1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.3. Пальчиковая гимнастика.4. Объяснение задания.5. Непосредственная работа.Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками - развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.В работе с детьми с ОВЗ особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т.С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает работы детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону». Научение начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».В работе с детьми с ОВЗ очень интересны нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.Детям интересно узнавать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Техника тампонирование - совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Кляксография, рисование свечой, цветными ниточками - все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.Данные мероприятия позитивно реализуются через уроки изобразительного искусства, технологии и разнообразные курсы внеурочной деятельности (ритмика, очумелые ручки, ). Помогает в работе использование ИКТ (рассмотрение репродукций по теме занятия, презентации и др.). Так же ребятам в развитии способностей помогают различные кружки местного и регионального уровня.В комплексе работа с детьми с ОВЗ дает позитивное развитие творческих способностей, которая очень важна, так как способствует реализации ребенка, и дает равные возможности для дальнейшего активного участия, как в конкурсном движении, так и применение в социуме полученных знаний.