Публикации Школьный медиацентр

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьный медиацентр
Автор: Сухарева Марина Викторовна

Пояснительная запискаУмение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться.Дополнительная общеобразовательная программа «Медиацентр» относится к социально-гуманитарной направленности, имеет стартовый уровень.Актуальность программы.Актуальность программы дополнительного образования «Медиацентр» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества.Пресса, выпускаемая подростками, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказать свое мнение.Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Реализуя данную программу, педагог решает важный блок задач, таких, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков, формирование активной жизненной позиции личности в процессе общения. Пресса, выпускаемая учащимися, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Включает их в систему новых отношений, помогающую вывить свои способности, адаптироваться в социуме.Цель программы: развитие интереса к литературному творчеству, формирование интеллектуальных и практических умений в области журналистики, формирование первоначальных навыков работы в газете.Задачи программы:Личностные:
  • воспитывать гражданскую активность личности учащегося;
  • формировать культуру общения, уважительное отношение к людям;
  • содействовать выработке у подростка собственной позиции по вопросам морально-нравственной направленности и общественной жизни;
  • вырабатывать культуру журналистского поведения;
  • формировать навыки здорового образа жизни.
  • Метапредметные:
  • развить познавательную активность и мотивацию личности к творчеству;
  • развить уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные навыки и умение контактировать с людьми;
  • развивать литературные способности учащихся; способности к словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;
  • развивать умение устного выступления;
  • развивать умение письменно излагать свои мысли в форме очерков, эссе, репортажей, интервью;
  • развить образное и логическое мышление, творческие способности учащихся.
  • Предметные:
  • развить устойчивый интерес к журналистской деятельности;
  • способствовать овладению основными навыками журналистского творчества;
  • вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
  • повысить уровень знаний учащихся в области современного русского языка, умение логически выстраивать свои мысли, грамотно и интересно излагать полученную информацию;
  • дать представление о профессии и этике журналиста;
  • формировать умения работать в таких жанрах, как информация, заметка, интервью;
  • привлекать учащихся к занятию фотографией.
  • Отличительные особенности программы.
  • Направленность на достижение широкой социальной компетентности отличает эту программу от традиционных, решающих более локальные задачи - знакомство с профессией, создание видео или печатной продукции подростками.
  • Занятия по программе помогают детям преодолевать такие психологические барьеры, как скованность, замкнутость, застенчивость. Знания, полученные на занятиях по данной программе, способствуют расширению кругозора и повышению успеваемости в школе, особенно в области гуманитарных наук.
  • Эта программа ориентирована на организацию интеллектуального, социально-полезного досуга не только для одаренных и талантливых детей, но и для всех желающих.
  • Программа «Медиацентр» предусматривает не только обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, а формирование необходимых умений осуществляется посредством выполнения различного вида заданий, построенных на краеведческом материале. Отличительная черта программы так же в том, что в ходе подготовки материалов учащиеся осваивают азы фотографии, делают собственные фотоснимки.
  • Новизна данной программы состоит в том, что дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области.  Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.Программа «Медиацентр» расширяет границы изучения языка в школьном курсе и предусматривает знакомство и практическое освоение многих разделов лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в Программу включены вопросы экологии речи, причем акцент сделан на практическое освоение понятий лингвистики. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. В этом новизна данной программы.Адресат программыДанная программа рассчитана на учащихся 5-6 классов.Объем и срок освоения программы.Программа рассчитана на один год обучения и составляет 36 часов.Форма обучения – очная.Режим занятийЗанятия проводятся во второй половине дня после занятий в школе. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут). Планируемые результаты освоения учащимися программыЛичностные.У учащихся будут:
  • воспитана гражданская активность;
  • сформированы культура общения, уважительное отношение к людям;
  • выработана собственная позиция по вопросам морально-нравственной направленности и общественной жизни;
  • выработана культура журналистского поведения;
  • сформированы навыки здорового образа жизни.
  • Метапредметные:
  • развита познавательная активность и мотивация к творчеству;
  • развит уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные навыки и умение контактировать с людьми;
  • развиты литературные способности; способности к словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;
  • развито умение письменно излагать свои мысли в форме очерков, статей, эссе, репортажей, интервью;
  • сформировано умение устного выступления;
  • развиты образное и логическое мышление, творческие способности.
  • Предметные:
  • развит устойчивый интерес к журналистской деятельности;
  • вовлечены в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
  • повышен уровень знаний в области современного русского языка, умение логически выстраивать свои мысли, грамотно и интересно излагать полученную информацию;
  • дано представление о профессии и этике журналиста;
  • сформированы умения работать в таких жанрах, как информация, заметка, интервью;
  • привлечение к занятию фотографией.
  • Содержание учебного планаРаздел 1. Вводный курс.Вводное занятие. Введение в программу.Теория: Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями. Инструктаж по технике безопасности. Пресса для детейПрактика: Входная диагностика (первичный контроль знаний).Раздел 2. Журналистика.Теория: «Ведомости» – первая русская газета. Газета «Ведомости». Издатель.Аудитория. Тираж. Первый русский репортер.Практика: Обзор СМИ до революции. Пресса Великой Отечественной войны: К. Симонов - военный корреспондент.Раздел 3. Средства массовой информации.Теория: Ведущие группы современной российской прессы. Обзор современных СМИ. Их формат и особенности: общественно-политическая пресса, деловая пресса. Научно-публицистические и научно-популярные издания. Специализированные издания. Рекреативная периодика и сервисные издания.Периодическая печать в системе современных СМИ. Функционирование прессы. Дифференциация системы прессы. Сеть газетных изданий РФ. Еженедельники газеты и еженедельники журналы. Система российской журнальной периодики.Теория: Электронные СМИ. Интернет-издания. Интернет как многофункциональная система. Профессиональные интересы журналистов в Интернет.Практика: Анализ информационного поведения аудитории, поисковые запросы.Теория: Телевидение. Система телевидения. Школа советского телевидения и ее влияние на современное функционирование ТВ. Программные и вещательные организации ТВ. Дифференциация по способу трансляции: антенное, спутниковое, кабельное. Дифференциация по типу деятельности: вещательные, программа производящие (продюсерские фирмы), дистрибьютеры. Дифференциация по охвату территории (общероссийские, региональные, местные, межгосударственные. Межрегиональные теле-ассоциации (Кубань, Восток и др). Проблемы и перспективы развития системы.Радио. Система радиовещания РФ. Тенденция к монополизации и централизации вещания. Радиорынок. Информационные агентства, как развивающаяся система. Теле-радио-концерны.Интернет-формат, его стилистические особенности. Периодичность вывешивания информации. Методы развития системы потребителей.Теория: Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. Понятие композиции. Построение фотоснимка. Сюжетно-композиционный центр.Практика: Подготовка фотоснимков.Раздел 4. Мир газет и журналов.Теория: Знакомство с жанрами журналистики.Теория: Речевые жанры. Публицистическая речь. Официально-деловой стиль речи.Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.Жанры публицистического стиля:а) ораторские выступления (обращение, напутственное слово, юбилейная, митинговая,парламентская речи, проповедь);б) жанры газетно-журнальной публицистики.Информационные жанры: хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью, отчет, путевые заметки, обозрение, репортаж.Аналитические жанры: корреспонденция, статья, обзор, рецензия, проблемная статья. Художественно-публицистические жанры: эссе, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.Жанры официально-делового стиля: объявление, биография, автобиография, заявление, расписка, деловое письмо, объяснительная записка, протокол, договор, деловой разговор по телефону, переговоры и другие.Практика: Анализ текстов различных стилей, жанров. Написание текста в жанре репортаж «Мой Подольск». Создание небольших текстов на одну тему, но в разных стилях (тема: «Кремль»). Проведение интервью – игровая ситуация. Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера.Теория: Подготовка речи. Логическая организация выступления.Как готовиться к публичным выступлениям? Основные приемы поиска материала.Практика: Подготовка к выступлению на тему «Наш Подольск».Практика: Использование презентации во время выступления. Создание презентации в MS PowerPoint. Работа с MS PowerPoint, создание презентации, основные требования к оформлению. Выступление с использованием презентации.Раздел 5. Художественно-техническое оформление изданияТеория: Вводная лекция. Творческое мышление и варианты его выражения. Понятие мастерства как творческого, свободного владения методами профессиональной деятельности, поиска новых форм и методов.Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.Теория: Выразительность документализма.Разные уровни достоверности. «Искусство умолчания». Многообразие использования выразительных возможностей. Документального факта.Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.Теория: Образ журналиста в тексте.Документализм и личностная окрашенность текста. Образ автора в творческом тексте. Авторская интонация. Авторская позиция.Практика: Освоение навыков написания информационных материаловТеория: Мастерство заголовка.Значимость заголовка. Возможности вариабильности. Допустимая и не допустимая креативность заголовка.Практика: Освоение практики написания заголовков.Теория: Профессиограмма профессии.Профессиональные и личностные качества журналиста, их место в профессиональной деятельности. Моральный кодекс журналиста.Практика: Анкетирование.Теория: Основные жанры новостной журналистики.Чувство формы. Уровни комментирования. Жанры как выразительные средства. Информационные, аналитические, художественно-политические жанры. Система, целостная картина мира, учет приоритетов.Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.Аудитория.Теория: Целевая, реальная, потенциальная аудитория. Портрет потенциального читателя. Коммуникативный фонд аудитории.Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.Теория: Сроки подготовки новостного материала.Современные требования к оперативности. Значимость передачи информации с места происшествия.Практика: Освоение навыков написания информационных материаловТеория: Штамп и его место в журналистике.Понятие штампа. Откуда берутся штампы их понятийная значимость. Надо ли с ними бороться.Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.Теория: Технология журналистского творчества.Замысел, формирование, конкретизация, реализация, авторское редактирование материала. Умение видеть свой материал чужими глазами. Проблема последнего абзаца. Чрезвычайная новость, главная новость. Понятие лида. Заголовок. Понятие информационного голода. Статья, обозрение, рецензия, эссе, комментарий (колонка). Информация общественного значения. Погода.Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.Раздел 6. Как работать с информацией.Теория: Зарождение информационной службы. Из истории детской прессы. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста. Образ журналиста. Основные понятия и термины журналистики. Информационный отчёт и его основные черты. Информационная корреспонденция.Практика: Виртуальная экскурсия «Из истории возникновения журналистики». Игра-викторина «Мой компьютер». Работа с энциклопедиями, справочной литературой, работа со словом. Ролевая игра. Презентация детской печатной продукции «Разнообразный мир детских и подростковых СМИ». Работа с текстом «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Игра-викторина.Раздел 7. Текст и его жанры.Теория: Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Создание текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми. Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания материала для средств массовой информации. Основные приёмы редактирования. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Творческая лаборатория: написание материала на данную тему. Совершенствование рукописи. Основные понятия и термины журналистики.Практика: Работа с периодической печатью. Работа с текстом «Пакт о жанрах и журналистских стандартах». Сопоставительный анализ текстов. Собирание материала о последних школьных новостях. Подготовка материала к публикации. Кроссворд. Упражнения. Упражнения в редактировании текста.Теория: Виды журналистских текстов и принципы их построения. Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Жанровая классификация публицистических текстов: сфера применения и характеристика. Общая характеристика информационных публицистических жанров. Информационные новости в газете, на телевидении. Заметка и её основные черты, типы заметок. Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с выводами и предложениями. Вопрос-ответ, блиц-опрос. Классификация вопросов.Искусство задавать вопросы. Этапы работы над информационным интервью. Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж. Общая характеристика аналитических жанров. Колонка. Аналитический отчёт. Рецензия. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы написания зарисовок. Очерк. Типы очерковых публикаций. Житейская история. Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание материала на заданную тему. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Основные понятия и термины журналистики.Практика: Упражнение в самостоятельном написании информационной заметки, информационного отчёта, информационной корреспонденции, информационного интервью, аналитического отчёта, аналитической корреспонденции, аналитического интервью, зарисовки, очерка, легенды.Раздел 8. Социология Теория: Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью. Социологическое резюме. Практика: Упражнение в самостоятельном составлении интервью.Раздел 9. Печатные издания.Теория: Мир журналистики: печатные СМИ. Редакционный коллектив и нормы служебной этики. Процесс создания печатного издания. Газета, стенгазета и журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания. Композиционно-графическое моделирование. Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста. Дизайн и художественное оформление издания. Фотонаполнение номера. Врезка и её роль в полосе. Реклама в издательской деятельности. Типы и виды школьных газет. Основные понятия и термины журналистики. Проект «Мой номер школьного издания».Практика: Кроссворд «Древо профессий». Мастер-класс «Печатные издания». Упражнения в подборе иллюстраций и обработке изображений. Анализ печатных изданий. Упражнения в определении задач и способов оформления материала в издании. Упражнения в подборе заголовков к текстам. Упражнения в создании рекламы. Работа с текстом «Европейский кодекс профессионального поведения в области PR», «Российский рекламный кодекс». Собирание материала о последних школьных новостях. Упражнения в подготовке текстов к публикациям. Деловая игра «Редакция». Создание и презентация своего номера школьной печатной продукции. Защита проекта. Беседа на тему «Роль журналистики в жизни человека». Подготовка к работе. Правила подготовки эскиза – проекта будущей стенгазеты. Оформление, украшение дополнительными материалами. Изготовление шаблонов из плотного картона (дублирование). Пробная раскладка материала на листе ватмана. Практические упражнения: «Подбери по цвету, качеству, длине», «Аккуратный плакат». Применение дополнительных материалов для оформления и украшения плаката. Использование как средство создания объёма. Упражнения и практические задания по раскладке и сборке деталей.Раздел 10. Итоговое занятие. Практика: Выпуск номера школьного издания. Итоговая аттестация. Обсуждение: достоинства и недостатки.Результаты освоения программыВ результате освоения программы обучающиеся:будут знать:
  • историю русской журналистики;
  • основы газетного дела;
  • систему функционирования современных средств массовой информации;
  • основные информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры;
  • коммуникативные качества речи;
  • законы построения публицистического текста;
  • понятие мастерства как творческого, свободного владения методами профессиональной деятельности, поиска новых форм и методов.
  • специализацию и основные слагаемые профессии журналиста;
  • историю возникновения и становления журналистики;
  • методы и формы поиска и обработки журналистского материала;
  • понятия «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного издания», «редактирование» и др.;
  • жанровую классификацию публицистических текстов;
  • творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста;
  • правила подготовки материала к публикации;
  • организационную структуру работы в редакции печатного издания;
  • процесс создания печатного издания; роль СМИ в формировании общественного мнения;
  • будут уметь:
  • создавать материалы для публикации в изученных жанрах;
  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
  • анализировать цитаты и несложные стихотворения;
  • писать небольшие тексты в жанре репортажа;
  • создавать небольшие тексты на одну тему в разных стилях;
  • создавать презентацию к выступлению;
  • владеть первоначальными навыками фотосъемки;
  • создавать газеты.
  • ориентироваться в потоке социальной информации, выделять важное;
  • самостоятельно находить тему для своего будущего материала;
  • собирать и обрабатывать полученную информацию;
  • грамотно вести диалог,
  • находить аргументы в спорных ситуациях;
  • самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «заметка», «отчёт», «корреспонденция», «вопрос-ответ», «блиц-опрос», «интервью», «беседа», «комментарий», «резюме», «зарисовка», «очерк», «житейская история», «легенда», «пародия», «шутка», «игра»; осуществлять компьютерный набор, вёрстку и моделирование печатного издания;
  • организовывать работу в редакции печатного издания.
  • Формы аттестации: опрос, тестирование, творческая работа, зачет, практическая работа, самостоятельная работа, конкурс.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая творческая работа, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования, тестирования, фото, отзыв детей и родителей.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: контрольная работа, открытое занятие, отчет итоговый, представление и публикация материалов, пресс-конференция.Материально-техническое обеспечениеДля работы требуется кабинет, имеющий мебель, столы, стулья.Технические средства: компьютеры, принтер, фотоаппарат, видеокамера, телевизор, мультимедийный проектор, экран, доступ к Интернету, ксерокс, диктофон. Канцелярские товары: бумага формата А-4, ручки, карандаши, ножницы, маркеры, блокноты, ручки.Учебный план Методическое обеспечение программыДополнительная общеразвивающая одногодичная программа «Медиацентр» составлена с учетом требований времени и корректируется в процессе работы в соответствии с интересами учащихся среднего школьного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимся. При этом делается акцент на самостоятельную работу детей, побуждающую их творческой активности. Оригинальность мышления, творческие способности учащихся наиболее ярко проявляются в создании ими материалов для газет, выступлений, презентаций, в оформлении публикаций фотографиями.Выбор методов и приемов обучения осуществляется в зависимости от содержания занятия и года обучения.В ходе реализации программы используются как методы инструктирования, так и методы консультирования и самостоятельной работы.Теоретический материал (беседа, рассказ, показ, объяснение и др.) подкрепляются иллюстративным материалом (презентации, газеты, журналы, книги, фотоматериалы).Методы проведения занятий
  • Словесные (рассказ, беседа, объявление, дискуссия, работа с книгой, периодическими изданиями, Интернет-ресурсами).
  • Наглядные (просмотр видео и кинофильмов, фотографий, презентаций, рисунков, плакатов).
  • Практические (ролевые игры, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, презентациях, выставках, экскурсиях, встречах с профессионалами). Наряду с традиционными формами организации образовательной деятельности, такими как семинары, лекции, дискуссии, экскурсии, предусмотрены нетрадиционные–тренинги общения, сюжетно-ролевые игры, работа в школьной библиотеке и в сети Интернет, обсуждение творческих работ, презентации коллективного творчества, самостоятельная творческая работа учащихся.
  • Виды деятельности учащихся:
  • теоретические занятия;
  • творческий практикум (сочинения разных жанров);
  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
  • анкетирование; экскурсии;
  • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений.
  • Все методы, приемы обучения, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на то, чтобы пробудить активность учащихся; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение учащихся.Особенностью методики проведения занятий является объединение теоретической и практической части. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях педагог избирает дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, затем анализируют печатные работы, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.Программа предусматривает использование следующих форм работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
  • Фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.
  • Индивидуальная работа предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности учащегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
  • Групповая работа учащихся предоставляет возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
  • Занятия по программе «Медиацентр» строятся по следующему алгоритму:
  • Знакомство с теоретическим материалом.
  • Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов).
  • Отработка практических умений и навыков.
  • Сбор и обработка информации.
  • Создание журналистского текста в различных жанрах.
  • Редактирование текста.
  • Презентация и коллективное обсуждение.
  • Формы организации деятельности –занятия, праздники, конкурсы, работа с родителями и классными руководителями, самостоятельная деятельность детей.Формы организации образовательного процесса: фронтальная (со всей группой детей), групповая (от 2 до 6 человек), индивидуальная (с 1 ребенком).Формы организации учебного занятия зависят от поставленных задач.Программой предусматриваются следующие виды занятий:
  • вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения;
  • практико-теоретическое занятие, на котором излагаются теоретические сведения и отрабатываются практические навыки и умения;
  • занятие-игра, на котором учащиеся в игровой форме осваивают профессию журналиста;
  • итоговое занятие – занятие, которое проводится в конце образовательного периода (раздела) с целью проверки знаний учащихся и демонстрации образовательных результатов.
  • Использование современных педагогических технологий
  • Обучение по данной программе предполагает активное использование информационно-коммуникативных технологий как одного из средств, способствующих интенсификации и оптимизации учебного процесса, помогающего повысить интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объѐм самостоятельной работы.
  • Технология коллективной творческой деятельности предусматривает:
  • совместное решение о проведении дела;
  • коллективное планирование;
  • коллективная подготовка;
  • проведение КТД;
  • коллективный анализ;
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение
  • При организации учебно-воспитательного процесса предусматривается учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. А также ставятся задачи раскрытия и использования опыта каждого ребенка, становления личностно значимых способов познания путем организации познавательной деятельности.
  • Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход является приоритетным. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определѐнной мере во многих технологиях, поэтому еѐ считают проникающей технологией.
  • Технология коллективного взаимообучения.
  • Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.
  • Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
  • Технология «Педагогика сотрудничества».
  • В учебно-воспитательном процессе реализуются принципы педагогики сотрудничества: понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, при котором объекты и субъекты учебно-воспитательного процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.Использование указанных технологий способствует развитию логического мышления, формированию навыков самостоятельной работы, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.Дидактические материалыДидактический материал представлен:
  • текстами и заданиям по теории;
  • презентациями по темам программы;
  • карточками с подбором лексики по изучаемой теме;
  • газетными статьями;
  • справочниками;
  • словарями;
  • наглядным материалом: схемами, видеозаписями сюжетов на различные темы и проблемными ситуациями;
  • подборкой школьных газет.
  • Лекционный материал представлен:
  • тематическими беседами по темам программы.
  • материально-техническим оснащением занятий:
  • кабинетом для обучения: доской; экраном; столами; стульями; компьютером; принтером; мультимедийным видеопроектором; фотоаппаратом; стеллажами для хранения; инструментами и приспособлениями: ножницами, кнопками, магнитами; материалами: ватманом, офисной бумагой, цветной бумагой, мелом, скотчем, клеем, фломастерами, цветными карандашами.Механизм оценки результативности освоения программыДля определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: зачет, практическая работа, тестирование, опрос. Все эти формы предполагают оценку теоретического или практического задания.Информационное обеспечениеСредства, необходимые для реализации данной программы:-тематический материал периодической печати;-справочники, словари;-наглядный материал;-различные периодические печатные издания; подшивка газет.Интернет-ресурсы. - Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. - Справочная служба русского языка. - «Вѐрстка». - «Подписи к иллюстрациям». - «История журналистики русской». - «Заголовок на газетной полосе». - «Школьная газета». - «Беседы о журналистике. Виктория Учѐнова». - «Основы газетного стиля, дизайн». - «Средства массовой информации».Список литературы
  • Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. – Саранск, 2018.
  • Бобков А. К. Газетные жанры: учеб. пособие.– Иркутск: Иркут. ун-т, 2018.
  • Богданов.В., Засурский Я. Формула доверия. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М., Союз журналистов России. 2018.
  • Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи, Ростов н/Д: Феникс, 2018.
  • Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст] / Е. Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». -2014.- №5.
  • Ворошилов, В. И. История журналистики в России - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2014.
  • Галкин С.И. Техника и технология СМИ. М., Аспект Пресс. 2018.
  • Генне Ж. Школьные и лицейские газеты //Народное образование. — 2019.
  • Голованова Д., Михайлова Е. Русский язык и культура речи. Краткий курс. - 2016.
  • Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. — Ростов-на-Дону, 2018.
  • Кузнецов И.Н. (авт.-сост.) Риторика: Учебное пособие / – 6-е изд. – М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
  • Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2014.
  • Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. СПб.: «Паритет», 2019.
  • Субботина Н. Н. Детская газета в образовательном учреждении. — Ярославль,2018.
  • Шаповал Ю. Г. Изображение и текст в журналистике. — Львов, 2018.
  • Список литературы для учащихся
  • Богданов.В., Засурский Я. Формула доверия. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М., Союз журналистов России. 2018.
  • Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М.: АРКТИ, 2015.
  • Бовин, А. Профессия - журналист [Текст] / А. Бовин // Журналист. - 2017. -№ 3.
  • Васильева, Л. А. Делаем новости! [Текст]: учебное пособие / Л. А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2017.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2018.
  • Черникова Е. Грамматика журналистского мастерства, 2017
  • Календарный учебный график