Публикации
Методический и исполнительский анализ Сонатины А. Гедике соч 36, N 20
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический и исполнительский анализ Сонатины А. Гедике соч 36, N 20
Автор: Панагова Галина Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический и исполнительский анализ Сонатины А. Гедике соч 36, N 20
Автор: Панагова Галина Валентиновна
Методический и исполнительский анализСонатины А. Гедике соч 36, N 20Сонатины в развитии музыканта-пианиста является необходимым важным элементом. Сонатины, являясь упрощенным и более понятным, элементом крупной формы, помогают приобрести начинающему пианисту необходимые умения и навыки.В работе над крупной формой, в данном случае – сонатиной, ученик научится крупнее мыслить, учиться анализировать музыкальный материал, разбирать и сопоставлять разные музыкальные образы и умение их играть в едином темпе. Также научится точности штрихов, пауз.Сонатина небольших размеров, поэтому мы можем условно выделить несколько частей:экспозицию; разработочный раздел; репризу; коду; Также проработаем образы главной партии, побочной.В целом при работе над сонатиной мы будем работать:над мелодией и развитием мелодического слуха; над гармонией и гармоническим слухом; над тембром и динамикой; архитектоническим слухом; Прежде чем приступить к работе, ознакомим ученика с музыкальным материалом. Это можно сделать несколькими способами:играет преподаватель; слушаете запись; Это нужно сделать для того, чтобы сложилось музыкальное впечатление от мелодии, гармонии и заполнились. Итак, первые четыре такта - экспозиция. Она состоит из двух контрастных образов – энергичных аккордов на форте и сбегающей мелодии с последующим легким стаккато.Поработаем над первым элементом – над аккордами в первом такте.Аккорды с штрихом маркатто, автор просит подчеркнуть эти аккорды, что придаст бОльшую контрастность с последующим образом. И так же это является способом артикуляции. Пальчики ставим вертикально, контролируем свод руки, и твердость нижней фаланги. Взятие аккордов быстрое, При соблюдении этих четырех параметров, вы получите акцентируемый аккорд.Так же обратим внимание ученика на то, что три аккорда разные по содержанию – тоника – доминанта – тоника. Это образ устойчивый - тоника – и доминанты является сильнейшим тяготением с разрешения в тонику. В целом утвердительный образ, декларативный. Это соответствует штриху.Так просматриваем и проучиваем такты с аналогичной фактурой. В третьем такте, например, мы видим, что аккорды в доминантовой тональности. Более подробно рассмотрим позже, когда будет строить форму.Побочная партия - такты 5-8 – представлена в другой фактуре. В левой руке альбертиевы басы, создающие мягкое аккомпанирующее настроение, В правой руке мягкая интонация вздохов чередуется с такими же мягкими завершающими мотивами – такты 6 и 8. В правой руке необходимо, чтобы пальцы руки находились в более вытянутом положении, исключающем напряжение ладонных мышц. Клавишу берем медленно подушечками пальцев. Подключаем кистевое движение – дыхание кисти поможет создать фразу – интонацию, максимально исключающее самостоятельность пальцевого удара за счет перенесение веса кистью. Таким образом звучание будет максимально соответствующее образу побочной партии. Аналогичные места прорабатываем так же.Сравнивая первую побочную партию и ее второе проведение, обращаем внимание ученика на изменения в тональности. В первый раз – фа мажор, во второй раз до минор и развитие секвеционное привносит более оживленно- романтический характер, развивающийся на крещендо. Так мы наблюдаем значительное развитие второго образа (побочной партии). В левой руке обратите внимание на линию баса, а также следует собрать по аккордам (по полтакта) и прослушать изменение гармонии.Разработочный материал с 9 такта построен на главной партии. Мы можем отметить изменение образа в сторону усиления утвердительного начала за счет устремления вверх шестнадцатых, так же автор убрал легкое стаккато, которое в первых четырех тактах создавали гармоничный образ, уравновешивая маркатто аккордов. Стаккато в 11 такте носит яркий характер динамикой на два форте, и стаккато расположено на основной тональности такта доминантовом септаккорде, а в правой руке нота «ля» вносит диссонанс по отношению к басу. В совокупности выразительных средств и штрихов, данный такт является кульминационным всего предыдущего развития. Двенадцатый такт сонатины интонациями вздоха быстро снимает напряжение, оставаясь при этом в тональности доминанты, которая разрешается в резризе. И репризу начинаем уже без драматизма.Стаккато в правой руке в 11 такте играем с весом. Чувствую кончик пальца , который цепляем клавишу, и одновременно опирается на нее, а так же и твердую нижнюю фалангу. Это поможет озвучить мелодическую линию на два форте.Кода произведения является комбинационном центром. Об этом свидетельствует динамика – два форте.Разберем стратегию – первые аккорды в тональности доминанты, стремящейся к разрешению в фа мажор – тональность субдоминанты сонатины. Затем доминанта – последний такт - тоника.Стаккато второго такта сонатины поменяли первоначальный легкий и примирительный характер на более героически- устремленный. Таким образом, образная сфера сонатины, состоящая из двух контрастных образов в начале – героическом и лирическом при первом показе образов, в репризе лирический образ перешел в более взволновано- драматический, а в коде в сонатине закрепился героически образ.После подробного разбора образной сферы ученику будет понятнее содержание и работа над сонатиной приобретет смысловую ясность.