Публикации Аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры
Автор: Павлова Елена Николаевна

Аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игрыПавлова Е.Н., учитель-логопедФормирование звуковой культуры речи является одной из ключевых задач в системе образования, особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте. Успешное усвоение фонетики и фонологии языка является основой для дальнейшего развития речи, чтения и письма. В современных условиях, когда дети сталкиваются с множеством информационных потоков, важно использовать эффективные методы обучения, такие как дидактические игры. Эти игры не только делают процесс обучения увлекательным, но и способствуют более глубокому усвоению знаний.Звуковая культура речи включает в себя несколько компонентов:
  • Правильное произношение звуков и слов. Это основа для ясного и понятного общения.
  • Умение различать звуки и их комбинации. Эта способность критически важна для успешного овладения чтением и письмом.
  • Владение интонацией и ритмом речи. Умение правильно интонировать предложения влияет на понимание и восприятие сказанного.
  • Формирование звуковой культуры начинается с раннего возраста и требует комплексного подхода, включающего как индивидуальные, так и групповые занятия.Дидактические игры представляют собой эффективный инструмент для развития звуковой культуры речи у детей по нескольким причинам:
  • Создание условий для активного вовлечения детей. Игровая форма способствует более глубокому вовлечению детей в учебный процесс.
  • Повышение мотивации к обучению. Интерактивные задания делают обучение увлекательным и интересным.
  • Практическое применение знаний. Игры позволяют детям закреплять и применять полученные знания на практике.
  • Таким образом, использование дидактических игр помогает детям не только лучше усваивать материал, но и развивать эмоциональную сферу, что особенно важно в дошкольном возрасте.При выборе дидактических игр для формирования звуковой культуры речи необходимо учитывать:
  • Возрастные особенности детей. Например, для детей младшего возраста подходят игры с простыми фонематическими заданиями, а для старших детей — более сложные.
  • Уровень речевого развития. Индивидуальные различия в речевом развитии требуют дифференцированного подхода к выбору игр.
  • Индивидуальные потребности. Каждому ребенку может быть полезен свой набор игр в зависимости от его особенностей.
  • Дидактические игры могут иметь разнообразные структуры, но они должны включать следующие элементы:
  • Введение в игру: Объяснение целей и правил, создание эмоционального настроя.
  • Основная часть: Активное участие детей в игровых заданиях, поощрение за правильные ответы.
  • Заключение: Подведение итогов, обсуждение результатов, рефлексия.
  • Эта структура помогает детям не только сосредоточиться на задании, но и развивать критическое мышление, анализируя свои действия.Для успешной интеграции дидактических игр в образовательный процесс необходимо:
  • Разрабатывать тематические занятия, посвященные звуковой культуре речи. Например, занятия могут быть связаны с природой, животными или профессиями.
  • Использовать игры в повседневной деятельности. Игры можно внедрять в прогулки, свободное время и даже в элементы рутинной работы.
  • Составлять игры, соответствующие текущим учебным темам и задачам. Это поможет связывать новые знания с уже известными.
  • Примеры дидактических игр: "Угадай звук"Цель: Развить фонематическое восприятие и слуховое внимание.Описание: Воспитатель включает различные звуки (животных, природные, музыкальные) и предлагает детям угадать, какой это звук. Затем обсуждаются слова, связанные с данным звуком. Дети могут предложить свои ассоциации, что способствует расширению их словарного запаса. "Звуковые маршруты"Цель: Закрепить правильное произношение звуков.Описание: На полу располагаются карточки с изображением предметов, начинающихся на разные звуки. Дети по очереди выбирают карточку, произносят название предмета и делают шаг на карточку. Это помогает развивать артикуляцию и слух, а также способствует улучшению координации движений."Слова-ассоциации"Цель: Расширить словарный запас и развить навыки формирования предложений.Описание: Воспитатель называет слово, а дети по очереди должны назвать ассоциации или слова, связанные с ним. Это упражнение развивает как фонематическое восприятие, так и коммуникативные навыки, учит детей выражать свои мысли и расширяет их словарный запас."Фонетическая эстафета"Цель: Развивать быструю реакцию и фонематическое восприятие.Описание: Дети делятся на команды. Воспитатель называет звук или слово, и команды должны быстро произнести слово на этот звук или придумать слово с данным слогом. Это упражнение развивает соревновательный дух и активизирует детей."Звуковые истории"Цель: Развивать умение составлять предложения и рассказывать истории.Описание: Воспитатель предлагает детям придумать короткую историю, используя определённые слова или звуки. Дети могут по очереди добавлять предложения, создавая общую историю. Это упражнение помогает развивать креативность и речевую активность.Оценка результатов работы по формированию звуковой культуры речи с помощью дидактических игр может осуществляться через:
  • Наблюдение за детьми в процессе игры. Воспитатель может фиксировать успехи и затруднения детей.
  • Оценку их активности и интереса к заданиям. Обратная связь от детей помогает понять, насколько игры были эффективными.
  • Проверку навыков правильного произношения и фонематического восприятия. Это может быть сделано через игры или отдельные задания.
  • Регулярная оценка позволяет корректировать подходы и методы работы, что ведёт к более успешному обучению.Формирование звуковой культуры речи — важная задача в работе воспитателей, так как она лежит в основе успешного речевого развития детей. Дидактические игры являются эффективным средством для достижения этой цели, позволяя детям развивать фонематические навыки, произношение и речевую активность в увлекательной и игровой форме. Внедрение игр в образовательный процесс способствует созданию благоприятной атмосферы для обучения и повышает мотивацию детей к речевому развитию. Рекомендации для воспитателей:
  • Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Это поможет выбрать наиболее подходящие игры и задания.
  • Создавайте атмосферу поддержки и взаимопомощи. Дети должны чувствовать себя комфортно, чтобы открыто выражать свои мысли и эмоции.
  • Используйте разнообразные методы и подходы. Это поможет удерживать интерес детей и развивать их способности.
  • Список литературы:
  • Авдеева, Н. Н. Психолого-педагогические основы логопедической работы с детьми. Москва: Просвещение, 2015.
  • Волкова, Л. С. Арт-терапия в логопедии: Учебное пособие. СПб: Речь, 2017.
  • Карпова, Н. П. Коррекционная педагогика: Методы и технологии работы с детьми. Москва: Академия, 2019.
  • Леонтьев, А. А. Психология речи: Учебник для высших учебных заведений. Москва: Смысл, 2013.
  • Сеченова, Н. А. Арт-терапия для детей: Методические рекомендации. Казань: Центр дефектологии, 2018.
  • Мясникова, Т. А. Дидактические игры как средство развития речевых навыков у детей. Москва: Академический проект, 2020.