Публикации
Приемы и методы развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы и методы развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Саенко Лариса Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы и методы развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Саенко Лариса Дмитриевна
Приемы и методы развития навыков общенияу детей с общим недоразвитием речиСаенко Л.Д., учитель-дефектологАннотация: В статье представлены приемы и методы развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи.Ключевые слова: коррекционная работа, дети, речь, навыки общения, развитие.Общение является главным и необходимым условием для становления ребенка, как личности. При этом главным средством общения является речь. Она выполняет в жизни детей множество функций, главной среди которых является коммуникативная, которая выражается в том, что речь используется в качестве одного способа, которым передается информация другим людям. Кроме того, развитие речи помогает общаться не только со своими сверстниками, но и с другими взрослыми.Формирование навыков общения у детей, которые имеют нарушения речи тщательно исследованы в трудах А. В. Брушлинского, И. В, Дубровина, А. В. Запорожца, М. И. Лисина и т. д. По мнению таких исследователей, данная категория детей испытывает сильные трудности в процессе творческой деятельности в коллективе, их коммуникативные навыки формируются несвоевременно, что ведет к эмоциональной нестабильности и появлению отрицательных качеств личности, искажению самооценки, в результате такого отставания часто могут возникать затруднения в школьной и социальной адаптации у детей.Такие исследователи, как Л. С. Выготский, В. П. Глухова, А. Н. Леонтьева и Р. Е. Левина подмечают, что нарушения речи замедляет развитие познавательной деятельности и нарушает существующие формы общения и общения с другими детьми. Если данная проблема не будет решена своевременна и не выявлена на раннем этапе развития, в дальнейшем у детей возникают комплексы, которые не дают полностью раскрывать природные способности и возможности интеллекта.Л. П. Буева описывает общение как процесс, в котором осуществляется взаимодействие субъектов общества и в котором участники общения обмениваются информацией и своим опытом, и навыками. Так же в процессе общение осуществляется обмен результатами деятельности, что является необходимым условием для формирования и развития общества и личности.Необходимо отметить, что дети, которые имеют общие нарушения речи намного быстрее истощаются и перенасыщаются в процессе выполнения вида деятельности. Для таких детей характерны такие особенности, как: раздражительность, более высокая возбудимость, заторможенность движений и т. д. Дети, которые имеют речевые нарушения эмоционально нестабильны, настроения у них меняется быстро, что часто сопровождается агрессивным и навязчивым состояние и тревожностью.Для развития навыков общения у детей, которые имеют общие недоразвития речи имеют различные средства и методы развития навыков общения.При общении дети не только могут получать и усваивать опыт, но и могут получать возможности для того, чтобы реализовывать собственную индивидуальность, что не менее важно и направляет детей на то, чтобы они делились собственным опытом и уделять внимание другим людям.Все коммуникативные действия имеют начальную точку от которого ведется развитие внутренних намерений и внешних побуждений. Люди стараются говорить, когда им требуется удовлетворять необходимые для нормальной жизни потребности, если при этом людям нужно выполнить какую-либо цель или отреагировать на поставленные вопросы.Например, О. А. Козырева указывает на то, что навыки общения развиваются на протяжение определенного времени и зависит от нескольких факторов таких, как социальные условия, половозрастные и индивидуальные особенности детей, учебно-педагогическая работа.Для того, чтобы сделать работу, которая направлена на развитие навыков общения детей с ОНР максимально эффективной, нужно провести психологическое и педагогической просвещение педагогов. Кроме того, необходимо исследовать возрастные особенности детей с ОНР, выявления оптимального пути формирования общения между школьниками, исследование нескольких принципов коммуникации в классе.Для того, чтобы осуществлять эффективное психологической и педагогической просвещение педагогов нужно применять такие формы деятельности, как: лекция, беседа, групповая консультация и анкетирование.Таким образом, можно отметить несколько критериев для исследования навыков общения детей, которые имеют нарушения речи:- ориентирование при различных обстоятельствах общения;- использование не только вербальными, но и невербальными средствами общения;- умение правильно организовывать процесс общения;- умение эффективно решать конфликтные ситуации;- эмпатия по отношению к собеседникам.Процесс эффективного развития навыков общения детей в дошкольном возрасте с ОНР осуществляется в результате комплекса педагогических условий:- если процесс по развитию навыков общения будет иметь вид педагогической цели;- если процесс развития навыков общения будет организован в условиях взаимодействия педагогов и детей, но с учетом таких важных факторов, как индивидуально-возрастные особенности;- если будет составлена правильная последовательность работы, которая направлена на развитие навыков общения детей, которые имеют общие нарушения речи, а также при наличии необходимого инструментария для диагностики, что позволить эффективно контролировать процесс развитие данной работы для ее оптимизацииР.И. Лалаева и Л.В. Бенедиктова в своих работах акцентируют внимание на том, что в процессе развития навыков общения у детей, которые имеют общие нарушения речи формируются навыки по ведению диалога, беседы и способности сочувствовать и сопереживать другим людям. Все элементы такой компетентности проявляется по ходу оценивания детьми собственных работ и работ своих сверстников.При этом выделяют два основных класса методов развития навыков общения:1. методы накопления содержания речи; 2. методы, которые закрепляют и активизируют словарный запас и развивают его смысловую сторону.Повысить содержание речи можно двумя способами:- близком знакомством с окружающей человека действительности, при обогащение словарного запаса и тщательном обследование предметов. Такие предметы помогают осуществлять наблюдение и осмотр школ;- при опосредованном знакомстве с окружающей действительности и в результате обогащения словарного запаса в результате рассмотрения картин с практически не знакомым для ребенка содержанием или при прочтении художественных произведений, или при просмотре фильмов.На сегодняшний деть сущность подхода по решению проблем, которые могут происходить по ходу развития и модернизации навыков общения детей. Такие дети страдают от общих нарушений речи. При этом процесс развития рассматривается как воздействие, которое оказывается со стороны компетентных для этого лиц. А процесс диагностики навыков общения можно считать в качестве отправной точки для развития работы педагогов.Таким образом, можно сказать, что педагогическая среда, в которой находятся дети с нарушением речи, имеет все возможности для развития навыков общения и может выполнять функцию развивающего характера. ЛитератураБуева, Л. П. Человек: Деятельность и общение / Л. П. Буева. − М.: Мысль, 1978. С. 116. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма [Текст] / О.Б. Иншакова. - СПб.: Образование, 2014. С. 117. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. С. 53. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб: МиМ, 2014. С. 93. Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.: Союз, 2014. С. 53. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. C. 279.