Публикации
Для чего нужно развивать мелкую моторику
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Для чего нужно развивать мелкую моторику
Автор: Белокопытова Екатерина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Для чего нужно развивать мелкую моторику
Автор: Белокопытова Екатерина Сергеевна
Для чего нужно развивать мелкую моторику?«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев.От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами:чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок»В. А. СухомлинскийПсихологи уже давно утверждают, что от степени развития мелкой моторики зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. А так же, мелкая моторика рук взаимодействует: с вниманием, с мышлением, с координацией, с воображением, с наблюдательностью и с памятью.С детьми раннего возраста пальчиковую гимнастику можно начинать применять с 6-7 месяцев, когда ребёнок уже способен воспринимать и повторять простые движения. В этот период можно выполнять простые упражнения, такие как растирание, сгибание и разгибание пальчиков, сопровождая их короткими стишками или потешками. Это поможет развить мелкую моторику и подготовить руку малвша к более сложным действиям. Мелкая моторика у детей младшего дошкольного возраста: важность и методы развитияРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста является ключевым аспектом их общего развития. Мелкая моторика включает в себя скоординированные движения кистей и пальцев рук, которые играют важную роль в формировании речевых навыков, развитии мышления и улучшении концентрации внимания у малышей.Почему важно развивать мелкую моторику?Улучшаются речевые навыки: точные движения пальцев и кистей способствуют развитию речевых центров мозга, что положительно сказывается на формировании речи у детей раннего возраста.Развивается мышление и внимание: регулярные упражнения на мелкую моторику помогают улучшить мышление, повысить внимание и развить наблюдательность;Пальчиковая гимнастика помогает при подготовке к школе: точные движения пальцев пригодятся детям в учебе и в повседневной жизни.Методы развития мелкой моторики1. Пальчиковые игры: старинные забавы с пальчиками, такие как пестушки и прибаутки, являются отличным способом развития мелкой моторики - они просты, эмоциональны и не требуют специальных приспособлений;2. Игры с пирамидками и кубиками: даже в возрасте 8-9-и месяцев дети могут начать играть с пирамидками и кубиками, что помогает им при развитии координации движений;3. Раскрашивание и рисование: на первых этапах важен сам процесс рисования, который способствует улучшению координации и развитию моторики;4. Игры с пластилином: работа с пластилином стимулирует согласованные движения рук и влияет на развитие речи и мышления;5. Игры с прищепками: укрепляют кисть и пальцы, подготавливая руку ребёнка к письму6. Пазлы: помогают развивать логическое мышление, помогают ребёнку учиться ориентироваться в пространстве и развивают мелкую моторику.Важно помнить, что развитие мелкой моторики должно быть систематическим и планомерным процессом, включающим взаимодействие с родителями и педагогами. Регулярные упражнения и игры помогут детям младшего дошкольного возраста достичь лучших результатов в развитии моторики и подготовке к школе.Пальчиковая гимнастика оказывает значительное влияние на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста. Она стимулирует нервные окончания на подушечках пальцев, активизируя мозговую деятельность, что напрямую связано с развитием речи и психологических процессов. Для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года) пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, тренировке артикуляционного аппарата, формированию навыка слежения за объектом, а также развитию психологических процессов и обучению ритму. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика помогает расслабить напряжение мышц руки, сформировать психологические процессы, улучшить мелкую моторику и развить непроизвольное внимание, стимулируя процесс говорения и обогащая словарный запас ребенка. Для старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры подготавливают ребёнка к школе, стимулируют познавательную активность, развивают мелкую моторику и обогащают словарный запас, а также способствуют развитию творческих способностей. Важно проводить занятия с учётом возрастных особенностей ребёнка, используя песенки и стишки (о чём говорилось выше), которые малыш сможет повторять за взрослым и постепенно усложняя для него задания.