Публикации
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
Автор: Абезгильдин Владислав Раилевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
Автор: Абезгильдин Владислав Раилевич
Министерство просвещения Российской ФедерацииНижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования«Российский государственный профессионально-педагогический университет»Факультет спорта и безопасности жизнедеятельностиКафедра физической культуры и спортаВыпускная квалификационная работа РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГоТОВКИ В ФУТБОЛЕНаправление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура и спорт»Нижний Тагил2024ВВЕДЕНИЕВ тренировке спортсменов среди двигательных качеств координационным отводится одно из важнейших мест, а проблема их развития и совершенствования является предметом многочисленных исследований и непрерывных дискуссий. Необходимость в направленном развитии способностей управления движениями у специалистов [28; 32] не вызывает сомнений, но при этом многие вопросы их развития не получили всестороннего ответа.Многочисленные исследования координационных качеств показывают, что они имеют специфику не только в различных видах двигательной деятельности человека, но и групповых видов спорта. Одним из важнейших условий, что в будущем даст высокие результаты молодым спортсменам, тем самым определят их перспективность считается высоким уровнем развития координационных качеств [10; 12; 16; 25]. Практически все специалисты едины во мнении о том, что их недостаточное развитие в младенческом возрасте очень сложно наверстать позже, а это может негативно повлиять на дальнейший рост спортивного мастерства юных спортсменов [2; 9; 22; 32]. Опираясь на теоретические данные на этапе профессионализации командных спортивных игр, соревновательная деятельность команд и спортсменов проходит в условиях острой, напряженной борьбы, преимущественно в вероятностных и неожиданных ситуациях, требующих от спортсменов проявления скорости. Все это требует от спортсменов демонстрации особых свойств внимания, точности движений в пространстве и времени, адекватности ответных движений внезапно меняющимся внешним условиям.Все эти проявления связывают с понятием «координационные качества», что приводит к их значимости в подготовке юных футболистов.Многолетняя подготовка спортсмена длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до мастера спорта. Весь период подготовки составляет десять и более лет и включает в себя этапы: начальной подготовки, тренировочный и спортивного совершенствования, а также высшего спортивного мастерства.При целенаправленном развитии координационных способностей с первых лет тренировок юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику, быстрее продвигаются к вершинам спортивного мастерства.Многочисленные исследования свидетельствуют о целесообразности осуществления координационной подготовки в спорте уже на начальном этапе, при этом наиболее действенным подходом является сопряженная координационная и техническая подготовка юных спортсменов [40]. На современном этапе не вызывает сомнений высокая эффективность использования в тренировочном процессе упражнений, при выполнении которых обеспечивается максимальное соответствие технике вида спорта, то есть эффективность специфических средств координационной направленности. Эффективным этот процесс будет при условии максимально точного подбора координационных средств, методов и методик, позволяющих воздействовать на наиболее значимые виды координационных проявлений для конкретного вида спорта в определенном соотношении, в том числе соотношении общих и специфических средств подготовки. Учитывая изложенное выше, можно считать, что развитие координационных качеств достаточно актуально в теории и методике спортивной тренировки.Объект нашего исследования развитие координационных способностей футболистов начального этапа подготовки.Предмет исследования средства и методы развития координационных способностей у футболистов начального этапа подготовки. Цель исследования научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики совершенствования координационных способностей футболистов на этапе начальной подготовки.Гипотеза исследования заключается в том, что координационные способности у юных футболистов будет эффективным, если:учитывать анатомо-физиологические особенности детей 7-9 лет и сенситивные периоды развития координационных способностей; применить специальные комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей. Задачи исследования:Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития координационных способностей у футболистов на этапе начальной подготовки; Разработать методику развития координационных способностей у футболистов начального этапа подготовки; Экспериментально обосновать эффективность применения комплексов упражнений для развития координационных способностей у юных футболистов. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогический эксперимент, тестирование, обработка данных математических методов.Научная новизна заключается в обосновании наиболее значимых для юных футболистов проявлений координационных качеств, позволяющих повысить качество тренировочного и соревновательного процесса на этапе начальной подготовки. Дополнены и расширены данные относительно эффективности комплексного подхода к процессу совершенствования координационных качеств юных футболистов 1012 лет на основе оптимального сочетания общих и специальных упражнений по координации движений на этапе предварительной базовой подготовки.Практическая значимость исследования заключается в возможности использования авторской методики развития координационных способностей в подготовке юных футболистов на начальном этапе и ее дальнейшем применении тренерами в тренировочном процессе. Структура работы. Структурно работа представлена введением, основной частью, заключением, списком литературы и приложениями. Основная часть включает теоретическую часть, методологическую и практическую части. Список литературы представлен 39 источниками литературы, включая иностранные. Работа изложена на 64 страницах и включает 4 таблиц, 18 рисунков и диаграмм, 2-х приложенийГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ В ФУТБОЛЕ1.1Характеристика координационных способностейПонятие координационных способностей в литературе определяется с различных точек зрения. Координационные способности это способность эффективно управлять движениями тела для достижения определенных целей. Это включает в себя согласованность мышечных действий, равновесие и точность движений.Развитые координационные способности помогают выполнять задачи, требующие точности и гармонии в движениях. Это может быть важно в спорте, танцах, музыке, а также в повседневных действиях, например, ходьбе, письме или управлении транспортным средством. Развитие координации может быть полезным как для физического, так и для когнитивного здоровья [5].Бернштейн Н. А. рассматривает координационные способности, как основу развития ловкости. Оба качества, по мнению автора, являются взаимообусловленными и предусматривают свои цели. При этом координация характеризуется как упражняемое качество, а ловкость сложное, комплексное двигательное качество. Авторы [8] определяют ловкость, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.Основными характеристиками координационных способностей являются:Мышечная согласованность: способность контролировать движения различных мышечных групп для выполнения задачи. Равновесие: умение поддерживать устойчивость тела при статических и динамических положениях. Точность движений: способность выполнять точные и целенаправленные движения. Реакция на изменения: быстрая адаптация движений в ответ на внешние воздействия или переменные условия. Кинестетическая чувствительность: ощущение положения и движения своего тела в пространстве без визуальной поддержки. Временная согласованность: способность управлять временными интервалами между движениями. Развитие этих аспектов координации может быть полезным для различных сфер жизни, включая спорт, танец, искусство и повседневные задачи.Бернштейн Н. А. с физиологической точки зрения указывает наличие управления движениями ЦНС по принципу этапности, динамической субординации. «Ведущие уровни построения двигательных действий всегда регулируют программирующие и смысловые стороны движений, а низшие («фоновые») уровни, которые находятся под контролем высших (ведущих), обслуживают моторные стороны движений» [5].Отмечены различия между координационными способностями и ловкостью.Координационные способности относятся к умению согласовывать движения различных частей тела для выполнения определенной задачи. Ловкость включает в себя способность быстро и точно выполнять манипуляции с предметами или контролировать свои движения для достижения определенных целей. Таким образом, координация фокусируется на согласованности движений, в то время как ловкость связана с мастерством в управлении предметами или телом.Ловкость это способность быстро и точно управлять своим телом или предметами для достижения конкретных целей. Она включает в себя моторику, точность движений и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия [4]. Координационные способности рассматриваются одними авторами как управленческие способности, другие авторы рассматривают как одно из составляющих физических способностей [12].В пособии И. А. Письменного координационные способности определяются как комплекс двигательных способностей [29], отвечающие за проявление новых движений вследствие возникновения неожиданных ситуаций.В истории отечественной спортивной науки и практики в течение долгого времени для характеристики «координационные способности» использовался термин «ловкость». Позднее вошел в обиход термин «координационные способности», который авторы определяли по аналогии с термином «ловкость». Л. П. Матвеев рассматривает понятие координационных способностей с двух позиций [22]:Рис. 1. Определение понятий координационных способностей по Л.П. МатвеевуВ работе Матвеева Ю. А. определены 4-ре составляющие, которые представлены правильностью, своевременностью, рациональностью и находчивостью [23].В работе Двейриной О. А. представлено определение координационных способностей как способности организма к выполнению элементов движения как единое смысловое решение двигательной задачи [8].В теории и методики физической культуры Курамшина Ю. Ф. выносятся два понятия это координированность и координационные способности [17]. В первом случае имеется ввиду результат выполнения движения, что было определено поставленной задачей и имеет разную меру выраженности в зависимости от состояния организма [16]. Во втором случае имеется ввиду уже индивидуальная предрасположенность организма к выполнению того или иного движения.В литературных источниках определены факторы, которые влияют на проявление координационных способностей, в частности (рис. 2):Рис.2. Факторы, влияющие на проявление координационных способностейВ «Физиологии физического воспитания и спорта» [20] определены критерии проявления координационных способностей (рис. 3):Рис. 3. Критерии проявления координационных способностейКоординационные способности классифицируются по нескольким основным критериям:Пространственная координация: грубая моторика: связана с общими движениями и контролем тела; точная моторика: включает мелкие движения и точное позиционирование. Временная координация: синхронизация: способность согласовывать движения с определенным ритмом; реакция на изменения времени: способность быстро реагировать на внезапные изменения. Кинестетическая чувствительность: способность к ощущению движения: восприятие собственных движений; способность к ощущению силы: оценка необходимой силы для выполнения задач. Развитие баланса: статический баланс: способность удерживать позу в покое; динамический баланс: способность сохранять равновесие во время движения. Реакция на визуальные стимулы: периферийное зрение: способность воспринимать объекты вне центрального поля зрения; способность к фокусировке: адаптация визуальных навыков к различным условиям. Эти категории помогают оценить и тренировать различные аспекты координационных способностей.В общей теории и практике спорта координационные способности делят на два вида (рис. 4) [39]:Рис. 4. Виды координационных способностейВ литературе выделяют понятие координация движений, т.е. овладение простыми двигательными навыками при создании условий повышения нагрузок. Координация движения включает два и более двигательных процесса [39]. Ученый В. И. Лях выделяет следующие виды координации: чувство ритма, способность к сохранению равновесия, способность к ориентированию в пространстве, способность к произвольному расслаблению мышц, согласованность движений, способность к оценке и регуляции динамических, пространственно-временных параметров движений [21].Исследуя проблему развития координационных способностей, авторы отмечают, что данные физические качества активно развиваются в школьном возрасте. Но окончательное их закрепление и усовершенствование происходит в высших учебных заведениях, когда у молодых людей продолжают развиваться более сложные двигательные качества, требующие умения их применять в разных сложных условиях. На определенном этапе эти качества достигают своего совершенствования и сохраняются достаточно длительное время, что позволяет молодым людям успешно овладевать разнообразными двигательными действиями, которые используются в быту, труде и спорте.К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте от 6(7) до 10(11) лет. Уровень физического развития является одним из критериев определения содержания занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья подрастающего поколения [28].Анализ литературы показал, что у мальчиков и девочек [19, 20] младшего школьного возраста пропорции развития тела практически одинаковы. Темпы роста несколько замедляются (преимущественно по сравнению с предыдущим периодом), но при этом наблюдается увеличение массы тела. Рост будет увеличиваться на 45 см в год, масса тела будет увеличиваться на 22,5 кг.Увеличивается грудная клетка и ЖЕЛ. Так, у ребенка (мальчика) в возрасте 7 лет ЖЕЛ составляет 1400 мл., у девочки, соответственно 1200 мл.; у 12-ти летних же мальчика и девочки ЖЕЛ составляет соответственно 2200 мл и 2000 мл., таким образом, ежегодное увеличение ЖЕЛ составляет 160 мл. Несовершенной будет функция дыхания, это связано со слабостью дыхательных мышц, то у детей начальной школы дыхание будет поверхностным и относительно ускоренным [39].Выдыхаемый же воздух имеет 2% углекислоты, то есть меньше, по сравнению со взрослым человеком, где процент углекислоты выдыхаемого воздуха составляет 4%. Мы видим более низкую производительность функционирования дыхательного аппарата ребенка младшего школьного возраста, так как кислорода организм усваивает значительно меньше, чем организм взрослого. Осложнение дыхания или даже задержка дыхания младшего школьника при выполнении движения (мышечной деятельности) будет вызывать достаточно быстрое снижение насыщения крови кислородом. Учителю это необходимо учитывать при выполнении физических упражнений, дыхание должно соглашаться с телодвижением ребенка. Таким образом, актуальным вопросом будет научить ребенка правильному дыханию при выполнении физических упражнений (это значит, что нельзя задерживать дыхание ни в коем случае) [39].Двигательная деятельность будет обеспечивать тренированность мышц, а также организм ребенка будет насыщаться кислородом и питательными веществами, будет осуществляться обмен веществ, будут распадаться жиры, углеводы и белки, появится необходимая для нормального функционирования организма ребенка энергия. Частично энергия будет синтезировать новые клетки, таким образом происходит рост организма.Мышцы у детей 711 лет еще слабы, так, например, мышцы спины еще не могут в правильном положении поддерживать тело, как следствие нарушенная осанка. Позвоночник в статической позе фиксируется мышцами туловища слабо [31].Податливыми к внешнему воздействию будут кости позвоночника и скелета. Поэтому учитывая все это, осанка неустойчива, может появиться искривление (что является результатом статического напряжения, которое имело место в течение длительного времени). У младших школьников сила мышц правых конечностей и правой стороны туловища намного выше, чем левых конечностей и левой стороны. По указанной причине симметричность развития встречается редко, а в отношении асимметричности, иногда она бывает у некоторых учеников довольно резкой. Учитывая это, учителя на занятии физической культурой должны заботиться о симметричном развитии мышц учащихся, и о правильной осанке. Если работа будет проведена правильно, это приведет к формированию «мышечного корсета», это значит, что искривления позвоночника можно избежать. Таким образом, занятия спортом должны быть проведены с учетом всех методических указаний во избежание искривления позвоночника ребенка [2].У детей 711 лет интенсивно формируется и развивается мышечная система, это значит, что растет мышечная сила и растет объем мышц. При этом мы должны понять, что для этого (интенсивного развития мышечной системы) нужно, чтобы происходило достаточное количество мышечной деятельности, физических движений [27]. При возрастных изменениях двигательной функции основное место занимает центральная нервная система и, прежде всего, кора полушарий головного мозга. В младшем школьном возрасте дети легко овладевают сложными формами движения. Это связано с тем, что в 68 лет более высокая нервная активность ребенка достигает высокого развития. Но функциональные показатели нервной системы еще не совсем идеальны. Для детей этого возраста характерна небольшая сила нервных процессов, особенно внутреннее торможение. Поэтому движения лучше усваиваются в общей форме.Возрастная категория 610 лет характеризуется небольшой работоспособностью нервных клеток и при воздействии сильных, однообразных раздражителей развивается запредельное торможение. Данная характеристика указывает на незначительную прочность.Платонов В. Н. отмечает, что у детей 610 лет быстро вырабатываются двигательные качества, что обусловлено высокой возбудимостью и пластичностью ЦНС [30].Мисюра А. А. определяет изучаемый возраст как период жизни благоприятный для формирования личностного отношения ребенка к физической тренировке, воспитание активной позиции в отношении своего здоровья, крепости тела и закалке [24].Таким образом, особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста определяют уровень и возможности развития двигательных способностей, в том числе и координационных.Проблемы развития координации младших школьников рассмотрены рядом авторов, в частности, И. И. Козетова, О. А. Двейриной, В. И. Ляха, Л. В. Волкова и др. Авторы отмечают сенситивные периоды развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста, которые закладываются в данном возрасте и способствуют их дальнейшему развитию впоследствии. Следовательно, возрастной период 710 лет, к которому относятся младшие школьники, является сенситивным в развитии координационных способностей [33].Матвеевым Л.П. определены возрастные границы развития координационных способностей, т.е. ловкости:простые координации развиваются в 78 лет; сложные координации развиваются в 89 лет; равновесие развивается в возрасте 910 лет; точность движений развивается в возрасте 1011 лет [22]. По данным работы А.А. Найн, М.Л. Васильева установлена взаимосвязь уровня развития координационных способностей у школьников от уровня развития двигательных навыков. С возрастом у детей улучшаются показатели развития физических способностей. Однако, авторы подчеркивают, что развитие координационных способностей в третьем классе замедляется по сравнению с учениками второго класса [25]. Итак, выявленные особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, для развития координационных способностей школьников необходимы, избирательно направленные, воздействия на развитие тех или иных двигательных качеств растущего организма. В процессе обучения и воспитания необходимо совмещать целенаправленные воздействия с периодами, характеризующимися естественно повышенными темпами развития, как двигательных качеств, так и координационные способности. Это, как подтверждается целым рядом исследователей, ведет к весьма выраженному увеличению темпов прироста двигательных качеств и координационных способностей.1.2Методы и средства развития координацииТренировка включает в себя индивидуальные занятия по овладению базовой техникой, тренировки с противником и дополнительные упражнения для повышения мастерства. Существуют учебные программы для начинающих, первые 4 месяца занятий, для тех, кто продолжает обучение, ускоренная программа обучения и программа самостоятельных тренировок. Тренировку необходимо проводить в игровой форме, благодаря которой дети с успехом усваивают сложно координационные технические действия [30; 41].Координационная тренировка направлена на улучшение согласованности и эффективности движений. Цель развития координационных способностей улучшение координации способствует более точному, эффективному и согласованному выполнению движений. Это важно для различных сфер жизни, включая спорт, повседневную активность и профессиональные навыки.Задачи развития координационных способностей:Повышение производительности в спорте: улучшение точности ударов, бросков и других двигательных навыков; повышение маневренности и способности к быстрым реакциям. Предотвращение травм: укрепление мышц и суставов, повышая стабильность и баланс; развитие реакции на внешние факторы, что может помочь избежать несчастных случаев. Улучшение повседневной активности: лучшая координация помогает в освоении новых двигательных навыков; большая уверенность в повседневных действиях, таких как хождение, подъем по лестнице и координация рук при выполнении задач. Поддержка развития детей: развитие моторики и координации у детей способствует успешному освоению навыков, необходимых в учебе и повседневной жизни. Улучшение профессиональных навыков: в некоторых профессиях, таких как хирургия или музыка, высокий уровень координации критичен для успешного выполнения задач. Поддержка здоровья и благополучия: улучшение координации может снизить риск падений, особенно у пожилых людей; поддержка общего физического и психического здоровья через активные двигательные тренировки. Развитие координационных способностей играет ключевую роль в обеспечении общего благополучия и успешности в различных сферах жизни.На практике предлагается два варианта координационной тренировки в футболе, которые представлены на схеме (рис. 5).Рис. 5. Варианты координационной тренировки в футболеАнализ литературных источников позволил установить на применение различных средств и методов в развитии двигательно-координационных способностей у детей школьного возраста. В основе методики развития координационных способностей должно быть выполнение двигательных задач в усложненных условиях. Для этого упражнения выполняют при дефиците пространства и времени, недостаточной или избыточной информации. Координационная тренировка в футболе включает разнообразные средства и упражнения, направленные на улучшение точности движений, реакции и общей координации. Выделены несколько средств координационной тренировки для футболистов:Общая физическая подготовка: аэробные тренировки: улучшают выносливость и общую физическую форму; силовые тренировки: укрепляют мышцы и повышают стойкость. Тренировка баланса и стабильности: упражнения на равновесие: стояние на одной ноге, использование балансировочных устройств; игры на нестабильных поверхностях: песок, босу-платформы и другие. Развитие реакции и быстрой координации: тренировка с конусами: меняйте направление движения в зависимости от сигналов; игры на улучшение периферийного зрения: способствует быстрой реакции на события вокруг. Техническая координация: упражнения с мячом: дриблинг, передачи, удары по воротам; тренировка точных движений: многократные повторения технических элементов. Координация в группе: мини-матчи и упражнения в ограниченном пространстве: способствуют развитию взаимопонимания и согласованности действий в команде. Тренировка в различных условиях: работа над координацией при повышенной нагрузке; тренировки в различных погодных условиях: подготовка к игре в различных климатических условиях. Важно создавать разнообразные тренировочные программы, включая различные аспекты координации, чтобы повысить общую эффективность футболистов на поле.Основным средством развития координационных способностей являются специальные физические упражнения.Проведенный анализ литературных источников [8, 9, 10, 21, 27, 28] позволил выделить ряд применяемых в тренировках футболистов упражнений на развитие координационных способностей, а именно:Планка с мячом; Лестница агилити: Дриблинг через конусы: расставьте конусы в разные конфигурации; дриблируйте мяч через конусы, фокусируясь на точности и скорости. Силовые упражнения с мячом. Боксерский дриблинг. Балансирование на одной ноге. Тренировка на песке. Технические упражнения с мячом. Многозадачные упражнения. Игры в малом пространстве: устраивайте мини-матчи или тренировки в ограниченных пространствах, что требует быстрой реакции и координации от игроков. Определены методические приемы для развития координационных способностей обучающихся:изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений; усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника; введение фактора неожиданности, что стимулирует проявление координации движений. На практике активно применяются игровые методы, метод сопряженного воздействия и средства спортивных игр.Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в развитии координации движений по сравнению с представителями многих других видов спорта [11].По данным Токсонбаева Р. Н. быстрота и ловкость вырабатываются во время подвижных игр, игр-эстафет, проводимых в усложненных критериях и требующих неожиданного изменения техники движения, с дополнительными поручениями, с внедрением всевозможных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [37].В работе Шерстнева А. М., Храмцова П. И. и Андрюшиной А. В. показана эффективность применения во внеурочное время секции по футболу в развитии физических качеств, в т.ч. и координационных способностей [38]. Отмечается положительное влияние игрового метода на мотивацию школьников к занятиям спортом. Занятия футболом приводят к повышению уровня развития быстроты и координационных способностей, что показано в работе Ишухина В. Ф. При сравнении показателей физического развития старших школьников занимающихся и не занимающихся баскетболом в течение учебного года были отмечены статистически значимые различия по таким тестам как: «Рывки из баскетбольной защитной стойки», «Ведение мяча с изменением направления», «Челночный бег 3 х 10 м с ведением мяча», «Смена поз», «Метание мяча в цель», «Перенос предметов».Показаны положительные результаты в применении волейбола на уроках по физической культуре в школе [27].1.3 Роль координационных способностей в футболеНа сегодняшний день футбол массовый, зрелищный и достаточно популярен вид спорта, количество поклонников которого увеличивается с каждым днем [3]. Повышенный интерес в современной спортивной науке наблюдается в проблеме физической подготовки спортсменов, профессионально играющих в футбол.Среди важнейших вопросов, стоящих перед отечественным футболом, есть необходимость комплексной оценки основных двигательных качеств и определения уровня физической подготовленности спортсменов [1]. Спортивная тренировка футболистов в той или иной степени включает в себя такие стороны подготовки как: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая и интегральная подготовка. Такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, и позволяет в определенной степени систематизировать средства и методы их усовершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного усовершенствования [2; 32].Подготовка футболиста это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку [33].На этапе начального отбора большее внимание уделяют физической подготовке спортсменов, которая включают стандартно общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку [6]. В спорте наилучших результатов достигают спортсмены, которые имеют наиболее лучшие физические качества. Общая физическая подготовка футболистов позволяет всесторонне развивать у спортсменов физические качества, обеспечивающие успех спортивной деятельности. Специальная физическая подготовка ставит перед собой задачи развития физических качеств, необходимых в футболе; повышение функциональных возможностей организма; воспитание способностей проявления функционального потенциала в соревновательной деятельности; формирования телосложения спортсмена, присущие избранному виду спорта, что указано в литературе [34].Качкуркин В. Н., Зюрин Э. А., рассматривая проблему системы отбора спортсменов для занятий спортом, отметили о направлении специальной физической подготовки футболистов, в частности, она должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп, приобретение двигательных навыков, обеспечивающих техническое мастерство футболистов [14]. На этапе начальной подготовки следует больше уделять внимание общей физической подготовке. С увеличением возраста, в тренировочном процессе следует увеличивать объем специальной физической подготовки [12].Соотношение упражнений общей и специальной физической подготовки проводится с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений спортсмена в спортивной деятельности достаточно специфичны.Игровая деятельность в футболе, представляя собой разнообразие и вариативность двигательных действий, требует наряду с развитием основных физических качеств целенаправленного развития координационных способностей [10].Основное свойство координации состоит в преодолении избыточных степеней свободы органов движения кинематических и динамических. Управление движениями, по его мнению, происходит за счет контроля движений органами чувств по принципу сенсорных коррекций. Согласно этому, произвольное движение есть деятельность двигательных систем организма и двигательных центров мозга [5].Человек управляет своими движениями для достижения определенного результата посредством формирования двигательной задачи, определения способов ее решения. Таким образом, в координации движений он условно выделяет совокупность нервной, мышечной и двигательной координации. Таким образом, процессы координации движений человека обусловлены нейрофизиологическими механизмами организации информации, происходящими в системе управления и регуляции движений [33]. Элементами данной системы есть центральная нервная система (ЦНС), органы восприятия (рецепторы) и мышцы (эффекторы). Эти элементы обусловлены как генотипом, так и средой, и именно они определяют склонность человека к развитию координационных способностей.Эти склонности выражаются в способности эффективного функционирования ЦНС, возможностях рецепторов и сенсомоторных, перцептивных, кинестетических, интеллектуальных и других функций в сложных взаимосвязях.Вместе они образуют сложные комплексы, обеспечивающие возможности развития одних проявлений КС и компенсации ими других, как «важнейшего условия эффективного управления и регулирования определенных групп двигательных процессов» [39].Таким образом, координационные качества являются психомоторными свойствами (или точнее особенности) индивида, «определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательных действий» [25; 31].Специалистами рекомендуется различать однозвучные понятия «координация движений» и «координационные качества». Первое из них понимается как организация управляемости движений, а второе как условия, необходимые для оптимального протекания этого процесса.В футболе специалисты [13; 15; 21; 37] к наиболее значимым проявлениям координационных качеств относят следующие: «способность к перестройке и приспособлению двигательных действий; ориентацию в пространстве; способность к согласованию движений; скорость двигательной реакции; кинестетическая дифференцировка движений («чувство мяча»); чувство ритма движений; «динамическое равновесие».Способность к перестройке двигательных действий и их приспособлению.Двигательное действие, направленное на решение двигательной задачи, осуществляется на основе предварительной разработки программы его выполнения в соответствии с индивидуальным опытом спортсмена. Процесс преднамеренного движения нередко нарушается из-за изменения условий его выполнения (например, при атаке защитника) или из-за собственных ошибок. Это заставляет спортсмена вносить изменения в выполняемых действий (например, изменить направление или способ ведения мяча) или выполнить совсем другое действие (например, применить обманное движение или выполнить передачу мяча партнеру). Скорость и качество внесения коррекции или переход к другим двигательным действиям зависят от «способности к быстрому переустройству освоенных форм движений или переходу от одних двигательных действий к другим в соответствии с игровой ситуацией [40]. Чем большим двигательным опытом располагает спортсмен, тем быстрее и качественнее выбирает он соответствующий способ ответного действия.Как отмечают специалисты, на всех уровнях спортивного мастерства эффективность игры в футбол зависит от разного числа элементов, круг которых расширяется по мере роста игроков. Тем не менее, указывается на фундаментальные факторы, определяющие во многом результативность спортивной деятельности, независимо от возраста футболистов. К ним, несомненно, относятся проявления разных координационных качеств [16; 18; 25; 38].Как подчеркивают специалисты [23; 35] процесс усовершенствования технических умений и навыков, особенно в спорте, необходимо осуществлять в тесной связи с углубленным развитием различных координационных качеств. Это означает, что в практической спортивной деятельности специальной координационной подготовки игроков необходимо уделять гораздо больше времени чем общему.Очевидным является факт, что тренеры по футболу должны акцентировать внимание на тех качествах, способностях и составляющих подготовленности, которые напрямую связаны с эффективностью игровой деятельности спортсменов.Суммируя проделанный выше анализ, можно утверждать, что уровень координационных качеств является одним из важнейших факторов, определяющих эффективность игры в командно-игровых видах спорта, в том числе в футболе.В результате анализа и теоретического обоснования основ развития координационных способностей у юных футболистов, были сделаны следующие выводы:В результате теоретического анализа специальной литературы выявлено, что значимость координационных качеств для роста спортивного мастерства одно из важнейших условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека, его приспособленность к изменениям внешней среды. Возрастные особенности спортсменов на этапе предварительной базовой подготовки, несмотря на сложности пубертатного периода, создают хорошие предпосылки для успешного усовершенствования координационных качеств юных спортсменов в командно-игровых видах спорта с мячом. В 11–16 лет происходит развитие психомоторных функций, обеспечивающих быстроту и точность движений. В этой связи с целью усовершенствования координационных качеств целесообразно совершенствовать все формы проявления скорости и общую координацию движений. Большое разнообразие видов координационных упражнений и условий их выполнения позволяют использовать их не только в формате направленной тренировки, но и как активный отдых, изменение тренировочного режима, эмоциональной разрядки и для повышения работоспособности юных спортсменов. Занятия по футболу имеют свою структуру, свои методы, средства и формы обучения. Занятия имеют определенную последовательность и структуру требуют от спортсменов высокого уровня развития двигательной координации, что обеспечивает дальнейший рост спортивного мастерства. На этапе предварительной базовой подготовки главное направление развития координационных качеств должен быть направлен на усовершенствование следующих видов специальных координационных качеств: ориентацию в пространстве; перестройка и приспособление двигательных процессов; согласование движений; быстрота реагирования; кинестетическая дифференцировка («чувство мяча»), чувство ритма движения; сохранение динамического равновесия. Осуществление тренировочной деятельности юных футболистов обеспечивается применением индивидуального, группового, фронтального, поточного, переменного, кругового способов организации занятий.ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ2.1 Организация и методы исследованияПедагогический эксперимент был направлен на развитие координации у юных футболистов на этапе начальной подготовки, специализирующихся в футболе.Педагогический эксперимент проводился на базе ФШ «Спартак – Юниор» по футболу. Для педагогического эксперимента были выбраны 10 футболистов 7-8 лет. В целом эксперимент проводился на протяжении 20222023 года продолжительностью 4 месяца. Занятия проводились 3 раза в неделю по 11,5 часа. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами, экспериментальной программе, направленной на развитие координации у юных футболистов начального этапа подготовки. В процессе педагогического эксперимента применялись следующие методы исследования:теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературыАнализ литературных источников и документальных материалов это деятельность исследователя, направленная на подготовительном и собственно исследовательском этапах на ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями, и способствующая уточнению, подтверждению или опровержению, а также обоснованию полученных результатов.При анализе литературных источников (книги, учебники, журналы и др.) внимание уделялось работам, в которых рассматривались вопросы, относящиеся к физической подготовке в футболе, особенностям развития координации, методике тренировок в футболе.Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы проводился с целью изучения и оценки состояния проблемы психического и физического развития детей, развития координации, особенностей тренировки в футболе. Перечень изученных источников представлен в списке литературы, изложенной в дипломной работе.В многочисленных научных исследованиях по футболу разработаны и обоснованы различные программы и методики подготовки, способствующие росту мастерства юных спортсменов. В настоящее время продолжается поиск новых возможностей спортивного усовершенствования и повышения эффективности игры юных и квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах спорта. Одним из важнейших резервов дальнейшего спортивного совершенствования, специалисты считают возможность и необходимость усовершенствования координационных способностей у юных спортсменов. Вместе с тем, анализ отечественных и зарубежных литературно-документальных источников, материалов научно-методической литературы, а также передовой тренерской практики показывает, что вопрос совершенствования координационных способностей у юных спортсменов на начальном этапе в командно-игровых видах спорта, в том числе – в футболе, разработан недостаточно полно.На основании представленного материала в теоретической части работы сделаны соответствующие выводы. В процессе исследования были проанализированы отечественные научные работы. Педагогическое тестирование.Педагогическое тестирование включало в себя оценку развития координации у юных футболистов.Для оценки координации способностей был выбран ряд тестов, оценивающих динамическую координацию: ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам; бег 30 м с ведением мяча; жонглирование мячом; ведение мяча обводка-удар. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Выполняется с линии старта (30 м от линии штрафной площади); вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в 10 м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки) и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. Если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Даются 3 попытки, учитывается лучший результат.Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной чертой. Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша.Жонглирование мячом. Выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности, без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром.Ведение мяча обводкаудар. Обвод стоек расстояние 15 м. Стойки располагались 2 м друг от друга на расстоянии 15 м. Участник тестирования находился возле первой стойки, по сигналу тренера он как можно быстрее пытался преодолеть указанное расстояние. Участникам предоставлялось три попытки, время зафиксировано с точностью до 0,1 с.Тесты оценивались по следующим критериям: Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек): 8,810,1 сек отлично; 10,211,4 сек хорошо; 11,512,7 сек удовлетворительно; 12,814,0 сек неудовлетворительно.Жонглирование мячом (кол-во раз): меньше 9 раз неудовлетворительно, 1015 раз удовлетворительно, 1621 раз хорошо, свыше 22 раз отлично. Бег 30 м с ведением мяча (сек): 3,64,4 сек отлично; 4,55,3 сек хорошо; 5,46,2 сек удовлетворительно; 6,37,1 сек неудовлетворительно.Ведение мяча обводка – удар (сек): 8,28,7 сек отлично; 8,89,3 сек хорошо; 9,49,9 сек удовлетворительно; 10,010,5 сек неудовлетворительно.Важно помнить, что в тестировании желательно учитывать уровень подготовки участников, чтобы задания соответствовали их возможностям, и регулярно проверять исполнение техники, чтобы избежать получения неправильных навыков.Главным критерием подбора контрольных упражнений была их адекватность действиям в спорте во время тренировок, а также простота их выполнения. Соответствие выбранных тестов способствовало внедрению их в тренировочный процесс исследуемой группы без существенных препятствий.Перед проведением тестов проводилась разминка спортсменов. На результаты контрольных испытаний, посредством которых определяют координационные способности, в значительной степени влияют внешние условия и помехи. В этом случае повышения надежности оценки обеспечивается предоставлением нескольких зачетных попыток (25). Перед проведением тестов необходимо также предоставить одну или несколько пробных попыток, что облегчит разучивание или привыкание к опыту.Педагогический эксперимент.Педагогический эксперимент это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.Учитывая данные литературы о применяемых тренерами средств и методов обучения детей, нами самостоятельно был произведен поиск таких приемов и средств педагогического воздействия, которые бы учитывали специфику возраста детей. Разработанная методика была включения в процесс тренировки по футболу. Педагогический эксперимент был направлен на развитие координационных способностей у футболистов начального этапа подготовки и состоял из нескольких этапов. На первом этапе с тренерами обсуждались имеющиеся и традиционно применяющиеся средства и методы тренировки в футболе. На втором этапе учитывались и анализировались данные тестирования. Итак, в нашем исследовании сутью педагогического эксперимента явилось исследование и анализ применения средств и методов тренировки детей, экспериментальное обоснование применения методики.Для проведения педагогического эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 мальчиков в возрасте 78 лет. Методы математической статистики.Методы математической статистики использовались для статистической обработки результатов исследования. Обработка результатов проводилась с помощью специализированного программного обеспечения. Определялись числовые характеристики выборок: среднее арифметическое (хср), среднеквадратическое отклонение (δ). Практическое исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап состоял из подбора и анализа литературных источников по теме исследования, определения цели и круга задач настоящего исследования. На основании теоретического анализа сделаны соответствующие выводы, позволившие определиться с направлением педагогического эксперимента. Также данный этап включал в себя подбор методов исследования, определения методик тестирования координационных качеств у футболистов, определения выборки для эксперимента. Второй этап исследования включал в себя проведение спортивно-педагогического тестирования футболистов и выявление уровня развития физических качеств. На данном этапе разработан комплекс специальных упражнений на развитие координационных способностей, который был внедрен в занятия тренировочного процесс. Третий этап педагогического эксперимента включал в себя повторное тестирование координационных способностей у футболистов после проведения эксперимента, обработки результатов и формулирования выводов, разработке практических рекомендаций. 2.2 Входной контроль. Уровень развития координационных способностейВыполнение контрольных упражнений проводилось в начале и в конце исследования, в присутствии тренера по футболу, родителей ребенка. В результате проведения исходных измерений детей из особенностей двигательной сферы мы отметили нарушения крупной моторики, неразвитость движений координационной направленности, сложность с согласованием действий.На начальном этапе исследования было проведено тестирование детей и определен уровень развития координационных способностей (контрольный этап). Результаты тестов представлены в Приложении 1. В таблице 1 представлены результаты тестирования динамической координации юных футболистов на начальном этапе эксперимента. Таблица 1Результаты тестирования динамической координации юных футболистов (контрольный этап)По результатам таблицы 1 можно сказать, что при определении теста ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам средний показатель составил в ЭГ 12,20 сек и в КГ 11,97 сек, между группами достоверных различий не выявлено (р≥0,05). Результаты представлены на рис. 6.Рис. 6. Результаты теста «Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам», сек При тестировании технического приема жонглирование мячом в ЭГ средний показатель составил 15 раз и в КГ 16 раз. По данному испытанию между группами достоверных различий не выявлено (р≥0,05). Результаты представлены на рис. 7.Рис. 7. Результаты теста «Жонглирование мячом», кол-воПо испытанию бег 30 м с ведением мяча среднее значение в ЭГ получилось 6,24 сек и в КГ 6,30 сек. Между группами достоверных различий по данному испытанию не выявлено (р≥0,05). Результаты представлены на рис. 8.Рис. 8. Результаты теста «Бег 30 м с ведением мяча», секВо время выполнения норматива ведение мяча обводка – удар максимальный результат составлял 10,28 сек и минимальный результат 8,98 сек при среднем результате 9,58 сек в ЭГ и 9,35 сек в КГ. Между группами не выявлено статистических различий (р≥0,05). Результаты представлены на рис. 9.Рис. 9. Результаты теста «Ведение мяча – обводка – удар», секТаким образом, тестирование до эксперимента показало, что футболисты имеют в основном удовлетворительный и неудовлетворительный уровень развития динамической координации в начале проведения эксперимента. 2.3 Применение специальных упражнений в футболе для развития координационных способностейПедагогический эксперимент был направлен на выявление особенностей тренировочного соревновательного процессов юных футболистов в спортивном отборе на начальном этапе подготовки. Тренировка футболистов проводится по программе обучения Сухобского А. В. и Огородникова С. С. В соответствии с программой тренировки, на этапе начальной подготовки ставятся следующие задачи, представленных на схеме (рис. 10).Рис. 10. Задачи начального этапа подготовкиТренировочный процесс включает в себя годичные циклы, в котором определяются нагрузки и распределение общей и специальной физической подготовки, технической и тактической подготовки. В последние годы по проблеме оптимизации нагрузок в годичном цикле проведены исследования в ряде видов спорта. Специалисты утверждают, что в системе подготовки юных игроков одной из главных продолжает оставаться проблема оптимизации структуры тренировочных нагрузок футболистов в годичном цикле.Тренировочный процесс как в экспериментальной, так и в контрольной группе осуществлялся согласно общему плану, в котором уделялось должное внимание физической и технической подготовке. Общий объем тренировочных нагрузок в группах был одинаков.Анализируя программу тренировки в ДЮСШ по футболу установлены следующие объемы этапа начальной подготовки:интервальная 25%; техническая 40%; тактическая 10%; специальная физическая 5%; общая физическая 15%; соревновательная 5%. Следовательно, в подготовке спотсменов физической и технической подготовке уделяется 65% тренировочного и соревновательного процессов.Нами предлагается перераспределить структуру занятий следующим образом:интервальная 15%; техническая 40%; тактическая 5%; специальная физическая 10%; общая физическая 25%; соревновательная 5% (рис. 11). Рис. 11. Структура занятий экспериментальной и контрольной группы, %Т.е. увеличить количество занятий технической и физической подготовки за счет снижения интервальной, тактической подготовки.Следовательно, в педагогическом эксперименте предполагалось, что эффективность физической и технической подготовки футболистов может быть достигнута, если будут выполнены следующие организационно-методические условия (рис. 12):Рис. 12. Организационно-методические условияЗанятия проводились три раза в неделю. На каждом занятии уделялось внимание физической подгтовке и обучению техники ведения мяча. На каждом занятии применялась типовая структура тренировочных занятий:Разминка: Обучение технике игры Обучение применению игровых приемов; Игра в футбол с заданными ограничениями; Игра по правилам в футбол; Развитие базовых физических качеств; Заминка. В тренировке юных футболистов применяли следующие основные средства (рис. 13):Рис. 13. Средства тренировки футболистовОсновные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный.В педагогическом эксперименте в экспериментальной группе применяли специальные комплексы упражнения для развития координации у футболистов. Нагрузка распределялась в соответствии с индивидуальными особенностями детей.В экспериментальной методике усовершенствования координационных качеств, предложенных нами для футболистов, координационной тренировке посвящалось от 15 до 30 мин от суммарного времени тренировочного занятия. В своей методике мы использовали 2 варианта практического применения координационной тренировки спортсменов: рассредоточенную и концентрированную.Рассредоточенное (равномерное) усовершенствование групп координационных качеств (на развитие каждой уделяется одинаковое время) в рамках тренировочного занятия экспериментальной группы:первая группа упражнений: упражнения по совершенствованию качеств к перестройке и приспособлению двигательных действий, согласованию действий, чувству ритма (по 5 мин на отработку каждой возможности); вторая группа упражнений: упражнения, развивающие пространственную ориентацию, способность к реагированию (по 5 мин на отработку каждой возможности); третья группа упражнений: упражнения, повышающие способность к кинестетическому дифференцированию, динамическое равновесие (по 5 мин. на отработку каждого качества) и т.д. аналогичным способом, начиная с первой тренировки. Координационные упражнения включались как в основную часть занятия после разминки, так и во 2-ю и 3-ю часть разминки с учетом задач тренировочного занятия. При этом применялись упражнения с акцентом преимущественно на единичные координационные качества, а также всевозможные координационные упражнения (специальные игры, игровые задания, круговая тренировка и т.д.), включающие влияние на две и более координационные возможности. Координационные упражнения, цель которых – связанное развитие координационных способностей и отдельных видов специальной выносливости, мы планировали на конец основной части занятия.Упражнения для усовершенствования ориентации в пространствеПри выполнении ниже представленных упражнений перед игроками необходимо ставить задачу осуществлять наблюдение за происходящим на площадке (футбольном поле) того, чтобы взгляд и внимание не были сосредоточены только на мяче и ближайшем партнере (увеличение периферического поля зрения) и улучшение пространственной ориентации)Упражнение 1. Половина (5–7) игроков (каждый с мячом) располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу диаметром около 20 м. Другая половина врассыпную находится в середине круга. Игроки внутри круга перемещаются бегом в разных направлениях.Каждый из них мгновенно подбегает к любому стоящему вне круга игроку на расстояние 3–4 м. от него. В то же время игрок с мячом внутренней частью стопы должен сделать ему передачу и получить его назад тем же способом. После этого «внутренний» игрок перемещается к другому свободному в данный момент игроку, стоящему вне круга, и т.д.Варианты: удары по мячу производят наружной частью подъема; игроки внутри круга сначала останавливают мяч ногой (внутренней стороной стопы, подошвой или наружной частью подъема), а затем по полу передают мяч партнерам вне круга. Упражнение 2. Начальная позиция, как в упражнении 1, но с мячами игроки внутри круга. Каждый из них произвольным образом ведет мяч около себя в направлении любого «внешнего» игрока и с расстояния 3-4 м передает ему мяч внутренней частью стопы по полу. В этот момент «внешний» игрок возвращает мяч тем же способом игроку «внутреннему», который после остановки мяча внутренней стороной стопы с полуоборотом ведет его произвольным способом в направлении следующего свободного в данный момент стоящего за кругом игрока и т.д. Упражнение 3. Начальная позиция, как в упражнении 1, но с мячами игроки внутри круга. Каждый из них произвольным образом ведет мяч близко у себя в направлении любого «внешнего» игрока и с расстояния 3–4 м передает ему мяч внутренней частью стопы по полу, после чего бежит и располагается на его место (становится «внешним» игроком).«Внешний» игрок после остановки мяча произвольным способом ведет мяч через середину поля в направлении другого, свободного в данный момент игрока, стоящего за кругом, поступая аналогичным образом, и т.д.Вариант: «внешний» игрок передает мяч «внешнему», тот возвращает мяч «внутреннему» игроку, выполняющему очередную передачу «внешнему» и только после этого «внутренний» игрок бежит и располагается на место «внешнего» (все передачи мяч осуществляют в одно касание внутренним частью стопы по полу).Упражнение 4. Два игрока (у каждого мяча) расположены в углах квадрата со сторонами 34 м и жонглируют мячом стопами. По команде одного из них «Внимание хоп» игроки одновременно выполняют удар по мячу средней частью стопы по прямой квадрату (по воздуху) и перебегают в сторону передавшего мяча партнер. Перед падением мяча на пол занимающиеся должны остановить мяч стопой и приступить к жонглированию, и т.д.Вариант: после каждой отбивки мяча стопой разрешается (однако не обязательно) одно разовое касание мячом пола.Оценка координационных качеств осуществлялась по комплексу показателей: чувство ритма движения (в 5 тестах), способность к сохранению равновесия (в 3 тестах), кинестетическое чувство, способность к перестройке и приспособлению двигательных действий (в 6 тестах), способность к согласованию движений (в 2 тестах), скорость реагирования и ориентации в пространстве (в 2 тестах).Применяли в тренировке упражнения с использованием сложных двигательных действий, связанных с развивающими факторами, такими как:выполнение упражнений по сигналу, кувырки и развороты на 360˚; выполнение технических приемов с применением взбивающих факторов; ведение перед ударами; ведение мяча в эстафетах; внедрение элементов неожиданности и соперничества; ведение мяча на ограниченной площади с обводкой фишек и своих партнеров; ведение мяча на скорость с разворотами по сигналу; жонглирование с опрокидыванием мяча себе за спину разворотом на 180˚ и продолжением жонглирования; удары по воротам, по катящемуся мячу с расстояния 10–16 м; игра в ручной мяч с забиванием мяча в ворота разными частями подъема, бедром, головой после наброски мяча партнером и т.д. 2.4 Итоговый результат исследованияВ конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование юных футболистов экспериментальной и контрольной групп. Результаты тестов представлены в Приложении 2.Результаты тестирования динамической координации футболистов после проведенного педагогического эксперимента представлены в таблице 2.Таблица 2 Результаты тестирования динамической координации футболистов в конце эксперимента (констатирующий этап)По результатам таблицы 2 установлено, что после педагогического эксперимента между группами имеются достоверные различия.В группах были установлены следующие показатели. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам составило в экспериментальной группе 11,37 сек и в контрольной группе 12,4 сек. (р0,05). Результаты тестирования представлены на рис. 14.Рис. 14. Результаты теста «Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам» после педагогического эксперимента, секПри определении технического приема жонглирование мячом в ЭГ средний показатель после эксперимента составил 27 раз и в КГ 18 раз (р0,05). Результаты тестирования представлены на рис. 15.Рис. 15. Результаты теста «Жонглирование мячом» после педагогического эксперимента, секПо испытанию бег 30 м с ведением мяча среднее значение в ЭГ составило 5,36 сек и в КГ 6,2 сек (р0,05). Результаты представлены на рис. 16.Рис. 16. Результаты теста «Бег 30 м с ведением мяча» после педагогического эксперимента, секПоказатель ведение мяча обводка – удар в ЭГ составил 8,57 сек и в КГ 9,3 сек (р0,05). Результаты представлены на рис. 17.Рис. 17. Результаты теста «Ведение мяча–обводка–удар» после педагогического эксперимента, секТаким образом, можно сделать вывод, что по всем испытаниям после эксперимента между ЭГ и КГ выявлено статистические различия, то есть показатели обеих групп различаются.Педагогический эксперимент был направлен на воспитание координационных способностей у юных футболистов на начальном этапе подготовки. В ходе проведения эксперимента систематическое использование экспериментальной методики позволило детям экспериментальной группы достичь высоких показателей в контрольных упражнениях и существенно увеличить разницу с контрольной группой. В пользу экспериментальной группы оказались показатели всех контрольных тестов. Были выявлены достоверные различия между группами по всем тестам (р<0,05).Покажем динамику улучшения результатов тестирования. Результаты тестов представлены в таблице 3 и 4 для экспериментальной и контрольной групп, соответственно.Таблица 3Динамика изменения результатов тестов в экспериментальной группеПо данным таблицы 3 видно, что после эксперимента в группе имеются достоверные улучшения в развитии координационных способностей у юных футболистов.Таблица 4 Динамика изменения результатов тестов в контрольной группеВ контрольной группе после педагогического эксперимента проба Бирюк показала достоверные улучшения. В остальных тестах достоверных улучшений не выявлено.Прирост в результатах тестирования динамической координации представлен на рис. 18.Рис.18. Прирост в результатах тестирования динамической координации, %В экспериментальной группе после проведения эксперимента увеличились показания тестов на 6,8% ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам, на 78% жонглирование мячом, на 14% бег 30 м с ведением мяча, на 10,5% ведение мяча обводка – удар.В контрольной группе также отмечена положительная динамика в показателях: ведением мяча, обводка стоек и удар по воротам улучшился на 3,6%, жонглирование мячом 10,6%, бег 30 м с ведением мяча 1,6%, ведение мяча обводка – удар – 0,5%.В контрольной группе также наблюдается наибольший прирост в показателе жонглирование мячом. Итак, проведенный педагогический эксперимент позволил установить эффективность применения комплексов упражнений на развитие статических координационных способностей у юных футболистов, что было подтверждено при помощи математических методов.В итоге проведенного практического исследования сделаны следующие выводы:В начале эксперимента были получены следующие результаты тестов в экспериментальной и контрольной группах, соответственно: ведение мяча, обводка и удар по воротам 12,20 и 11,97 сек; жонглирование мячом 15,62 и 16,46 раз; бег 30 м с ведением мяча 6,24 и 6,30 сек; ведение мяча обводка – удар 9,58 сек и 9,35 сек, оценивающие динамическую координацию. В конце эксперимента были получены следующие результаты тестов в экспериментальной и контрольной группах, соответственно: ведение мяча, обводка и удар по воротам 11,37 и 12,4 сек; жонглирование мячом 27,9 и 18,2 раз; бег 30 м с ведением мяча 5,36 и 6,2 сек; ведение мяча обводка – удар 8,57 сек и 9,3 сек. Средствами математической статистики установлены достоверные различия в результатах тестирования экспериментальной группы, в которой показатели тестов улучшились на: ведение мяча, обводка и удар по воротам 6,8%; жонглирование мячом 78,6%; бег 30 м с ведением мяча 14,1%; ведение мяча обводка – удар 10,5%. В контрольной группе достоверных различий не выявлено, результаты тестов изменились на: ведение мяча, обводка и удар по воротам 3,6 %; жонглирование мячом 10,6%; бег 30 м с ведением мяча 1,6%; ведение мяча обводка – удар 0,5%. Доказана эффективность применения методики на развитие координационных способностей у юных футболистов на начальном этапе подготовки. ЗАКЛЮЧЕНИЕНастоящая работа посвящена вопросам развития координации у детей, занимающихся футболом, на этапе начальной подготовки. Достижение цели работы и поставленных задач осуществлялось при помощи ряда научно-практических методов и проведения педагогического эксперимента.В результате проведенного анализа научной литературы была представлены теоретические и методологические основы развития координации у детей, занимающихся футболом. Научно обоснованы особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.Полученные в исследовании результаты усугубляют и расширяют представления о научно-методических подходах к тренировке координационных способностей у юных футболистов, находящихся на начальном этапе подготовки. Уточнено понятие специальной координационной подготовки спортсменов в футболе. Данное исследование расширяет представления о возможных методических подходах к повышению эффективности тренировки координационных способностей у юных спортсменов на разных этапах их возрастного развития.Разработанные подходы к тренировке специальных координационных способностей у юных спортсменов дополняют теорию и методику футбола относительно содержания подготовки на начальном этапе, заключающегося в возможности дополнения отдельных разделов программы для спортивных школ по футболу методикой совершенствования координационных способностей у юных футболистов.Практическая значимость представленной работы представлена следующими положениями:разработанная методика усовершенствования координационных способностей прошла апробацию в условиях тренировочного процесса, показала ее эффективность и может быть использована в практической работе тренеров по футболу; комплексный подход к тестированию, позволяющий получить всестороннюю оценку уровня развития общих координационных способностей спортсменов в футболе на начальном этапе подготовки, может быть применен и для спортсменов других командно-игровых видов спорта; разработаны рекомендации по содержанию и методике направленного усовершенствования координационных способностей у юных футболистов на начальном этапе подготовки; материалы, полученные в ходе исследования и подготовки работы, могут быть использованы в учебном процессе институтов физической культуры, семинаров и курсов повышения квалификации тренеров. Проведенный литературный обзор позволил установить особенности развития координационных способностей у юных футболистов.Педагогический эксперимент включал в себя три этапа. На констатирующем этапе проведена оценка развития координационных способностей при помощи таким тестов, как ведение мяча, обводка и удар по воротам, жонглирование мячом, бег 30 м с ведением мяча, ведение мяча обводка, оценивающих динамическую координацию.Контрольные тесты подбирались с учетом специфики развития физических качеств. Формирующий эксперимент был направлен на проведение занятий с включением авторского комплекса упражнений на развитие координационных способностей. На контрольном этапе эксперимента проведено повторное тестирование юных футболистов и определена эффективность применения методики тренировки. Проведенный педагогический эксперимент позволил установить эффективность применения специальных комплексов упражнений на развитие координационных способностей в тренировочном процессе у юных футболистов на начальном этапе подготовки. При этом отмечались улучшения в показателях развития статической и динамической координации. Следовательно, проведенный педагогический эксперимент показал свою эффективность. Гипотеза доказана. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Практика подтверждает, что проблема подготовки спортсменов, занимающихся футболом очень актуальна в наше время. Она требует дальнейшего изучения, разработки методов тренировочного процесса.Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:Проведен теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме научного исследования, рассмотрены современные подходы к пониманию понятия механизма совершенствования координационных способностей у юных спортсменов. Сложные процессы моторной координации, прежде всего, снабжаются системой управления и регуляции движений на уровне нейрофизиологических механизмов организации информации. Разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей у юных футболистов, специализирующихся в футболе, который применялся на каждом тренировочном занятии. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность применения комплексов упражнений для развития координационных способностей. Сравнивая результаты тестирования до и после педагогического эксперимента установлены достоверные различия в экспериментальной группе, в контрольной группе после эксперимента достоверных различий не выявлено. Практические рекомендации:На первоначальных этапах очень важно подробно описать и показать упражнения, чтоб не допустить ошибок в его выполнении в будущем. Все упражнения называются по-разному и образно сравниваются с повседневными вещами, это вызывает положительные ассоциации и эмоции у ребенка. На начальном этапе тренировочного процесса футболистов следует уделять внимание развитию физических качеств и особенно координационных способностей. Упражнения на координацию следует включать в тренировочной процесс на каждом занятии. Тренировка юных футболистов должна проводиться не менее трех раз в неделю. Рекомендуется применение комплексов упражнений, позволяющих развивать динамическую координацию у юных футболистов: Также рекомендуется применение следующих упражнений координационной направленности:выполнение упражнений по сигналу, кувырки и развороты на 360˚; выполнение технических приемов с применением взбивающих факторов; ведение перед ударами; ведение мяча в эстафетах; внедрение элементов неожиданности и соперничества; ведение мяча на ограниченной площади с обводкой фишек и своих партнеров; ведение мяча на скорость с разворотами по сигналу; жонглирование с опрокидыванием мяча себе за спину разворотом на 180˚ и продолжением жонглирования; удары по воротам, по катящемуся мячу с расстояния 10–16 м; игра в ручной мяч с забиванием мяча в ворота разными частями подъема, бедром, головой после наброски мяча партнером и т.д. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: КНОРУС, 2012. 368 с. Беликов, Е.Н. Влияние силовых упражнений на развитие двигательно-координационных способностей / Е.Н. Беликов, О.А. Голяков // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 4. С. 1113. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 2006. 146 с. Бернштейн, Н.А. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей младшего школьного возраста / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2016. 288 с. Ботяев, В.Л. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки способностей спортсменов, специализирующихся в сложно-координационных видах спорта / В.Л. Ботяев, В.А. Стрельцов, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. 2012. № 4. С. 8689. Востриков, В.А. Спортивный отбор в практике подготовки спортсменов / В.А. Востриков. Оренбург: б.и., 2021. 177 с. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 280 c. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления. // Учёные записи ун-та им. П.Ф.Лесгафта. 2008. №8. С. 3538. Дробыш, А.С. Методика развития координационных способностей у спортсменов 1012 лет / А.С. Дробыш // В сборнике: Туризм и образование: исследования и проекты материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2017. С. 186189. Дунаев, К.С. Кординационная подготовка футболистов 1011 лет на тренировочном этапе подготовки / К.С. Дунаев, С.А. Ярушин, А.В. Шергин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2023. Т. 8. № 1. С. 8387. Ишухин, В.Ф. Влияние занятий баскетболом на развитие быстроты и координационных способностей у школьников старшего возраста / В.Ф. Ишухин // Научный поиск. 2018. № 2. С. 5559. Каверин, Е.И. Планирование подготовки юных футболистов в микро- и макроциклах / Е.И. Каверин, Е.Н. Ершов, В.А. Покусаев // В сборнике: Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Под редакцией А. В. Сысоева [и др.]. Воронеж, 2021. С. 187192. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. М.: Академия, 2012. 304 с. Качкурин, В.Н. Система отбора спортсменов для занятий спортом [Текст] / В.Н. Качкуркин, Э.А. Зюрин // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2012. № 5. С. 7797. Клещев, Ю.Н. Школа тренера / Ю.Н. Клещев; под ред. Э.П. Кияна. М.: Физкультура и спорт, 2009. 369 с. Корнев, С.В. Анализ начального уровня общей физической подготовки игроков в американский футбол / С.В. Корнев // Вопросы педагогики. 2021. № 42. С. 117120. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшина. М., 2010. 464 с. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. М., 2011. 348 с. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. М.: Сов. спорт, 2009. 134 с. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний / В.П. Лукьяненко. М.: Совет. спорт, 2003. 224 с. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2017. 544 с. Матвеев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Матвеев. М.: МГПУ, 2018. 52 с. Мисюра, А.А. Физическая культура в жизни учащихся начальной школы / А.А. Мисюра // В сборнике: Физиологическое сопровождение тренировочного процесса и занятий физической культурой. Мат. конф., 2020. С. 141146. Найн, А.А. Развитие основных физических качеств юных каратистов / А.А. Найн, М.Л. Васильев // В сборнике: Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития; сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: Челябинский колледж физической культуры, 2019. С. 175177. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. М.: Физическая культура, 2014. 236 c. Ожерельева, В.В. Развитие координационных способностей старших школьников на уроках физической культуры средствами волейбола / В.В. Ожерельева, М.Ю. Гаврюшкина // В сборнике: Развитие личности в образовательном пространстве. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 200-203. Парахин, С.В. Формирование координационных способностей учащихся общеобразовательной школы средствами баскетбола / С.В. Парахин // В сборнике: Проблемы и приоритетные направления развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности в современном обществе. сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2022. С. 96100. Письменский, И.А. Физическая культура: учебник для вузов / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 493 с. Платонов, В.Н. Современная спортивная подготовка / В.Н. Платонов. Киев: Здоровье, 2010. 336 с. Подоляка, О.Б. Модель американского футбола как олимпийского вида спорта / О.Б. Подоляка, А.Е. Подоляка // В сборнике: Актуальные проблемы экологии и здоровья человека. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 166169. Подоляка, О.Б. Определение принципов общего анализа соревновательной деятельности команд в американском футболе / О.Б. Подоляка // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 10. С. 56. Покатаев, А.В. Методические положения для осуществления обучения в многолетнем тренеровочном процессе [Текст] / А.В. Покатаев // В сборнике: Спортивная реклама и PR в цифровом формате: современные технологии и алгоритмы. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М., 2021. С. 154156. Ржанов, А.А. Методика спортивного отбора подростков с учетом их способности к решению двигательных задач [Текст] / А.А. Ржанов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. № 1. С. 133143. Рябцев, С.М. Теоретико-методические особенности занятий американским футболом в условиях дополнительного образования / С.М. Рябцев, А.А. Клименко // Актуальные исследования. 2022. №5 (84). С. 122124. Сидоров, Д.Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта / Д.Г. Сидоров, А.С. Большев, В. М. Щукин и др. Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. 125 с. Токсонбаев, Р.Н. Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей школьного возраста / Р.Н. Токсонбаев, К.К. Каимов // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 1. С. 108116. Шерстнев, А.М. Методика развития физических качеств у младших школьников на занятиях футболом во внеурочное время / А.М. Шерстнев, П.И. Храмцов, А.В. Андрюшина // В сборнике: Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию факультета физической культуры. Москва, 2022. С. 110114. Coombs, D.S., Batchelor, B. American History Through American Sports: From Colonial Lacrosse to Extreme Sports. ABC-CLIO, 2013. Т. 1, с. 246. Приложение 1Результаты тестирования юных футболистов до педагогического экспериментаПоказатели экспериментальной группыПоказатели контрольной группыПриложение 2Результаты тестирования юных футболистов после педагогического экспериментаПоказатели экспериментальной группыПоказатели контрольной группы