Публикации Семейное чтение

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейное чтение
Автор: Самофалова Таисия Дмитриевна

ПРОЕКТ«Читаем всей семьей!»Обоснование актуальности выбранной темы: Возрождение традиций семейного чтения — важная задача современного общества, которая приобретает особую актуальность в контексте воспитания и развития детей дошкольного возраста. Во-первых, семейное чтение способствует формированию у детей интереса к книгам и литературе, что является основой для их дальнейшего интеллектуального и творческого развития.Во-вторых, совместное чтение помогает укрепить семейные связи, создать атмосферу взаимопонимания и поддержки между родителями и детьми.В-третьих, оно способствует развитию речи и коммуникативных навыков у детей, а также их эмоциональной сферы. Семейное чтение играет важную роль в формировании личности ребёнка, его мировоззрения и системы ценностей. Оно помогает детям понять окружающий мир, научиться различать добро и зло, развить эмпатию и уважение к другим людям.Кроме того, семейное чтение может стать отличным способом проведения досуга, который объединяет всю семью и способствует созданию тёплой атмосферы в доме. Это особенно важно в условиях современного ритма жизни, когда родители часто заняты работой или другими делами и не всегда могут уделить достаточно времени своим детям.Таким образом, выбранная тема проекта является весьма актуальной. Возрождение традиции семейного чтения имеет большое значение для формирования гармоничной личности ребёнка и укрепления семейных связей.Проблема: В современном мире проблема потери интереса детей дошкольного возраста к чтению становится всё более актуальной. Чтение — это важный инструмент для развития мышления, воображения, речи и эмоционального интеллекта ребёнка. Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению интереса дошкольников к книгам. Это может быть связано с различными факторами, такими как:
  • появление новых технологий и гаджетов, которые могут отвлекать детей от чтения;
  • снижение роли семьи в приобщении детей к чтению;
  • недостаточное внимание к развитию читательских навыков в дошкольных учреждениях.
  • Особенность проекта: Исключительной особенностью проекта является создание буктрейлеров по известным художественным произведениям, благодаря которым родители не только читают детям рекомендованные педагогами произведения, но и учатся проводить с детьми беседы по их сюжетам, а также выполняют с детьми творческие увлекательные задания.Цель и задачиЦель: создание благоприятных условий для возрождения уходящей традиции семейного чтения через совместную с детьми и их родителями деятельность.Задачи для детей: Обучающие: - расширит представления детей о значении книги в жизни человека;- активизировать речь, расширить лексический запас;- учить детей производить простой анализ художественных произведений, формулировать выводы.Развивающие: - развивать интерес к совместному чтению;- развивать умение внимательно слушать;- развивать когнитивные процессы;- содействовать развитию связной речи;- развивать речевое творчество;- поддерживать проявления инициативы в выборе художественных произведений.Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к книге;- приобщать к народной культуре посредством ознакомления с русскими народными сказками.Задачи для родителей: - пропагандировать семейное чтение;- расширить представления о способах работы над художественным произведением. Ожидаемые результаты: - повышение интереса детей и родителей к семейному чтению;- формирование у детей умения анализировать произведения;- возрождение традиции совместно чтения в семьях воспитанников;- формирование домашней библиотеки в семьях воспитанников;- бережное отношение к книгам у детей;- повышение компетентности родителей в вопросах формирования у детей предпосылок читательской грамотности. Предполагаемые риски проекта: - отказ родителей от участия в проектной деятельности.Этапы реализации проекта:
  • Подготовительный этап:
  • Анализ методических материалов, информационных ресурсов сети Интернет.Беседа с детьми «Любите ли вы читать сказки.Опрос среди родителей «Читаете ли вы детям?».Планирование деятельности по реализации проекта.Подготовка оборудования (расширение ассортимента книг в групповой библиотеке, создание центра буккроссинга, оформление стенда «Правила обращения с книгой»).
  • Основной этап:
  • - Организация работы с детьми:- Организация работы с родителями:3. Заключительный этап:- Презентация продуктов: интерактивный каталог детских произведений «Почитай мне, мама», выставка детских рисунков «Сказка в гостях у ребят».- Подведение итогов.- Самоанализ результатов, составление планов на будущее. Список литературы1. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 4-5 лет / О.С. Ушакова. – М.: «ТЦ «Сфера», 2010.2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.