Публикации Обобщение опыта. Мастер-класс на тему: "Развитие речи дошкольников через формирование дыхания"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта. Мастер-класс на тему: "Развитие речи дошкольников через формирование дыхания"
Автор: Поволоцкая Светлана Анатольевна

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, способствующие формированию правильного дыхания, необходимого для развития речи, методические рекомендации. ВВЕДЕНИЕ Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеобразование становится невозможным. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. АКТУАЛЬНОСТЬ Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.Как известно, при тяжёлых формах патологии у детей с нарушениями речи страдает как лексико-грамматическая сторона речи, так и звуковая. В целом ряде случаев отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения отмечаются в структуре дефекта при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при заикании. В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, С.Л. Таптапова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Как отмечают выше перечисленные и другие исследователи, речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, ринолалия, разные формы нарушения голоса. Разработан целый ряд систем по коррекции названных нарушений речи, в которых предлагаются комплексы упражнений по коррекции речевого дыхания. Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Это определяет актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания в рамках деятельности воспитателя.Мастер-класс для педагогов по теме:«Развитие речи дошкольников через формирование дыхания»Приготовила: учитель-дефектолог, учитель-логопед Дектярёва С.А.Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников.Задачи:- сформировать представление о значимости развития речевого дыхания  у детей;- познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;- показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука «Р»; - предоставить педагогам ДОУ практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.Перечень используемого материала: мыльные пузыри, игра на развитие дыхания «Помоги мишке собрать малину», игра «Настольный футбол», игра «Задуй шарик в домик», игра «Сдуй листочки с ёжика», снежинки, цветик-семицветик, памятки-буклеты, листочки, фломастеры. 1. Упражнение«Сдуй муху с носа»Участникам предлагается сесть удобно, положить руки на колени, закрыть глаза и представить. Что на нос села муха, которую необходимо сдуть. Узнать, какие ощущения получи ли. Подвести к тому, что дышать нужно правильно.2. Теоретическая часть. Что есть само дыхание? Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, его физическую и умственную деятельность; стимулирует работу сердца, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью и, несомненно, играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей дошкольного возраста.А.Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать, что предполагает работу над развитием физиологического дыхания. Наша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от болезней дыхательных путей.Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым.Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.Другими словами, речевое дыхание это дыхание в процессе речи.Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.Рассмотрим параметры правильного ротового выдоха :• выдоху предшествует сильный вдох через нос;• выдох происходит плавно, а не толчками;• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;• выдыхать следует, пока не закончится воздух;• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов (показ правильного ротового выдоха).  Но при проведении   игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.Так, например:
  • дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).
  • дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
  • дети 4-6лет - длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).
  • дети  6-7 лет – могут играть по  5-7 минут (норма слов на одном выдохе  5-7).
  • Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.Но самое главное, на что нужно ориентироваться во время игр– это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение (педагоги повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка (педагоги проделывают и это упражнение). Хочу вас познакомить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. 3. Практическая часть.«ЧАСИКИ» Часики вперёд идут, За собою нас ведут. И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 2- взмах руками назад «так» (выдох) «ПЕТУШОК» Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз. «ПАРОВОЗИК»• Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая : « чухчухчух» . ( 20-30 секунд ).Игра с педагогами «Передай снежинку счастья»Упражнения для развития речевого дыханияЦель: слитно, на одном выдохе, произносить фразы из 2-3 слов; из 4 слов; из 5-6 слов.«Снег идет»Дети стоят в кругу. Вдох – руки поднять вверх. На выдохе опуская руки произносить: «Ш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза. «Вьюга»Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью. «Цветок»Дети стоят в кругу. У педагога искусственный цветок, который он передает по кругу. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах» и т. д.«Произнеси скороговорки»Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».(участники упражняются в выполнении игровых упражнений)Игры и упражнения на дыхание можно  включая  в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий,  в организующий момент или в физкультминутку. Проводить лучше в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯУпражнения для развития ротового выдохаВыполнение упражнений на  дыхание лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.«Снежинки» или «Снег»Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки  и тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.  Не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.«Сдуем листочки с ёжика»У педагога в руках ёжик, на нем листочки.«Загони мяч в ворота» или «Футбол»Оборудование: футбольное поле, ворота, шарик из ваты или шарик от пинг-понга.Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота.«Задуй шарик в домик».- Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях! Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен.4. Рефлексия.Предлагается оценить информацию, полученную на мастер-классе, одной из трех полосок: красного, синего, зеленого цвета.Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;зеленый цвет – «мне на мастер-классе было не интересно».В завершении мастер-класса педагогам предлагаются памятки-буклеты Список используемой литературы
  • Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
  • Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
  • Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб, 1993.
  • Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
  • Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
  • Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.
  • Кузнецова ЕВ. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 2002.
  • Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.
  • Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
  • Новиковская ОА. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб, 2004.
  • Попов Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. М.; Ростов-на-Дону, 2004.
  • Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.
  • Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.
  • Щетинина МЛ. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., 1999.