Публикации
Изучение литературы в рамках внеурочной деятельности через школьную театральную студию
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изучение литературы в рамках внеурочной деятельности через школьную театральную студию
Автор: Кузьмина Зоя Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изучение литературы в рамках внеурочной деятельности через школьную театральную студию
Автор: Кузьмина Зоя Михайловна
Программа курса внеурочной деятельности«Театральная студия “АзБукиВеди”» (7- 9 классы)Пояснительная записка Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Театральная студия “АзБукиВеди”».Программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия«АзБукиВеди» для 7-9-х классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной рабочей программе воспитания.Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО) с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов по внеурочной деятельности.Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство».Занятия «Театральной студии “АзБукиВеди”» осуществляются в рамках вариативного подхода и являются практико-ориентированной формой углубленного изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов эстетической деятельности театр является наиболее универсальным направлением, которое обеспечивает широкий спектр способов проявления и развития не только творческих способностей обучающихся, но и их социальной, коммуникативной компетентности, формой освоения различных моделей поведения и межличностного взаимодействия.Программа внеурочной деятельности «Театральная студия “АзБукиВеди”» непосредственно коррелирует с предметамигуманитарного цикла, входящими в базовый учебный план основного общего образования, такими как «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология». Продуктивное взаимодействие с различными областями гуманитарного знания обеспечивают постановки спектаклей на иностранном языке, в стилистике исторических реконструкций, и т.п.Основное содержание занятий – постановка спектаклей, которая реализуется через репетиции и выступления на сцене, а также текущую работу, направленную на развитие комплекса сценических способностей, умений и навыков обучающихся; опыт восприятия, анализа и осмысления произведений театральных жанров.Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Театральная студия “АзБукиВеди”» определяются в рамках обобщенных целей и задач федерального государственного образовательного стандарта и федеральной программы основного общего образования, являются их логическим продолжением.Главная цель курса: развитие театральной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективное творчество – создание сценического образа.Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкально-театрального искусства в частности:становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и рациональной сферы; осознание значения искусства как специфического способа познания мира, художественного отражения многообразия жизни, универсального языка общения; реализация эстетических потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к творческой деятельности и самореализации. Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной театральной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:− приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям через опыт собственного проживания сценических образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;− развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, координация и пластика движений, мимика, речь и т.д.;− формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства;− приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание основных закономерностей театрального искусства, их языка, выразительных средств;− накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение специальной терминологией;− воспитание уважения к культурному наследию России; практическое освоение образного содержания произведений отечественной культуры;− расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и театральной культуре других стран и народов;− формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;− гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;− получение опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны;− создание в образовательном учреждении творческой культурной среды.Место и роль курса внеурочной деятельности «Театральная студия “АзБукиВеди”» в учебном плане.Программа «Театральная студия “АзБукиВеди”» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования (7-9 классы). Допускается расширение сферы ее применения на ступень среднего общего образования при наличии соответствующих потребностей и запросов от обучающихся 10-11-х классов, их родителей (законных представителей).Театральные занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий – по 2 академических часа 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 3 года преподавания. Общая учебная нагрузка составляет в 7 классе 68 часов, 8 классе – 68 часов, 9 классе – 68 часов. Итого – 204 часа.Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности «Театральная студия “АзБукиВеди”».При организации внеурочных занятий по программе «Театральная студия “АзБукиВеди”» возможны различные организационные модели, учитывающие специфический комплекс условий и возможностей конкретного образовательного учреждения, интересы и потребности участников образовательных отношений. Это могут быть модели «Класс – театр», «Творческая параллель», «Ровесники» и др.Количество участников одного театрального коллектива может составлять до 25 человек.Используются разные формы проведения занятий: занятие- прослушивание; занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и навыков; творческая проектная деятельность;репетиционно-постановочный процесс; сводная репетиция, прогон спектакля; сценический показ; посещение театров, музеев, просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ событий театральной жизни и др.Итогом работы театральной студии являются публичные показы спектаклей, их фрагментов, отдельных сцен.Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности «Театральная студия “АзБукиВеди”» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.Личностные результаты:В сфере патриотического воспитания:−осознаниероссийскойгражданскойидентичностив поликультурном и многоконфессиональном обществе;− проявление интереса к освоению традиций своего края, культуры народов России;− стремление развивать и сохранять культуру своей страны, своегокрая.В сфере гражданского воспитания:− готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважениеправ, свобод и законных интересов других людей;− осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;− активное участие в социокультурной жизни образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.В сфере духовно-нравственного воспитания:− ориентация на традиционные духовно-нравственные ценности в ситуациях нравственного выбора;− готовность воспринимать театральное искусство с учетом традиционных духовно-нравственных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;− придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в фестивалях и конкурсах.В сфере эстетического воспитания:− восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;− осознание ценности творчества, таланта;− осознание важности театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения;− понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;− стремление к самовыражению в разных видах искусства.В сфере ценности научного познания:− ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;− овладение языком искусства, овладение основными способами исследовательской деятельности на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях искусства, использование специальной терминологии.В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:− осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;− соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе артистической, творческой, исследовательской деятельности;− умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;− сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.В сфере трудового воспитания:− установка на посильное активное участие в практической деятельности при подготовке спектакля, проведении репетиций, сценических показов;− трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей;− интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;− уважение к труду и результатам трудовой деятельности.В сфере экологического воспитания:−повышениеуровняэкологическойкультуры,осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;−участиевэкологическихпроектахчерезразличныеформы театрального творчества.Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:− освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включаясемью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;− стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального, театрального и других видов искусства;− смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;− способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.Метапредметные результаты:Познавательные универсальные учебные действия:Базовые логические действия:− выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного театрального явления;− сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкально-театрального действия, сценические образы, сюжеты;− устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находить ассоциации с другими явлениями искусства;− устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры и искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных выразительных средств, элементов сценографии, актерской игры, музыкального и визуального образа спектакля;− выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и стилистически оправданного воплощения на сцене художественной задачи;− обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театрального искусства друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;− выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании сценического образа конкретного произведения, жанра, стиля;Базовые исследовательские действия:− следовать за развитием, наблюдать процесс развертывания драматического действия;− использовать вопросы как инструмент познания;− формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, сценического воплощения театральных образов;− составлять алгоритм действий и использовать его для решения актерских, музыкально-исполнительских и других творческих задач;− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей, сравнению художественных процессов, явлений, культурных объектов между собой;− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;Работа с информацией:− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;− понимать специфику работы с графической, видео-, аудиоинформацией, музыкальными записями;− выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;− оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;− различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;− использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений, развивать мышечную память как способ сохранения пластической информации;− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки;Коммуникативные универсальные учебные действия:− выражать свою идею, мысль комплексно, используя вербальные и невербальные средства коммуникации;− ярко и убедительно выражать эмоции, собственное отношение к происходящему;−вестиустныйдиалог,владетьтехниками«пристройки»к собеседнику;− анализировать внешние обстоятельства общения, чувствовать логику событий, улавливать подтекст;− выступать на публике, владеть основами ораторского искусства и сценического движения, органично чувствовать себя в пространстве, преодолевать сценическое волнение;− конструктивно обсуждать с товарищами по коллективу текущую деятельность – как свою собственную, так и других людей;− видеть различия в поведении других людей, воспринимать их как естественное проявление разнообразия, богатства социального окружения человека;− согласовывать собственные цели и действия с целями и действиями других участников коллектива,− коллегиально строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;−выполнятьсвойучастокработы,нестибезусловную ответственность за ее качество;− выручать товарищей в непредвиденной ситуации, приходить на помощь, уметь жертвовать своими интересами ради общего дела;−проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения, подчиняться;− развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия произведений искусства;− понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;Регулятивные универсальные учебные действия:Самоорганизация:− выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с помощью приемов и навыков, освоенных в ходе театральных занятий;− рассматривать жизненную проблему, как актерский этюд, творческую задачу, которая может быть решена различными способами, рассматривать альтернативные варианты, выбирать наилучший вариант решения;− чувствовать ответственность перед партнером по сцене, координировать свои действия с учетом возможностей и намерений партнера, нести ответственность за свою часть работы перед всем коллективом;− уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с учетом мнения, интересов, возможностей других членов коллектива;− ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;− планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;Самоконтроль (рефлексия):− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;− давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;− предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;−объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатов деятельности;− понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;Эмоциональный интеллект:− чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;− развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях сценического общения, публичного выступления;− выявлять и анализировать причины эмоций;− понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;− регулировать способ выражения собственных эмоций;Принятие себя и других:− уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;− признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности принимать себя и других, не осуждая;− проявлять открытость.Предметные результаты:− выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая в актерскую игру личностно значимый смысл;− исполнять танцевальные, пластические номера в составе развернутого драматического действия, отдельных сценах, концертных номерах;− органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с партнерами по сцене;− понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств театрального искусства;− владеть основами ораторского искусства, уметь выразительно и грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и сценической речи;− владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения, пантомимы, доступных танцевальных стилей;− выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;− знать приемы и способы развития памяти, действий в конфликтных ситуациях, снятия психологических зажимов, уметь их применять на сцене и в жизни;− уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в организации репетиций с младшими обучающимися;− представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческойдеятельности, принимать участие в культурно-просветительской и общественной жизни.Предметные результаты:й год обучения: − активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение, робость;− знать технику безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях, правила поведения при посещении театра;− участвовать в играх, игровых упражнениях, стремиться к созданию доступного игрового образа (самому придумать, сделать, показать);− удерживать произвольное внимание, концентрировать внимание«внутри себя», уметь сосредоточиться на слуховых, зрительных, двигательных ощущениях; контролировать дыхание, мышечный тонус (снятие телесных зажимов);− импровизировать пластические образы;−придумыватьипоказыватьнебольшиесценкибытового содержания (на 2-3 действия);− выразительно декламировать четверостишия, скороговорки, четко артикулируя слова;− рассказывать увиденные, самостоятельно сочиненные истории, сюжеты, сценки;− иметь опыт выступления на сцене;− понимать значение слов и терминов: театр, зрительный зал, сцена, игра, актер, зритель.й год обучения: − знать правила поведения на сцене (не вставать спиной к зрителю, сохранять тишину за кулисами, не задевать кулисы во время сценического действия и др.);− ориентироваться в пространстве, уметь заполнить пространство действием; находить свое место, соблюдать рисунок движения в группе, в том числе при построении в колонну, круг, полукруг, перестроении в линии;− наблюдать за повадками животных, поведением людей (особенности речи, взгляда, мимики, жеста), воплощать свои наблюдения в актерских этюдах-импровизациях;− выполнять по-разному одно и то же действие в различных предлагаемых обстоятельствах;− уметь переходить из позиции исполнителя в позицию зрителя и наоборот;− уметь видеть отличия в исполнении одного и того же задания, этюда разными обучающимися;− овладеть начальными навыками сценических действий, различать действия физические и словесные, стремиться правдиво действовать впредлагаемых обстоятельствах, иметь представление об исполнительской задаче, событии и его оценке;− доброжелательно и конструктивно участвовать в обсуждении актерских этюдов, импровизаций товарищей;− выполнять упражнения на дыхание, артикуляцию, речевое и вокальное развитие голоса, понимать их значение в развитии своих задатков и способностей;− ярко, образно, четко произносить, декламировать реплики небольшой роли, сочетать вербальные и невербальные средства выразительности;− подготовить и показать на публике небольшую миниатюру (сценку, стихотворение);− принимать посильное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнить роль, выступить в массовой сцене, помогать за сценой и т.д.);− понимать значение терминов и выражений: этюд, действие, «по правде», кулисы, задник, декорации, костюм, афиша, художник, режиссер, хореограф.й год обучения: − ориентироваться в пространстве, точно контролировать свое движение в групповых перестроениях;− овладеть начальными навыками совместных сценических действий, стремиться чувствовать партнера по сцене в этюдах- импровизациях. Импровизировать парные этюды;− наблюдать за логикой взаимодействия людей в жизни и на сцене, стремиться понять внутреннюю суть конфликта, понимать поступок как действие, отражающее характер героя;− относиться серьезно к сценической задаче, стремиться к достоверности актерской игры, создавать поступок героя в логике«предлагаемых обстоятельств»;− представлять действие как процесс (начало, развитие, конец), стремиться найти его внутреннюю логику;− конструктивно воспринимать критику своих сценических действий, импровизаций;− совершенствовать артикуляцию, дикцию, выразительность сценической речи. Уметь сочетать слова с физическими действиями, понимать подтекст, произносить реплики с подтекстом;− подготовить и показать на публике инсценировку развернутого стихотворения;− принимать активное участие в подготовке спектакля (исполнить одну из ролей, быть дублером, участвовать в массовой сцене, помогать в изготовлении реквизита, афиши и т.д.);− понимать значение терминов и выражений: логика действий, задача, текст и подтекст, реплика, диалог, ремарка, пауза, мимика, жест, поза.Содержание курса внеурочной деятельности Основным содержанием обучения и воспитания по программе внеурочной деятельности является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, характеров, способов действия, порождаемых ситуациями коллективного воплощения театральных образов.Занятия театром имеют, в первую очередь, практическую направленность и нацелены на раскрытие творческого потенциала участников коллектива, в основе которых лежит способность к воплощению сценического действия в связности, целесообразности, осмысленности поведения в образе героя.класс. Речевая гимнастика. Игры со словом, развивающие связную образную речь, составление рассказов. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Координация движений. Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность.Театр. Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки. Отработка дикции. Отличительные качества голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Чтение и обсуждение рассказа, его темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. Генеральные репетиции, выступление.Творчество. Игры со словом, создание скороговорок, считалок, небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм, обсуждение этюдов.класс. Речевая гимнастика. Культура и техника речи. Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.Ритмопластика. Театрализованные упражнения перед зеркалом. Отработка сценического этюда. «Пластические загадки». Комплексные ритмические, музыкальные, пластическиеигры и упражнения. Упражнения на координацию движений. Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность.Театр. Знакомство со сценарием пьесы. Выразительное чтение пьесы по ролям. Обсуждение декораций, костюмов, сценических атрибутов эффектов, музыкального сопровождения. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту пьесы. Генеральные репетиции, выступление. Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки. Отработка дикции исполнителей. Отличительные качества голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Помощь «художникам» в подготовке эскизов, несложных декораций и костюмов.Творчество. Творческие игры, конкурсы. Игры со словом, составление скороговорок, считалок, небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм, обсуждение этюдов.класс. Речевая гимнастика. Культура и техника речи. Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.Ритмопластика. Театрализованные упражнения перед зеркалом. Отработка сценического этюда. «Пластические загадки». Комплексные ритмические, музыкальные, пластическиеигры и упражнения. Упражнения на координацию движений. Этюдына наблюдательность.Театральное искусство. Знакомство со сценарием пьесы. Выразительное чтение пьесы по ролям. Обсуждение декораций, костюмов, сценических атрибутов, эффектов, музыкального сопровождения. Индивидуальнаяподготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту пьесы. Генеральные репетиции, выступление. Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки. Отработка дикции исполнителей. Помощь«художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.Творчество. Творческие игры, конкурсы. Игры со словом, составление небольших рассказов и сказок, обсуждение этюдов.Тематическое планирование Таблица 1Cписок литературы 96 с.110 с.Авров Д.Н. Спектакль и зритель. – М.: Просвещение, 1985. – Аксельрод А.Ю. Курс Веселых Наук. – М.: Искусство, 1974. – Баталов А.В. Судьба и ремесло. – М.: Искусство, 1984. – 255 с. Буссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии. – М.: Лань, 2022. – 136 с.Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции: На материале дет. Считалок. – СПб.: Царскосел. фил. С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства «Интерстудио», 1997. – 197 с. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. – М.: ГИТИС, 1988. – 94 с.Венецианова М.А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского. – М.: АСТ, 2010. – 132 с. Газман О.С. В школу – с игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Просвещение, 1974. – 125 с. Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М.: АСТ, 2009. – 215 с. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театральные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000. – 167 с. Муравьев Б.Л. От дыхания – к голосу: Работа над речевым дыханием актера. – Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1982. – 53 с. Рубина Ю.И. Театр и подросток. – М.: Просвещение, 1970. – 267 с.