Публикации
Методика оценки уровня физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика оценки уровня физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода
Автор: Сергеев Александр Алексеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика оценки уровня физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода
Автор: Сергеев Александр Алексеевич
Методика оценки уровня физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подходаСергеев А. А., учитель физической культуры, Муниципальное общеобразовательное учреждение Иванковская средняя школа Фурмановского района, Ивановская область, РоссияПостроению новой методологии диагностики спортивной одаренности и ее организации в системе спортивного отбора способствуют выявленные системные свойства спортивной одаренности. Эти данные при углубленном изучении в процессе многолетних наблюдений могут способствовать развитию организации и методики диагностики потенциальных возможностей юных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.В МОУ Иванковская СШ для поиска спортивноодаренных детей используется методика оценки уровня физической подготовленности обучающихся на основе индивидуально-личностного подхода.Главным преимуществом перед всеми остальными методиками, является то, что она основана на индивидуальном подходе, на собственных достижениях ребенка и не зависит от средних показателей. Учитель физкультуры, тренер спортивной школы может использовать тесты по своему усмотрению, но для этого ему необходимо разработать методику работы с новым тестом, а инструмент всех расчётов остается тем же. То есть данная методика своего рода “ИГРА-ЛЕГО”За основу методики взят “Экспресс–анализ” (авт. Сафонова О. А.)Для получения объективных данных, обследование проводится в одинаковых условиях. Если тест проводится в первый раз в сентябре-октябре на улице, то и вторичное обследование проводится в тех же условиях (на улице). Если какой-то из тестов проводится в зале, то и вторичное обследование по данному тесту проводится в зале.Динамика развития движений должна изучаться как в отношении количественных показателей (скорость бега, длина прыжка, дальность метание и т.д.), так и качественных (правильная техника выполнения данных тестов).Данная методика обследования имеет 3 блока: физическая подготовленность (количественный результат), двигательная подготовленность (техника выполнения движения), культура движения (самостоятельная творческая деятельность), знание и творчество в подвижных играх. Все блоки взаимосвязаны между собой. Таким образом, каждый из блоков дополняется, позволяя сделать полный анализ уровня физической подготовленности ребенка и определить в дальнейшем спортивную специализацию.Проводя любой тест, предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, а младшим – показать, как нужно выполнять. При этом учитель физической культуры нацеливает на качественное и результативное выполнение движений.Условно показатели физической подготовленности ребенка классифицируются по 4 уровням:низкий, средний, оптимальный (норма), высокий Условные сравнительные данные по уровню общей физической подготовленности детей (по Сафоновой О. А.)Если СР (средний бал) больше 3,5 но меньше или равно 4 баллов – высокий уровень общей физической подготовленности (как двигательной подготовленности, так и физической подготовленности, так и самостоятельной деятельности). (Для школьников оценка 5 или зачёт)Если СР больше 2,4 но меньше или равно 3,5 балла – оптимальный уровень (норма), характеризующийся незначительными недостатками в развитии отдельных компонентов одного из 3 блоков. (Для школьников оценка 5 или зачет)Если СР больше 1,3 но меньше или равно 2,4 балла – средний уровень, характеризующийся недостаточным развитием составных компонентов 3 блоков. (Для школьников оценка 4 или зачёт)Если СР больше 0 но меньше или равно 1,3 балла – низкий уровень, характеризующийся серьезными проблемами в развитии составных компонентов всех блоков. (Для школьников оценка 3 или зачёт)Если СР равен 0 баллов – нулевой уровень, характеризующий, что ребенок не владеет умениями и навыками для своего возраста. (Для школьников оценка 2 или незачёт)Для оценки темпов прироста количественных показателей используем формулу, предложенную В. И. Усаковым:Условные обозначения:Р1 – количественный результат теста, полученный в начале года сентябре-октябре (в средней группе первоначальный результат и является точкой отсчета, измеряется в секундах, метрах и т.д.);Р2 – количественный результат теста, проводимый в апреле-мае (измеряется в секундах, метрах и т.д.). При переводе ребенка на следующий учебный год данный результат автоматически переводится в графу Р1. При каждом последующем тестировании последний результат количественных показателей, качественной оценки проведения теста, самостоятельной деятельности и знания подвижных игр переходит автоматически на место первичных результатов;К1 – качественная оценка проведенного теста в начале года сентябре-октябре, (измеряется по 4 бальной шкале)К2 – качественная оценка теста, проводимого в апреле-мае (измеряется по 4 бальной шкале), этот результат автоматически переносится на следующий учебный год, как и Р2 в графу К1;Д1 – оценка самостоятельной деятельности в начале года (сентябре-октябре) - протокол № 1;Д2 – оценка самостоятельной деятельности в конце года (апреле-мае) - протокол № 1, автоматически переходит на следующий год в графу Д1;И1 – оценка знания подвижных игр в начале года (сентябре-октябре) - протокол № 1;И2 – оценка знания подвижных игр в конце года (апреле-мае) - протокол № 1, автоматически переходит в графу И1;W – прирост количественного результата ребенка. (измеряется в %), записывается в протокол № 2;Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6 – перевод W (%) в баллы (измеряется по 4 бальной шкале), записывается в протокол № 2;С1, С2, С3, С4, С5, С6, СД, СИ – среднее значение качественных оценок 2 и 3 блоков проведенных тестов (измеряется по 4 бальной шкале), записывается в протокол № 2;СР – среднее значение баллов количественных результатов и качественных значений проведенных тестов, записывается в протокол № 2.ШКАЛАоценки темпа прироста физической подготовленности (количественных показателей) и перевода их в 4 бальную систему (на основе разработки Дмитриева А. А.)Пример:Игорь К. выполнил челночный бег в сентябре-октябрь (начале года) за 11 с.: Р1 = 11 с., а в конце года (апрель-май) пробежал за 10,2 с.: Р2 = 10,2 с. качественная оценка выполняемого теста в начале года 3 балла: К1 = 3 балла, в конце года: К2 = 4 балла, это единственный случай, когда мы вычитаем (Р1-Р2) или можно взять данные значения по модулю, подставляя эти значения в формулу, получаем:Игорь К. прыгнул в длину с места в сентябре-октябре (начале года) на 42 см: Р1 = 42, а в конце года (апреле-мае) на 46 см: Р2 = 46, К1 = 2 балла, К2 = 3 балла. Подставляя эти значения в формулу, получаем:Игорь К. метнул правой рукой в начале года сентябре-октябре на .: Р1 = , К1 = 4 балла, К2 = 4 балла, в конце года (апреле-мае) метнул на расстояние 8 м: Р2 = ., левой рукой Р1 = ., Р2 = ., К1 = 3 балла, К2 = 4 балла, подставляя в формулу получаем:Игорь К. метнул мяч весом в начале года (сентябре-октябре) на . .: Р1 = ., К1 = 3 балла, а в конце года (апреле-мае) метнул на . .: Р2 = , К2 – 3 балла, подставляя в формулу получаем:Игорь К. пробежал на выносливость в начале года (сентябрь – октябрь) .: Р1=900 м, К1 =4 балла, а в конце года (апрель – май) пробежал .: Р2=1100 м, К2 =4 балла, подставляя в формулу получаем:Игорь К. в самостоятельной деятельности показал в начале года Д1 = 3 балла, а в конце года Д2 = 4 балла. СД = (3 + 4) /2 = 3,5 балла.Игорь К. в знаниях подвижных игр в начале года показал И1 = 1 баллу, а в конце года И2 = 4 баллам. СИ = (1 + 4) /2 = 2,5 балла.Найдем среднее значение: СР = (Б1 + Б2 + Б3 + Б4 + Б5 = Б6 + С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + СД + СИ) /14 = (1 + 2 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3,5 + 2,5 + 4 + 3,5 + 3 + 4 + 3,5 + 2,5) /14 = 3,25 балла, протокол № 2.Следовательно, Игорь К имеет оптимальный (норма) уровень физической подготовленности, так как 2,4<3,25<3,4Данная методика, несмотря на свою сложность с первого взгляда, дает наиболее оптимальный результат обследования уровня физической подготовленности для определения спортивной специализации уже на уровне младшего школьного возраста.Библиографический список1. Баранцев С. А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2019.2. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений - М: АСАДЕМIА, 2002.3. Панова Ю.А., Родин М.А. Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников. Материалы VIII Международного студенческого научного форума, 20164. Усаков В.И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников и младших школьников. Изд.: «Директ-Медиа», 2016