Публикации Методические приемы работы учителя с детьми на уроках, используемые для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приемы работы учителя с детьми на уроках, используемые для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой
Автор: Сергеев Александр Алексеевич

Методические приемы работы учителя с детьми на уроках, используемые для формирования положительной мотивации к занятиям физической культуройПредмет «физическая культура» в современной школе вызывает много вопросов. Дети нередко относятся к нему, как к дополнительной перемене и развлечению, а некоторые родители и вовсе считают бессмысленной тратой времени. Современные уроки физической культуры совершенно не отражают целей, которые изначально ставились перед ними – развивать двигательные способности и укреплять здоровье детей, знакомить их с различными видами спорта. Причины такого несоответствия системные и являются следствием целого комплекса проблем в образовательной отрасли.Содержание учебного курса по физической культуре постоянно балансирует между академическим подходом к формированию компетенций учащихся с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей развития детского организма, и методикой, согласно которой предмет становится способом снятия эмоционального и физического напряжения после долгого сидения за партой.Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют выполнения нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Содержание уроков, по сути, отдано на откуп самим учителям. В итоге, от того, какие задачи они поставят перед своими учениками, учтут ли их возрастные особенности, увлечения, способности зависит, насколько эффективным будет развитие физических качеств школьников, и вообще мотивация к занятиям на уроках физкультурыФизическая культура – уникальный учебный предмет. Он обеспечивает овладение учащимися не только необходимых ему двигательных умений и навыков, но и важными знаниями о человеке, о его развитии, анатомическом строении, протекающих в нем физиологических процессах, гигиене, а также физическая культура решает задачи воспитания человека.Физическая культура – это не погоня за результатами, а долгая и последовательная работа учителей, родителей и самих учащихся над укреплением здоровья. При подготовке к уроку и на самом уроке необходимо учитывать не только подготовленность детей к той, или иной деятельности на уроке, но и их настроение, желания и темперамент каждого ребенка. Обучить их самоконтролю, адаптации, релаксации. Наши уроки — и для мышц, и для мозга. Успехи и неудачи в своей деятельности на уроке учителя физической культуры связывают с тем, насколько им удалось организовать учебную деятельность учащихся, где они проявляют активность, самостоятельность и сознательность. Если учитель систематически, от урока к уроку, заботится о формировании детского творчества, расширяет ученическую активность, то дети могут преумножить вносимые педагогом усилия.Одиннадцатилетний путь школьника к физическому самосовершенствованию условно можно разделить на три этапа:первый – начальные классы — это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры; второй этап – обучение программным двигательным навыкам и умениям на базе самостоятельного выполнения физических упражнений с учетом их тренировочного воздействия на организм; третий этап (старшие классы) – дальнейшее укрепление здоровья, развитие потребности в самостоятельных занятиях избранным видом спорта.Не всегда дети идут на урок с большим желанием, одним не нравится, другим неинтересно, а некоторые не понимают, зачем нужно выполнять задания учителя. Многие ученики не могут высказать мысли вслух, потому что стесняются, боятся ошибиться в выполнении физического упражнения и получить негатив со стороны сверстников и отрицательную оценку. Все это можно преодолеть, используя различные методические приемы на уроках физической культуры.Начальная школа. Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста выступает игровая деятельность. Поэтому, внедрение, использование игровой педагогики на уроках физической культуры является наиболее важнейшим и эффективным путем включения детей в учебную работу, способом обеспечения положительного эмоционального отклика на воспитательное воздействие, формирует положительную мотивацию к занятиям и кроме этого, позволяет найти новые формы социальной организованности и культуры взаимоотношений в цепочке «учитель-ученик».На уроках можно использовать сюжетно-ролевые игры. Урок может быть построен полностью на каком-либо сюжете (например, разработанные мною уроки: «Морские приключения», «Необычное путешествие» и др.), так и с использованием сюжетных составляющих в какой-либо части урока (например, подготовительная часть урока – разминка «Три поросенка», «Жили-были карлики и великаны»).Обычную разминку провести в форме несложной подвижной игры «Класс, смирно!», «Смена сторон», «Удочка» и др.Для развития мелкой моторики в подготовительной или в заключительной части урока использовать различные упражнения с мелкими предметами: со спичками, с бумагой, поролоновми мячами и т.д.Среднее звено. Уроки физической культуры с учениками этой возрастной группы построены на использовании следующих методических принципах.Принцип «Сильный учит слабого, а слабый учится у сильного». Не бывает класса, в котором все учащиеся имеют одинаковый уровень физической подготовленности и развития физических кондиций. Задача учителя сделать так, чтобы на уроке было интересно всем: и очень талантливым, и тем, кто недостаточно успешен в том или ином виде двигательной активности или виде спорта. Для этого более подготовленные ребята выступают в качестве помощника учителя в обучении менее подготовленных, слабых учеников.Принцип «Нет предела совершенству». Этот принцип подразумевает разработку серии (комплекса) разноуровневых заданий, при выполнении которых учащиеся улучшают свою физическую и технико-тактическую подготовку.Принцип «Будущие родители на «пять». Этот принцип преследует цель научить сегодняшних учеников, а завтрашних будущих родителей так, чтобы они смогли правильно обучать своих детей выполнению различных физических упражнений, были для них примером в плане физической подготовки, чтобы у них сформировался физкультурно-спортивный стиль жизни.Методические хитрости, используемые на уроке. Например, цель урока учащиеся формулируют сами в ходе игры «Разноцветные фишки». Суть игры заключаются в том, что дети собирают разноцветные фишки, которые находятся в хаотичном порядке на площадке. Девочки одного цвета, мальчики другого. После того как все фишки будут собраны, учащиеся перевернув их должны составить слова и соединить их в предложение – формулировку цели урока (на обратной стороне фишек обозначены буквы и даны подсказки в виде нумерации этих букв). Для привлечения внимания учащихся или деления на команды используются различные варианты расчета в строю. Например: «На раз, два, три рассчитайсь!» и др.При выполнении ОРУ можно использовать игру «Поменяться местами». Ученики выстраиваются на боковых линиях зала в две шеренги лицом к друг другу в шахматном порядке. Учитель показывает различные упражнения. Если при этом он называет слово на оговоренную заранее букву, например, на букву «С» (стойка, сила, следующее упражнение и т.д.), то ученики должны быстро поменяться местами.Старшая школа. С учащимися старших классов положительный результат дает метод проблемного обучения, которое подразумевает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемная ситуация, задаваемая учителем, позволяет продемонстрировать учащимися готовность к поиску решения, возможность применения нестандартных подходов для выполнения двигательной задачи.Например, при обучении новому материалу по разделу «Волейбол» можно поставить проблемную ситуацию: «Как должен стоять на площадке игрок при приеме мяча с подачи соперника разными способами (планер, силовая)». При выслушивании мнений учеников и моделировании ситуации вместе подходим к правильному решению. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы ученики, стараясь их выполнить, учились принимать правильные решения, анализируя свои действия. Создать проблемную ситуацию можно различными способами: 1. смоделировать на игровом планшете конкретную ситуацию и предложить проанализировать ее. Например, определить правильную расстановку и движения игроков второй линии на волейбольной площадке во время двойного блока в четвертой зоне.2. смоделировать на волейбольной площадке задачу и попросить решить ее за ограниченное время. Например, три игрока передней линии стоят у сетки. Нужно определить правильность постановки блока при нападающем ударе соперника и скидке из третьей зоне. Или поставить троих учащихся, задав им выполнить разную постановку рук при передаче мяча, а остальным предложить определить траекторию его полета в различных игровых ситуациях.Используя различные методические приемы, хитрости, находки, учитель может сделать урок интересным, увлекательным процессом познавания мира физической культуры и спорта. Иногда маленькая находка учителя стоит больше, чем научная теория.