Публикации
Модельная конструкция персонифицированной системы воспитания ребенка «Путешествовать — значит развиваться»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модельная конструкция персонифицированной системы воспитания ребенка «Путешествовать — значит развиваться»
Автор: Сергеев Александр Алексеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модельная конструкция персонифицированной системы воспитания ребенка «Путешествовать — значит развиваться»
Автор: Сергеев Александр Алексеевич
Модельная конструкция персонифицированной системы воспитания ребенка «Путешествовать — значит развиваться»Сергеев А.А., учитель физической культуры МОУ Иванковской СШ Фурмановского районаАктуальностьРешение и реализация задач воспитания, а именно умственного, нравственного, трудового, патриотического, физического, эстетического, подводит личность к осознанию своей уникальности – специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью.Взаимодействие субъекта и объекта воспитания, процесс взаимного активного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества составляют сущность воспитательного процесса. Ребенок, как субъект воспитания открыт педагогическому взаимодействию с педагогом, принимает цели воспитания как свои, значимые для себя, проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении, открыто выражает свое личностное достоинство, стремиться отстаивать свои взгляды и убеждения.Перед учителями стоит очень важная задача - создать такие условия для ученика, чтобы он мог реализовать, осознать себя как индивида, чтобы потребности, ценностно-целевые ориентиры ребенка стали системообразующим фактором воспитательного взаимодействия.Воспитание школьника будет успешным, если оно не только сводится к воспитательному взаимодействию педагога и ребенка в классе, но и включает в этот процесс воспитательные отношения в семье, учреждении дополнительного образования, в компании свободного общения и т.д.Реализация такого воспитательного вектора возможно при использовании персонифицированного подхода – неотъемлемой составляющей общего научно - методического обеспечения целостного образовательного процесса в системе образования, ориентированного на формирование необходимого компетентностного уровня учащихся с учетом современных требований и вызовов. Персонифицированный подход (персонифицированная система воспитания) ориентирован на предоставление учащимся вариантов общеобразовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг для свободного выбора, на осуществление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями. Реализация данного подхода позволяет опираться на внутренние ресурсы личности учащихся, разрабатывать перспективные проекты их личностного роста.Основные компоненты персонифицированной системы воспитания ребенкаЗадачи персонифицированной системы воспитания ребенка:обеспечить свободу, добровольность выбора участия (неучастия) в совместной деятельности, возможность выбора воспитанником (в пространстве детско-взрослой общности) направлений и способов деятельности, позиции; выстроить и поддерживать отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения; создать в общности условия для межпозиционного взаимодействия, стимулировать проявление и осознание участниками своей позиции, способности уважать и понимать позицию другого; стимулировать рефлексивные процессы, тем самым выводя участников взаимодействия на осознанный уровень, обеспечивая понимание ими своей позиции по отношению к общности и своей жизни; понимать и учитывать в своей работе влияние выстраиваемых отношений и рефлексии на формирование единого ценностно-смыслового пространства внутри общности. Условия эффективного управления развитием воспитательной системы:в идеологию системы с самого начала заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, взаимной ответственности и терпимости; субъект управления развитием ориентируется на критерии педагогически целесообразного развития системы (самочувствие ребенка, его личностный рост), а не развития вообще; управление развитием системы осуществляется непрерывно, качественно меняясь от этапа к этапу; носителем опережающих ситуаций является, прежде всего, педагогический коллектив; субъект управления развитием расширяется, учащиеся чувствуют себя творцами системы; отсутствует стремление охватить все ситуации школьной жизни одной идеей, правилом, нормой Модельная конструкция ПСВ:предварительный анализ; исследование объекта воспитания, его целей, задач, перспективных устремлений самого ребенка, его семьи; построение модели воспитания (проектирование); работа с моделью, работа ребенка по самосовершенствованию (этап становления); созидательная деятельность ребенка (этап зрелости, стабильного функционирования) соотнесение результатов, полученных на модели, с поставленными целями и задачами (завершающий этап) Эта модельная конструкция, хотя и является разновидностью построения воспитательного процесса, но она индивидуальна. Центром модельной конструкции должен быть сам ребенок.Для развития субъектности ребенка в модельной конструкции персонифицированной системы воспитания педагог должен обеспечить следующие условия:признать, что каждый ребенок является субъектом своей жизнедеятельности и собственного развития; признать, что каждый ребенок имеет право самореализоваться; принять ребенка как личность создать условия для успеха ребенка в различных видах деятельности; признать право на свободу поступков, самовыражения; отказаться от субъективных оценок и выводов; быть готовым и способным находиться на стороне ребенка; уметь разваривать с ребёнком в диалоговой форме; В результате изучения вопроса персонифицированной системы воспитания родилась идея создания и апробации в образовательном процессе модельной конструкции ПСВ для учащихся начального звена (3-4 класс) «Путешествовать — значит развиваться», которая представлена в схеме: Метафора Ассоциативный ряд Иллюстративное сопровождение Структура Компоненты Место ребенка Индивидуальная деятельность ребенка Результат и перспектива Представленный вариант – один из нескольких, разработанных в системе персонифицированного воспитания. «Самого главного глазами не увидишь...» ( Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Все самое главное происходит здесь, сейчас, с этим ребенком, на этом уроке, этой перемене. Персонифицированная система - это диалог учителя и ребенка, это плавание на одном корабле то в тихом, то в бушующем море, это трудный поход, это постижение смыслов и достижений.