Публикации
Тренажёр для постановки правильного броска в баскетболе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тренажёр для постановки правильного броска в баскетболе
Автор: Юдин Олег
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тренажёр для постановки правильного броска в баскетболе
Автор: Юдин Олег
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»Энгельсский технологический институт (филиал)ПроектНоминация «Моё здоровье»Тема: «Тренажёр для постановки правильного броска в баскетболе»Выполнил: студентЮдин О.В.Проверил:руководитель Бричка Н.А.Энгельс 2024География проектаБаскетбол - спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника.В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника, помешать команде соперника завладеть мячом или «заставить» его забросить в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 м от паркета (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 м — в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире.РазвитиеПервые этапы развития баскетбола связаны с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. В 1898 году была предпринята первая попытка создать профессиональное объединение — Национальную баскетбольную лигу, — однако она просуществовала лишь пять лет. После Первой мировой войны ответственность за правила, и руководство взяли на себя две любительские организации: Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз. Активную роль в популяризации баскетбола играл в то время и его непосредственный создатель, Дж. Нейсмит.В России в баскетбол начали играть в 1906 году в петербургском обществе «Маяк», также известным под названием «Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей». В 1909 в нём состоялся первый турнир с участием 6 команд. В 1913 году опубликованы правила игры. С 1923 года проходят чемпионаты СССР по игре в баскетбол, где первым чемпионом стало московское «Динамо» (мужское) и «Динамо» (женское). Матч между мужскими сборными СССР и США в финале баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр состоялся в ночь с 9 на 10 сентября 1972 года в Мюнхене (ФРГ), на арене «Руди-Зедльмайер-Халле». Матч стал одним из наиболее запоминающихся событий Игр и наиболее драматичных поединков в истории баскетбола.Сборная СССР всю встречу доминировала на площадке, разрыв достигал 10 очков. Сборная США вырвалась вперёд в самом финале, но не смогла удержать преимущество 50:49 в последние три секунды. В сложной концовке советские баскетболисты три раза вводили мяч в игру из-за остановок и проблем с отсчётом времени и, в итоге, вырвали победу со счётом 51:50. Советскому Союзу эта победа принесла первое олимпийское золото в мужском баскетболе.Цели проектаМой проект участвует в номинации «Моё здоровье», на тему «Тренажёр для постановки правильного броска в баскетболе», в развитие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта). Цели моего проекта - рассказать о значимой проблеме физической подготовки обучающихся нашего колледжа, найти и предоставить решение.В Российской Федерации существует Школьная баскетбольная лига «КЭС-БА́СКЕТ» — спортивная организация, которая проводит чемпионат по баскетболу среди школ и обучающихся системы СПО, которые не являются профессиональными спортсменами.Чемпионат проходит в 70 субъектах Российской Федерации, а также в Монголии и Кыргызстане. В 2007 году чемпионат «КЭС-БАСКЕТ» стартовал в Пермском крае, как краевой проект. В следующем сезоне проект вышел за рамки одного региона. В сезоне 2008–2009 года участие в чемпионате приняли обучающиеся сразу 13 регионов. Основателем и президентом лиги является Алексей Фролов.На сегодняшний день в чемпионате принимают участие обучающиеся в общей сложности 70 регионов Российской Федерации, а также обучающиеся Монголии и Кыргызстана.Этапы чемпионатаЕжегодный чемпионат баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» среди женских и мужских команд состоит из шести этапов:1)Внутренний этап.2)Муниципальный этап.3)Дивизиональный этап.4)Региональный этап.5)Федеральный этап.6)Суперфинал.По-моему мнению, существует не критичная для обучающихся, но важная проблема – исполнение броска. Он не только даёт очки команде, но и влияет на психологическое состояние и удовлетворение игрой.Задачи проектаСмотря на игры КЭС-БАСКЕТ, я был рад ощутить хорошую соревновательную атмосферу и желание наших ребят вырвать победу. Но у большинства игроков непоставленный бросок с дальней и средней дистанции. Обусловлено это технической подготовкой, и постановкой броска. Если смотреть игры Суперфиналов и финалов Федерального и Регионального этапов КЭС-БАСКЕТ, в командах, взявших победу, были или есть игроки, умеющие бросать правильно и стабильно. А у их соперников, которые не смогли победить, было достаточно проблем и недоработок. К примеру: недостаточная коммуникация, баскетбольное IQ связи с неопытностью, и одной из главных вещей – бросок. Есть игры с близкими счетами, но там по большей степени сопутствовала удача одной из команд. У меня появилось идея, создать тренажёр для постановки правильного броска в баскетболе. Таким образом, мой проект выполнит задачи:1) Представить информацию о броске, его постановках.2) Выяснить, почему бросок очень важен в баскетболе.3) Объяснить, как мой проект повлияет на игры среди групп моего колледжа по баскетболу.4) Презентовать макет тренажера и принцип его работы.Социальная значимость проектаЧто значит баскетбол и участие в играх за свою группу на соревнованиях для юношей? Самореализация, самоутверждение, уважение со стороны сверстников, возможность проявить себя для спортивных школ и ДЮСШ, провести весело время. Это способствует правильному психологическому и физическому развитию юношей. Играя в баскетбол, самой большой радостью от победы является бросок, результат которого - гол. Как я и говорил, бросок не только приносит очки, но и уверенность в себе. Многие расстраиваются из-за очередного промаха по кольцу, от этого снижается их соревновательный дух и силы бороться за победу. Как социально значим мой проект? Тренируя бросок, на играх будет больше попаданий по кольцу, не будет теряться уверенность, соревновательный дух. Будет высокая конкурентоспособность и зрелищность игры. Также будет возможность реализовывать множество тактик и идей заработка очков, что ограничивается физическими и умственными способностями игроков. Самый эффективный бросок в баскетболе – из-под кольца, или рядом с кольцом. С этим у ребят проблем не имеется, но это ещё зависит от защиты соперника, его сопротивления, и росту. Предположим, группа А играет против группы Б за выход на региональный этап. У группы А есть 3 или 4 высоких игрока, выше чем у группы Б. В таком случае борьба под кольцом будет преимущественно выигрываться группой А, а эффективность попаданий у группы Б из-под кольца значительно упадёт. Следовательно, надо делать средние или дальние броски, что является проблемой для колоссального числа школ. То есть, группа Б выполняет средние броски, и в лучшем случае попадает 50% из всех попыток (5/10), а в основном 30-40% (3/10 - 4/10). Это нормальный процент, но я не учитывал индивидуальную статистику, кто-то забьёт (5/5), а кто-то промажет (0/5). И суммарно выходит хороший процент. В этом и проблема, ведь обучающийся будет винить себя за поражение команды из-за пары промахов, где он(а) мог(ла) или должен(на) был(а) забивать. От этого не убежать, но можно улучшить процент ежедневными тренировками не только физически, но и психологически. Ведь так вырабатывается стрессоустойчивость. То есть мой проект поможет юношам и девушкам улучшить свой процент попаданий и улучшит их физическую подготовку. Новизна проектаИнвентаря для тренировки по баскетболу много: лестницы, парашюты для замедления бега, конусы, тросы, амортизаторы для прыжков, и т.д. Все они предназначены для какой-либо цели. Лестницы – для развития координации и работы ног. Конусы – для различных тренировочных заданий с дриблингом. Тросы – для имитации сопротивления и тренировки мышц. Но нет тренажёра для постановки правильного броска. Обучающийся учится правильно - держать руку, располагать пальцы на мяче, выполнять движения кисти. Бросок и его постановка. Бросок в баскетболе без преувеличения можно назвать самым важным элементом игры. Но мало просто бросить мяч, надо, чтобы мяч попал в корзину. А для этого мяч надо бросать правильно. Базовая техника включает правильное удержание мяча (на пальцах руки, не касаясь ладони), правильное положение руки (локоть направлен в сторону цели), слежение за целью во время броска и до него. Броски классифицируют по удалённости от корзины, по характеру движения игрока, по движениям рук и т.д. Бросок одной рукой подходит как для близкой, так и для средней дистанции. Именно элементы броска одной рукой чаще всего используются в современной игре. У правшей бросковая рука правая, у левшей – левая.Бросок двумя руками от груди выполняют с дальних дистанций. Мяч удерживается с противоположных сторон мяча широко расставленными пальцами. При броске руки резко выпрямляются в направлении цели, пальцы рук завершающим движением придают мячу обратное вращение.Бросок в прыжке применяется на средней дистанции при активном противодействии противника и похож на бросок одной рукой. Прыжок выполняется двумя ногами, либо ногой, разноимённой с бросковой рукой. Бросок производится в высшей точке прыжка.Бросок в движении используется с близкой дистанции. Мяч удерживается обеими руками вплоть до начала прыжка. Толчковая нога, как и в предыдущем случае, разноимённая с бросковой рукой.Бросок двумя руками над головой применяется на близкой и средней дистанции при плотной опеке игрока защитниками противника. Этот вид броска также часто применяется в прыжке.Бросок крюком – эффективный, но сложный вид броска, выполняемый круговым движением руки снизу-вверх на близких и средних расстояниях при плотной опеке противником. Обычно применяется упрощённый вариант этого броска – полукрюк. При полукрюке бросок выполняется из положения полубоком к кольцу, бросок используется на близких расстояниях. В прыжке игрок совершает круговое движение рукой с мячом от плеча вверх, направляя его в корзину.Бросок из-под кольца совершается вплотную к корзине. По технике исполнения он чаще всего схож с броском полукрюком, с тем отличием, что во время прыжка корзина находится вплотную к игроку (иногда даже прямо над его головой).Бросок сверху (слэм-данк) выполняется вплотную к корзине игроками, способными в прыжке поднять мяч выше уровня кольца. Этот бросок практически невозможно блокировать.Кроме собственно бросков в баскетболе существует приём, называющийся добиванием. Когда бросок завершился неудачно, мяч отскочил от кольца или щита, но ещё близко к ним, игрок атакующей команды, находящийся под кольцом, может подправить траекторию мяча, отправив его в корзину.Хорошей техники броска не всегда достаточно для попадания в корзину – ситуация в реальной игре далека от тренировок. Игроку мешают защитники противника, он кидает мяч из непривычных позиций, он может быть уставшим от темпа игры и физических нагрузок. Всё это снижает шанс удачного броска.Многие начинающие баскетболисты делают ошибку, забывая о необходимости командной игры. Игрок должен уметь трезво оценивать свои шансы на удачный бросок и постоянно следить за ситуацией на поле, за положением игроков как своей, так и противоположной команды. Если шансы на удачный бросок невелики, лучше передать мяч тому игроку, у кого ситуация выгоднее.Нельзя забывать и об ответственности, которая попадает в руки игрока вместе с мячом. Игрок должен уметь быстро, осознанно и ответственно принимать решение – бросать мяч в корзину или передать другому игроку. И здесь следует принимать во внимание всё – и шанс попадания, и уровень соревнований, и текущий счёт, и настрой команды, и т. д.Постановка броска в баскетболе включает следующие шаги:1) Постановка ног. Стопы должны быть расставлены на расстоянии 30–45 сантиметров по направлению к кольцу. Одна нога должна быть выставлена вперёд примерно на полстопы. Если бросаете с правой руки, выставлять нужно правую ногу, и наоборот, если бросаете с левой. 2) Положение туловища. Слегка присядьте, а затем последовательно разгибайте тело. Колени, бёдра, плечи и локти должны выпрямиться, как пружина. 3) Положение рук и мяча. Возьмите мяч так, чтобы он лежал на всей площади ладони бросковой руки, и удерживайте его четырьмя пальцами. Бросок осуществляется на уровне лба. Перед расставанием с мячом расслабьте руку, а после броска продолжите движение кистью, задавая траекторию полёту. Именно этим пунктом занимается мой тренажёр. Почему бросок очень важен?Как и было выше написано – самый важный элемент игры. Этим элементом игры решается исход встреч. И главная проблема – неправильная техника броска. Я возьму в пример прошедший в 2024 году финал Суперкубка КЭС-БАСКЕТ, где играли команды, представляющие Россию и Республику Казахстан. Обе команды показали хорошую борьбу и проявили себя в этой встрече. Россия выиграла финал Суперкубка со счётом 68-56. Однако результативность была бы выше, если была бы правильная техника броска. Статистика команд по броскам:Команда России:Команда Казахстана:Как вы можете наблюдать, статистически ситуация в командах одинаковая, только игроки команды России попадали в кольцо на 1% больше. Однако, у них было большое количество попыток, что объясняется тем, что игроки команды России делали большинство попыток из-под кольца, причём неудачных. Если учитывать броски со средней дистанции, то будет 3 попадания на 11 попыток (27%), когда в обычных играх процент попадания средних бросков 40-45%. Про броски с дальней дистанции мягко сказать не выйдет. Обусловлена такая результативность многими факторами: не популярность выполнения средних бросков (так как оцениваются в 2 очка, что лучше можно добыть броском из-под кольца), не выгодная позиция, недостаток сил и неправильная постановка мяча. Поговорим с этим на примерах:1) Момент из-под кольца. Первая четверть (7:38) (стрим 4:14:57). Атака команды России. Учащийся под номером 6 выполняет бросок крюком. В данной ситуации он смог обойти защитника, и совершить открытый бросок. Перед выполнением он даёт импульс от ног, выполняя прыжок в противоположную сторону от своего защитника. В верхней точке прыжка он выполняет бросок крюком, выполняя движение кистью, закручивая мяч, тем самым обеспечивая мячу нужную траекторию. 2)Ответная атака команды Казахстан после предыдущего случая. Игрок под номером 3 идёт в атаку, обойдя своего защитника, и угрожает проходом под кольцо, на него идёт страховка защитника под номером 7, и тогда номер 5 остался открытым для броска. Последовала качественная передача, и игрок исполнил свой бросок, правильно действуя по технике броска, и смог добыть для своей команды 3 очка.Рассмотрим и неудачные попытки:1)После неудачной атаки команды Казахстана игрок под номером 7 идёт в быстрый отрыв, рассчитывая набрать быстрые 2 очка. Защитники Казахстана успели вернуться на своё кольцо. В быстром решении нападающий собирается сделать средний бросок, но торопиться, к тому же ему сопротивляются защитники. Из-за неудачного спин-мува (разворота шагами) он бросил, выпрыгивая одной ногой, тем самым недодав достаточных сил для хорошей траектории мяча. А также не смог закрутить мяч, который впоследствии хоть и попал в душку кольца, но не смог провалиться, не имея вращения. 2)Следующая атака Казахстана, после подбора отскока отдаётся передача открытому игроку под номером 12. Видя открытое пространство, он бежит в сторону кольца. Когда уже защитники команды России смогли перекрыть ему проход, он вынужденно сделал бросок. В этот момент на нём нарушают правила, что позволило ему впоследствии исполнить штрафные броски с линии. Но докрути он кисть, придать мячу вращение, то мяч бы провалился в кольцо, и тем самым принеся ему плюс один (когда во время броска нарушают правила, и мяч попадает в кольцо, бросивший сможет пробить один штрафной, принеся больше очков за атаку, нежели исполнения двух штрафных бросков). Это мы рассмотрели малую часть, и надо сказать – что это по факту самые сильные игроки своих стран, играющие в баскетбол, так как по итогу всероссийских и казахстанских соревнований определились команды, которые будут представлять свою страну. Их техника броска либо постановлена, как у Ахтана Альнура (номер 5) и у Боляку Кирилла (номер 6), либо только ставится и недоработан. Некоторые броски: были заблокированы, неудачная позиция, вынужденная атака, игрок поторопился – весомые оправдания для данного уровня, но также и подвела техника броска и недостаточно закрученный мяч. И только сложно представить, какие же команды не смогли добраться до этого соревнования, и какие у них были ошибки. Можно сказать точно - что у них было много промахов и необдуманных решений и атак. Но это мы не будем обсуждать, главное - у большинства команд игроки без хорошего броска. И это нормально и исправимо.Как мой проект повлияет на игры?Начну с сути проблемы. Большинство команд, играющих в КЭС-БАСКЕТ, имеют проблемы с броском. Что же не даёт полного раскрытия возможностей развития игры и духа соперничества, ведь половина таких команд после многочисленных промахов даже стараться не будет играть до конца, сохраняя не только достойное соперничество, но и свою честь и достоинство? Да, это не профессиональный уровень, здесь возможно такое. Тогда на соревнованиях выиграет не тот, кто придумал лучшую стратегию, нашёл ошибки соперника в защите или в атаке, а кто попадёт в кольцо больше или у кого игрок самый высокий, чтобы из-под кольца забивал. Интерес и зрелищность уменьшается, и уровень соперников, тоже. Да, побеждает действительно сильные команды в плане игры, и таких десятки по стране, когда всего команд данного уровня не превышает тысячу, есть повод задуматься, как улучшить хотя-бы сотню для большей конкуренции на всероссийских соревнованиях. Почему так важна конкуренция? Она способствует развитию человека, его мышления и состояния. Одно дело, когда была упорная борьба между командами, и победила реально сильная команда, а те, кто проиграл, даже не сожалеют, ведь делали что могли, и им могло просто не повезти. Другое дело, когда у одной команды игроки выше, свободно забивающие из-под кольца, но - медленные. А вторая меньше ростом, но не способные забить средние и дальние броски. Игроки второй команды могут быть слишком опечалены, что не смогли дать достойный отпор сопернику, засомневаться в своих силах и умениях. Это хорошо, когда наши юноши и девушки занимаются спортом не ради участия в турнирах, а ради себя и здоровья. Отлично, что проводятся вообще такие соревнования. Плохо то, что многие не могут реализовать себя полностью. Мой тренажёр поможет развить кисть и натренировать бросок. Что же он изменит? Разве не будет, как и сейчас, что большинство промахов из-за неопытности и неправильно выбранной позиции игрока? Да! Такое не исключается, но процент попаданий явно улучшиться, и есть возможность изменения хода игры. Смотря финал Суперкубка КЭС-БАСКЕТ Россия-Казахстан, у обеих команд были шансы забить броски, которые кардинально могли изменить ход игры, а возможно и итоговый счёт. Правильно поставленный бросок, или бросок, близкий к этому, будет приносить больше очков, увеличит процент попаданий, а возможно мы увидим новых молодых талантов в этом виде спорта. Игры будут с близкими счетами, более интересны, и учащийся будет больше получать положительных эмоций в игре. И когда это проблема будет не очень видна или будет близка к полному исчезновению – игры будут сосредоточены на тактике, правильных игровых решениях и жёсткой игры в обороне. Ведь легче обороняться против игрока, который забивает только из-под кольца.Тренажёр для постановки броска.Моя идея заключается в том, что тренажер направлен на улучшение кручения мяча во время броска. Со временем тренировки дадут результат. Тренажёр работает на зубчато-реечном механизме, мяч закреплён с помощью магнита, соединяющий его с валом, закреплённый на подшипник, находящийся в шестерёнке, движущийся по зубчатым рейкам вверх и вниз. При этом вращение мяча остаётся неизменным. Тренажёр небольших размеров, чем прост и дешевле в транспортировке и установки. Тренирующийся кладёт свой локоть на мягкую подставку, его предплечье закрепляется манжетой, а рука в удобном и в правильном положении для тренировки. Кисть лежит на мяче, и можно приступать к тренировке броска. Главное, чтобы мяч крутился во время броска, и будет правильным, если учащийся докручивает кисть. Постоянство тренировок приведёт это к правильной привычке, и бросок будет правильно выполняться. Стоит учесть, что не тренируется полностью постановка правильного броска – постановка ног, расчёт силы и ситуации для броска, но будет существенный плюс для развития правильного броска – работа кистью и вращение мяча. А следом и исправиться сам бросок. Тренажёр в изготовке достаточно дешёвый, ведь в нём только 1 механизм. Корпус из пластика Полипропилена, мяч можно взять самую дешёвую, так как тренируется положение кисти и её развитие. Манжета достаточно мягкая и не приносит дискомфорта. Ниже фотки 3д макета данного тренажёра. Следом будет и сам чертёж.Заключение и выводМой проект существенно поменяет не только игры соревнований КЭС-БАСКЕТ, но и улучшит дух соперничества, появится больший интерес к игре и спорту. Баскетбол – хорошее подспорье в пропаганде здорового образа жизни обучающихся, улучшению их психического состояния. У меня есть предложение начать производить такой тренажер для команд обучающихся школ и колледжей страны. Я рад, что участвую в проекте «Моя страна – Моя Россия», я изучил много полезной информации, и предоставил проект, который поможет нам ,обучающимся. Руководитель моего проекта является Бричка Нина Александровна, преподаватель физкультуры в ЭТИ (филиал) СГТУ им. Гагарина Ю. А., мой куратор. За ходом выполнения проекта следил заместитель директора по СПДО данного института Коваленко Ольга Григорьевна.