Публикации Проект в средней группе по духовно-нравственному воспитанию "Мир в котором я живу"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект в средней группе по духовно-нравственному воспитанию "Мир в котором я живу"
Автор: Датченко Екатерина Петровна Панова Екатерина Николаевна

Проект «Духовно-нравственного воспитания детей»«Мир, в котором я живу»(средняя группа)Актуальность проекта: Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Цель проекта: Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям. Изучение истории, культуры, родного края. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи проекта:
  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
  • Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
  • Развивать способность быть заботливым, отзывчивым к сверстникам, проявлять уважение к старшим, умению мирно разрешать конфликты, быть щедрым, терпеливым, внимательным.
  • Прививать трудовые навыки, развивать умения выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
  • Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, совместному переживанию радости и адекватному проявлению этих чувств.
  • Формировать чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций через театр, игру, сказку.
  • Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  • Формировать представления детей о таких понятиях, как совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
  • Воспитывать уважение к нравственным нормам , различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
  • Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
  • Формировать чувство гражданского достоинства, способствовать расширению знаний о правах человека.
  • Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащать словарный запас.
  • Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Русской культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
  • Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями нашего народа.
  • Развивать музыкальную культуру, классической, духовной и народной музыки.
  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
  • Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
  • Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2024 г. - сентябрь 2025г.)Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанниковВозрастная категория: Воспитанники 9 средней группы (4-5 лет)Проект по своей направленности имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.Этапы реализации проекта:1. Подготовительный этап:
  • - изучить литературу по данному направлению;
  • - изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта;
  • - разработать основные методические материалы и изготовление пособий , развивающей среды группы;
  • 2. Основной этап: - тематические беседы, консультации для родителей ,- интегрированные  НОД, развлечения, игры, акции, экскурсии. 3. Заключительный этап:- анализ и подведение итогов проекта.- Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
  • Ожидаемый результат по проекту:
  • Воспитание гражданина, духовно – нравственной , физически- развитой личности дошкольника, с чувством ответственности за свои дела и поступки.;
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее;
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
  • Формирование знаний о культуре своей Родины, об истории, обрядах и традициях своего народа;
  • Деятельное отношение к труду;
  • Вовлечение родителей в работу по духовно-нравственному воспитанию детей;
  • Закрепление знаний о фольклоре своего народа и народов мира, художественной литературы, музыки, искусства, природе родного края.