Публикации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Автор: Бибикова Марина Витальевна


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К
ШКОЛЕ.
С моментом поступления в школу у каждого человека связано самое светлое, трогательное воспоминание. Как правило, дети очень хотят учиться, однако они имеют смутное представление о том, что их ожидает в школе. Ребенок испытывает то радостное нетерпение, то опасение и страх. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Его успешное обучение во многом зависит от того, как он адаптируется к школе.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, установить контакты со сверстниками и педагогами. Но не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. У ребенка возникают трудности адаптации к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах.
Также возникают трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее
значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления к новым условиям. И для того, чтобы ребенку быстрее приспособиться к новым школьным условиям, необходимо проявить специальные усилия. Но он вряд ли достигнет успехов без помощи взрослых. Сейчас ему, как никогда, необходимо внимание педагога и забота родителей. От того, как родители смогут подготовить своего ребенка к школе, от их настойчивости, понимания проблем и задач, которые ставит современная школа, зависят его успехи в учебе. И чем больше ребенок будет знать и уметь, тем более комфортно он будет чувствовать себя в школе.
Дети далеко не с одинаковой успешностью вживаются в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе (Я.Л. Коломинский, 2010).
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный u контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
В адаптации ребенка к школе позитивную роль играют факторы социальной микросреды: адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в полной семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, высокий уровень образования родителей, функциональная готовность к обучению в школе, положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.
Фигура учителя затмевает собой даже родителей. Поэтому понимание и чуткое отношение учителя поможет в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать детям возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью учителю можно использовать помимо традиционных уроков адаптационные занятия с первоклассниками. Задачами адаптационных занятий являются: создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников; создание доброжелательной атмосферы в классе; помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом; организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; создание предпосылок для групповой сплоченности; знакомство педагога с особенностями детей данного класса (Е.Г. Демидова, 2009).
Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассников ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, родителям нужно создать для ребенка благоприятные условия. Для этого родителям нужно чаще ходить с детьми в кино, театр, музей, зоопарк, парк развлечений, на выставки, вместе читать книги, делать домашние дела, стараться обсуждать все, чем занимались в течение дня, что интересного было в школе. В семье должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования.
Для успешной адаптации ребенка к школе родители должны: создавать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте; установить рациональный режим дня; создать условия для достаточной подвижности ребенка; систематически развивать внимание детей; регламентировать просмотр телепередач; не требовать с ребенка больше его возможностей; не перегружать ученика письменными заданиями; поощрять положительный взгляд на учебу (М.М. Безруких, 2009). Если не соблюдать все эти требования, то у ребенка могут возникнуть трудности в обучении.
Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенка с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того, чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей. Они не должны сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей, осуществлять жесткий контроль за успеваемостью, реагировать на неудачи ребенка раздражением и упреками, оставлять без внимания достижения ребенка.
По каким же признакам можно определить адаптировался ли первоклассник к школе?
Во-первых, по его удовлетворенности процессом обучения: нравится ли ему в школе, не испытывает ли он неуверенность и страхи.
Во-вторых, насколько легко ребенок справляется с программой, не испытывает ли он затруднения при обучении.
В-третьих, по степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, его готовности прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
В-четвертых, по его удовлетворенности межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Если учитель и родители будут заинтересованы в том, чтобы первоклассник как можно быстрее и успешнее вошел в школьную жизнь, то и высокий уровень внутренней напряженности ребенка уступит место ощущению эмоционального комфорта.
Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи.
Литература
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины,
диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. –
464 с.
2. Белякова О.В. 100 лучших игр для подготовки к школе / О.В. Белякова. – 2-е
изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
3. Демидова Е.Г. Ребенок идет в школу: Методические рекомендации для
родителей. – М.: ЗАО Росмэн-Пресс, 2009. – 95 с.
4. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.
5. Пилипко, Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с
первоклашками: Практическая психология учителю / Пилипко Н.В.,
Громова Т.В., Чибисова М.Ю. – М.: УЦ Перспектива, 2010. – 262 с.