Публикации
Пути эффективного сотрудничества школы и воспитательного отдела исправительного учреждения в современных условиях
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути эффективного сотрудничества школы и воспитательного отдела исправительного учреждения в современных условиях
Автор: Волкова Инна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути эффективного сотрудничества школы и воспитательного отдела исправительного учреждения в современных условиях
Автор: Волкова Инна Ивановна
Статья «Пути эффективного сотрудничества школы и воспитательного отдела исправительного учреждения в современных условиях».Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности. Воспитательная работа относится к числу основных средств исправления, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону.В исправительных учреждениях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, инспекторы, оперативные работники, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако важная роль в педагогическом процессе принадлежит и педагогическому коллективу школы. Вечерняя школа при исправительном учреждении имеет свою специфику, в первую очередь, связанную с рядом особенностей обучающихся. Учащиеся школы – взрослые мужчины (от 25 лет и старше), обладающее целостным комплексом приобретенных, относительно устойчивых негативных свойств личности, предопределяющих с высокой степенью вероятности криминальное поведение. Отношение к учебной деятельности у учащихся-осужденных чаще всего негативное. У них практически отсутствует учебная мотивация, большинство из них можно отнести к категории педагогически запущенных.Учащиеся-осужденные обладают незначительными коммуникативными навыками, стойким отрицанием, за редким исключением, любого труда как такового. Находясь в условиях изоляции учащиеся-осужденные испытывают психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды.Организация эффективного учебно-воспитательного процесса в исправительных колониях возможна при взаимодействии между школой и воспитательным отделом учреждения с целью тесного сотрудничества.Главная цель работы КГКОУ КВСОШ № 5» и воспитательного отдела ИК-5 - средствами целостного учебно-воспитательного процесса способствовать преодолению личностных деформаций и криминогенных наклонностей учащихся - осуждённых, росту их интеллектуального и духовного уровня, обеспечивая тем самым успешность их ресоциализации после освобождения. Реализация поставленной цели возможна через решение следующих задач: Всестороннее развитие природных интеллектуальных, творческих, социальных способностей учащихся-осуждённых; Развитие устойчивой мотивации к обучению и самообразованию, волевых качеств: настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, планирование своей деятельности; Развитие у учащихся-осужденных навыков психологической саморегуляции, необходимых навыков анализа жизненных ситуаций. Совместная работа школы и воспитательного отдела исправительного учреждения для реализации поставленных целей и задач организуется на основе следующих приоритетных направлений:Гражданско-патриотическое; Духовно-нравственное; Валеологическое; Правовое; Интеллектуально-познавательное. Гражданско–патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие у учащихся-осужденных чувства патриотизма, гражданственности, позитивных взглядов и убеждений. Для развития выше перечисленных качеств были проведены следующие мероприятия: Классный час «История развития государственной символики»; 27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944 год). Устный журнал «Мы с тобой никогда не забудем. О детях блокадного Ленинграда Урок памяти, посвященный участникам боевых действий в Афганистане и Чечне «Солдаты не объявленной войны» (к 33-летию вывода советских войск из Афганистана); 12 апреля - День космонавтики. Устный журнал «Среди звезд и галактик», посвященный 61-й годовщине полета первого человека в космос»; Проведение таких мероприятий было направлено на расширение знаний об истории нашей страны и нашего региона; на повышение интереса к историческому наследию своего народа; развитию чувства патриотизма, исторической памяти, уважения к старшему поколению у учащихся - осужденных. Эффективное сотрудничество школы и воспитательного отдела учреждения по духовно-нравственному воспитанию направлено на развитие гуманистических отношений, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие веры в духовные идеалы. В рамках этого приоритетного направления школой и воспитательным отделом были организованы следующие мероприятия:1 октября - День пожилого человека. Урок нравственности «И мудрость даст тебе совет: любить людей и жизнь любить»; 3 декабря - Международный день инвалида. Круглый стол «Пусть будет только радость властна, и свет надежд не побежден!» ( Эти мероприятия способствовали развитию духовности и культуры, самостоятельности и толерантности, успешной ресоциализации учащихся – осужденных в обществе и как следствие преодолению личностных деформаций и криминогенных наклонностей. Валеологическое направление в воспитательной работе школы и воспитательного отдела учреждения направлено на развитие у учащихся-осужденных потребности к здоровому образу жизни, негативного отношения к наркотикам, табакокурению, употреблению алкоголя. Для осуществления поставленных задач были проведены такие мероприятия как тематические классные часы «Алкоголизм – повод, причина и последствия», «Здоровым быть модно», «Вредные привычки - разрушители здоровья»; 19 ноября - Всемирный День отказа от курения. Устный журнал «Выбор есть всегда. Проблемы наркомании», посвященный Международному Дню борьбы с наркоманией; 18 мая - Всемирный День Памяти людей, умерших от СПИДа. Классный час «Неважно кто ты - перед проблемой СПИДа все равны!».Правовое воспитание направлено на формирование и развитие у учащихся-осужденных понимания сущности законов государства, их принципов (гуманности, демократии, неотвратимости наказания), осознание ответственности за свои поступки, ознакомление с правами и обязанностями, развитие привычки право послушного поведения. Школой совместно с воспитательным отделом учреждения были проведены следующие мероприятия: беседа «О необходимости получения среднего общего образования. Ознакомление с содержанием ст. 112 УИК «Общее образование осужденных к лишению свободы»; классный час «Гражданское общество и борьба с коррупцией»; 9 декабря – Международный день борьбы с коррупции».Интеллектуально-познавательное направление в совместной воспитательной работы школы и воспитательного отдела учреждения решает задачи по развитию у учащихся-осужденных потребности к самообразованию, воспитанию и развитию морально-волевых качеств личности. В рамках этой работы при тесном сотрудничестве с начальниками отрядов были проведены с учащимися - осужденными следующие беседы: «Посещение занятий в школе»; «Занятость учащихся на работе»; «Отношения учащегося к школе». Для развития интереса к изучаемым предметам в школе традиционно проводятся предметные ассамблеи. Цели данного мероприятия: продолжить формирование у учащихся представление о рождении российской науки, её становлении и развитии, формирование познавательной деятельности учащихся; воспитание патриотических чувств учащихся, чувства гордости за Великую Россию, за ученых, прославивших нашу страну; дать понятие, что все, что есть вокруг нас нужно рассматривать с точки зрения науки; мотивировать желание познавать окружающий мир и формировать интерес к учебным предметам, изучаемым в школе; вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия. Такая форма и содержание внеклассного мероприятия по предмету содействуют учебной мотивации учащихся - осужденных, расширяют их кругозор и способствует преодолению личностных деформаций и криминогенных наклонностей. Все учащиеся-осужденные привлекаются к активному участию в воспитательных мероприятиях, как традиционных, так и индивидуальных. Воспитательная работа, проводимая школой совместно с воспитательным отделом, так или иначе, затрагивает проблемы по преодолению личностных деформаций и криминогенных наклонностей личности осужденных, их ресоциализации в обществе. Важно отметить, что уровень активности учащихся-осуждённых на мероприятиях становится выше. По свидетельству сотрудников исправительного учреждения, а также по личным наблюдениям работников школы осуждённые, принимающие участие в воспитательных мероприятиях, меняют своё поведения в лучшую сторону: вежливы, опрятны, стремятся изменить свой образ жизни.Эффективный учебно-воспитательный процесс в вечерней школе при исправительной колонии возможен только при тесном сотрудничестве с воспитательным отделом учреждения. На протяжении многих лет КВСОШ № 5» при ФКУ ИК-5 выполняет важные функции, которые направлена на то, чтобы учащиеся-осуждённые после освобождения чувствовали себя нужными обществу. Главная задача учителей школы и воспитательного отдела исправительного учреждения – помочь молодым людям «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, красота. Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как и начальники отрядов профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Благодаря их успешному использованию и эффективному сотрудничеству школы и воспитательного отдела в исправительном учреждении в воспитательной работе намного повысить эффективность процесса перевоспитания. Проводимая совместная воспитательная работа школы и воспитательного отдела учреждения помогает многим учащимся-осуждённым преодолевать личностные деформации, криминогенные наклонности и обрести уверенность в себе, становится добрее, отзывчивее, повышать свою общую культуру, позитивно планировать свое будущее.