Публикации
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автор: Марамыгина Людмила Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автор: Марамыгина Людмила Геннадьевна
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"Воспитатель: Марамыгннна Л.Г.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.(В А. Сухомлинский)Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представленийЗадачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.3.Все психологические новообразования берут начало в игре.4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.Дидактические игры делятся на:- игры с предметами- настольно-печатные игры- словесные игрыДидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:1. Игры с цифрами и числами2. Игры путешествие во времени3. Игры на ориентирование в пространстве4. Игры с геометрическими фигурами5. Игры на логическое мышлениеПредставляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.Тренажер “Бусинки”Цель:помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитаниеЗадачи:развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;воспитывать внимательность, усидчивость;развивать мелкую моторику рук.Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.Затем решают простейшие задачи:1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.Тренажер “Цветные ладошки”Цель:формирование элементарных математических представленийЗадачи:развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;обучать счету;развивать умение пользоваться схемами.Задания:1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?8. Задай маршрут движения товарищуПособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручекДинамические паузыУпражнения для снижения мышечного тонусаЗарядкаМы ногами — топ-топ,Мы руками — хлоп-хлоп.Мы глазами — миг-миг.Мы плечами — чик-чик.Раз — сюда, два — туда,Повернись вокруг себя.Раз — присели, два —привстали,Руки кверху все подняли.Сели, встали,Ванькой-встанькой словно стали.Руки к телу все прижалиИ подскоки делать стали,А потом пустились вскачь,Будто мой упругий мяч.Рад-два, раз-два,Заниматься нам пора!Движения выполнять по содержанию текста.Руки на поясе. Моргаем глазами.Руки на поясе, плечи вверх-вниз.Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.Движения выполнять по содержанию текста.Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесияПо ровненькой дорожкеПо ровненькой дорожке,По ровненькой дорожкеШагают наши ножки,Раз-два, раз-два.По камешкам, по камешкам,По камешкам, по камешкам,Раз-два, раз-два.По ровненькой дорожке,По ровненькой дорожке.Устали наши ножки,Устали наши ножки.Вот наш дом,В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .Ходьба по ровной поверхности.Присесть на корточки.Сложить ладони, поднять руки над головой.Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного телаБольшие ногиШли по дороге:Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.Маленькие ногиБежали по дорожке:Топ, топ, топ, топ, топ,Топ, топ, топ, топ, топ.Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.Динамическое упражнениеТекст произносится до начала выполнения упражнений.– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).Динамическое упражнение “Зарядка”Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.Наклонилась сперваК низу наша голова (наклон вперед)Вправо - влево мы с тобойПокачаем головой, (наклоны в стороны)Руки за голову, вместеНачинаем бег на месте, (имитация бега)Уберем и я, и выРуки из-за головы.Динамическое упражнение “Маша-растеряша”Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)На кровати нет,(руки опустили)(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)Маша-растеряша.Динамическое упражнениеСолнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.“Геометрические фигуры”Цель: формирование элементарных математических навыков.Образовательные задачи:Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.Развивающие задачи:Развивать логическое мышление, внимание.Воспитательные задачи:Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)“Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)“Найди фигуры, похожие на кубик”.Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)“Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)“Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.Дидактическая игра “Неделя” Цель:ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней неделиЗадачи:формировать представление о неделе, как единице измерения времени;уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;развивать зрительное восприятие и память;создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.На столе стоят 7 гномиков.— Сколько гномиков?— Назовите цвета, в которые одеты гномики.— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.- Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.Физкультурная минутка.В понедельник мы играли,А во вторник мы писали.В среду полки протирали.Весь четверг посуду мыли,В пятницу конфет купилиА в субботу морс сварилиНу а в воскресеньебудет шумный день рождения.- Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.- Умницы, все карточки разложили правильно.(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).- Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).— День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).— Что раньше среда или понедельник?— Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.— Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).Встает ребенок у кого красный круг.— Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.Встает ребенок с оранжевым кругом.— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.— весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).Встает ребенок с голубым кругом— на шестой день папа не работал, потому что была ... (суббота).Встает ребенок с синим кругом.— Я у брата попросил прощения на седьмой день в ... (воскресенье).Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.Умницы, со всеми заданиями справились.Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.