Публикации
Нетрадиционные способы изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у дошкольников в рамках реализации содержания РИП Наукоград
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные способы изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у дошкольников в рамках реализации содержания РИП Наукоград
Автор: Бубнова Анна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные способы изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у дошкольников в рамках реализации содержания РИП Наукоград
Автор: Бубнова Анна Анатольевна
Нетрадиционные способы изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у дошкольников в рамках реализации содержания РИП Наукоград
А.А. Бубнова, учитель-логопед
МДОУ детский сад Белочка г.п. Федоровский Сургутский р-он, ХМАО-Югра
Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие мелкой моторики и зачастую – речевые нарушения должна вестись комплексно, в содружестве воспитателей группы, которую посещает ребенок-логопат, с педагогом-психологом и, возможно, учителем-дефектологом.
Как утверждают Лыкова И.А., Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., результатами работы в данном направлении должны стать активность детей в изодеятельности [1].
Используя нетрадиционные способы изодеятельности – кляксографию, монотипию, рисование на мокрой бумаге, свечой, ладошкой в работе с детьми, в рамках инновационной деятельности Наукоград как средство ранней профориентации и социализации детей в условиях инклюзии, мы выбираем разные пути развития творчества, принимая варианты, предложенные Т.С. Комаровой, Н.П. Саккулиной, Н.Б. Халезовой:
От создания образа – к выбору средств выразительности.
Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.
Стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. [2;3]
Как показывает наш опыт работы, этот вариант особенно интересен детям, вызывает восторг и удивление, помогая ребенку создавать необычные картины, поделки, постройки, коллажи. Когда ребенок точно знает, что он хочет нарисовать, наступает момент выбора средств изображения: чем и как рисовать. В распоряжении детей нашей группы всегда богатый выбор изобразительного материала: гуашь, акварель, карандаши, уголь, восковые мелки, кисти, тычки, зубные щетки, поролоновые штампики. Наша задача – научить детей ими пользоваться.
Как справедливо утверждает педагог Мамченкова Н.В., творчество проявляется именно тогда, когда ребенок сам ищет пути изображения придуманного, сам решает, какими деталями дополнить основной сюжет или главную фигуру для большей выразительности. Если творческий процесс поиска осуществляется постоянно, то в конечном итоге успех обеспечен [ 4 ]
Мы, педагоги, лишь вовремя помогаем, не давая прямых рекомендаций предложив подумать, попробовать разные варианты и выбрать лучший, подсказав детали, которые могут быть нарисованы или вырезаны из открыток, старых книг, ткани, самоклеящейся бумаги. Предлагая поролоновый штампик, показываем детям возможности изображения пушистых комочков (цыплята с курицей, в траве одуванчики, крона дерева). С помощью зубной щетки и кисти можно изобразить хвою, иней на веточках, пушистого котенка.
Так как в творческом процессе самое важное – это миг удивления и открытий, используем практически ежедневно рассматривание формы облаков, очертаний луж, настольные игры Силуэты, Что забыл художник?, Дорисуй. Используем и прием рисования потеками, когда на мокрый лист бумаги наносятся мазки красками разного цвета, а, поднимая лист вертикально, и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, создают тем самым неповторимый узор в самых различных сочетаниях цвета и линии. Такой закрашенный лист бумаги служит фоном для сюжета рисунка или аппликации.
Развитию творческого воображения способствует и пальчиковая живопись, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги, и, найдя сходство с чем-либо, дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, жар-птица, петушки, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты.
Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, благоприятно влияют на речевое развитие, развивая творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.
Список используемой литературы:
Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2020.- 152 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М.: Педагогика, 2019.- 144с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова.- 2022. – 256 с.
Мамченкова Н.В. Проектная деятельность на занятиях по изобрази-тельной деятельности.- М.: Первое сентября, 2021.
HYPER13PAGE HYPER15
2
А.А. Бубнова, учитель-логопед
МДОУ детский сад Белочка г.п. Федоровский Сургутский р-он, ХМАО-Югра
Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие мелкой моторики и зачастую – речевые нарушения должна вестись комплексно, в содружестве воспитателей группы, которую посещает ребенок-логопат, с педагогом-психологом и, возможно, учителем-дефектологом.
Как утверждают Лыкова И.А., Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., результатами работы в данном направлении должны стать активность детей в изодеятельности [1].
Используя нетрадиционные способы изодеятельности – кляксографию, монотипию, рисование на мокрой бумаге, свечой, ладошкой в работе с детьми, в рамках инновационной деятельности Наукоград как средство ранней профориентации и социализации детей в условиях инклюзии, мы выбираем разные пути развития творчества, принимая варианты, предложенные Т.С. Комаровой, Н.П. Саккулиной, Н.Б. Халезовой:
От создания образа – к выбору средств выразительности.
Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.
Стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. [2;3]
Как показывает наш опыт работы, этот вариант особенно интересен детям, вызывает восторг и удивление, помогая ребенку создавать необычные картины, поделки, постройки, коллажи. Когда ребенок точно знает, что он хочет нарисовать, наступает момент выбора средств изображения: чем и как рисовать. В распоряжении детей нашей группы всегда богатый выбор изобразительного материала: гуашь, акварель, карандаши, уголь, восковые мелки, кисти, тычки, зубные щетки, поролоновые штампики. Наша задача – научить детей ими пользоваться.
Как справедливо утверждает педагог Мамченкова Н.В., творчество проявляется именно тогда, когда ребенок сам ищет пути изображения придуманного, сам решает, какими деталями дополнить основной сюжет или главную фигуру для большей выразительности. Если творческий процесс поиска осуществляется постоянно, то в конечном итоге успех обеспечен [ 4 ]
Мы, педагоги, лишь вовремя помогаем, не давая прямых рекомендаций предложив подумать, попробовать разные варианты и выбрать лучший, подсказав детали, которые могут быть нарисованы или вырезаны из открыток, старых книг, ткани, самоклеящейся бумаги. Предлагая поролоновый штампик, показываем детям возможности изображения пушистых комочков (цыплята с курицей, в траве одуванчики, крона дерева). С помощью зубной щетки и кисти можно изобразить хвою, иней на веточках, пушистого котенка.
Так как в творческом процессе самое важное – это миг удивления и открытий, используем практически ежедневно рассматривание формы облаков, очертаний луж, настольные игры Силуэты, Что забыл художник?, Дорисуй. Используем и прием рисования потеками, когда на мокрый лист бумаги наносятся мазки красками разного цвета, а, поднимая лист вертикально, и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, создают тем самым неповторимый узор в самых различных сочетаниях цвета и линии. Такой закрашенный лист бумаги служит фоном для сюжета рисунка или аппликации.
Развитию творческого воображения способствует и пальчиковая живопись, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги, и, найдя сходство с чем-либо, дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, жар-птица, петушки, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты.
Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, благоприятно влияют на речевое развитие, развивая творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.
Список используемой литературы:
Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2020.- 152 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М.: Педагогика, 2019.- 144с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова.- 2022. – 256 с.
Мамченкова Н.В. Проектная деятельность на занятиях по изобрази-тельной деятельности.- М.: Первое сентября, 2021.
HYPER13PAGE HYPER15
2