Публикации Воспитание и формирование личности ребенка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание и формирование личности ребенка.
Автор: Курлыкина Наталья Михайловна Черных Маргарита Владимировна

Курлыкина Наталья МихайловнавоспитательЧерных Маргарита Владимировна воспитательМБДОУ ДС №10 «Мозаика» г. Нового Оскола Белгородской области»Воспитание и формирование личности ребенка.В нашей педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, общество ставило перед собой основную цель - воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствование мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.Воспитание духовной личности возможно только совместным усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование основ личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям:к человеку, к самому себе и человечеству в целом;к природе;к культуре (искусству).Воспитание ребёнка начинается в семье, и заниматься им нужно с первых дней его жизни. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на это крохотное существо. И очень важно, какая это семья: весёлая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. В семьях последнего типа порой бытует мнение, что баловать детей нельзя, нельзя их брать на руки, целовать, играть с ними, баюкать.Доказано, что дефицит эмоциональных положительных воздействий оказывает своё ущербное влияние на основу развитие малыша, лишённого тепла родительской любви, и растёт в такой семье замкнутое, настороженное, неуверенное в себе существо. Но к счастью, в большинстве семей малыш с первых дней своей жизни чувствует заботу, внимание окружающих. Различные формы проявления нежных чувств, мгновенные реакции взрослых на мельчайшие нюансы поведения, будят у детей первые чувства признательности, доверия, привязанности к родителям.Отношение к матери - пробный камень нашей человеческой ценности. Кто должен научить ребёнка не просто любить маму - это же дано от природы, а заботиться о ней, быть добрым, чутким? Отчасти - сама мать. Если ребёнок, вернувшись с прогулки, назвал её плохим словом, она должна раз и навсегда объяснить ему, что так делать нельзя и почему нельзя.Когда ребёнок снова и снова повторяет нехорошие слова и видит, как переживают взрослые, он понимает, что говорит гадости. И мама должна остановить его, объяснить, что он и сам не должен произносить таких слов, и друзьям не разрешать. Но ещё большую роль в воспитании любви к матери играет отец. Вот кто должен, обязан не только научить малыша уважительно, чутко относиться к матери, но и всегда стоять на страже такого отношения к ней.И словом, и действием учить ребёнка. Тут и распределение трудовых обязанностей по дому, и распределение материальных ресурсов в семье, и манера разговаривать с мамой, и участливое отношение к ней. Нужно не только посильно втягивать ребёнка в дела. Но и каждый раз подчёркивать, что он помогает маме. Приучать ребёнка с первых шагов сознательной жизни задумываться над тем, как живёт его мама. И конечно, учить внимательному отношению к ней.Если отец всё время обращает внимание сына или дочери к тому, что маму надо жалеть, любить, помогать ей, то ребёнок вырастет чуткий, заботливый, предупредительный. Воспитанию чувства любви и привязанности к матери также способствуют и проводимые в ДОУ ежегодные праздники «День матери», «Женский день 8 Марта», этические беседы на темы: «Как я маме помогаю», «Чем порадовать маму?».Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными, а значит быть готовыми помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто герои сказок, рассказов переживают из-за того, что причинили другим вред и мучаются, пока не искупят свою вину. Чувство любви к родному краю, к родным местам сопровождает человека всю его жизнь. Ещё в младших группах знакомим ребят с детским садом, с улицей, на которой он находится, с людьми, работающими в нём. В старшей группе закрепляем и расширяем знания, полученные в младшейВ свободное время рассматриваем альбомы с видами родного города или села, отмечая, какие замечательные люди живут в нём, рассказываем детям о героях труда, подчёркивая, что они трудились и трудятся для всех нас. Народные и календарные праздники издавна служат для укрепления семейных и родовых связей. Они помогают урегулировать взаимоотношения между разными поколениями, между родными людьми разной степени близости, насыщают потребность в дружеском, родственном общении, дают чувство защищённости и тепла.Традиционные праздники и сейчас привлекают красотой обрядов и обычаев, особых в каждом конкретном случае. Поэтому стараемся повседневную жизнь дошкольников в детском саду украсить радостным ожиданием праздничного дня, подготовкой к нему. Праздник, проведённый в обстановке искренности и душевной включённости, помогает заложить в детский опыт общения с людьми положительное эмоциональное основание, которое в дальнейшем обеспечит психологическую устойчивость личности.