Публикации
Особенности игры на разных возрастных этапах и руководство игровой деятельностью дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности игры на разных возрастных этапах и руководство игровой деятельностью дошкольников
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности игры на разных возрастных этапах и руководство игровой деятельностью дошкольников
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна
«Особенности игры на разных возрастных этапах и руководство игровой деятельностьюдошкольников»Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастит.А.С. Макаренко1. Характеристика детей 3-го года жизниИнтенсивный темп физического развития, характерный для первых двух лет жизни детей, на третьем году жизни замедляется. Ребенок становится более самостоятельным, движения его более координированы, дети уже могут сдерживать свои желания, действия, но на короткое время; они быстро утомляются от однообразных действий, легко возбуждаются.Кризис трехлетнего ребенка обнаруживается в стремлении к самостоятельности – с одной стороны, а с другой быть похожим на взрослых, подражать им. В сюжетно-отобразительной игре ребенок, подражая действиям взрослых, начинает использовать замещение реальных предметов игрушками-заместителями (гладит платье, кормит куклу палочкой). Ребенок отражает в игре свой жизненный опыт, выполняя в игре действия взрослых.Закладываются предпосылки перехода к продуктивным видам деятельности. Ребенок начинает узнавать в каракулях знакомые образы, пытается отобразить предметы. Умение в игре заменить одни предметы другими, изображать действия взрослых, видеть в линиях на бумаге и постройке из кубиков обозначение реальных вещей свидетельствует о большом продвижении в умственном развитии. Ребенок приобретает возможность действовать не только в практическом плане, но и в уме. Происходит дальнейшее развитие психических процессов ребенка – восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. Совершенствуются процессы памяти: запоминания, припоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны словами. У ребенка возникают элементарные суждения об окружающем. Слово воспитателя становится важным средством управления поведением ребенка. Чувства разнообразны, но не устойчивы, быстро сменяют друг друга. Проявляются симпатии, сочувствие, привязанности.Особенности игровой деятельностиВ раннем возрасте необходимо приобщать детей к игрушке, вызывать желание играть, общаться с игрушкой (куклой, образами животных…), создавая радостное настроение, желание двигаться. В играх необходимо вызывать добрые чувства, желание играть вместе, уступать игрушки, аккуратно обращаться с ними, не разбрасывать, убирать на место после игр.Сюжетно-ролевые игрыУ детей формируются умения подражать действиям окружающих их людей, активно вовлекать в игру куклы (кормление, укладывание спать, купание и т.д.), животных. Учить использовать мебель, строительный и бросовый материал.Начало игры осуществляется индивидуально с каждым ребенком, постепенно вовлекая детей в совместные игры друг с другом.Особое внимание в этом возрасте уделяется созданию условий для игр – микросреды, где ребенок сам подходит к такому месту в комнате для занятий, где его что-то привлекает: кукольная комната, материал для сенсорного развития, уголок ряженья, «волшебный чемодан», где можно найти «все» – двигательные игрушки, звучащие…Важным фактором является формирование игровых действий у детей. Воспитатель показывает действия с теми или иными игрушками, продумывает ход игры с «открытым концом», а дети могут сами продолжить игру, найти её концовку. Сюжеты игр должны быть близкими и несложными для детей: «Мама готовит обед», «Дима кормит голубей», «Папа ведет машину» и др.Для развития игровых умений очень важно знакомить детей с окружающим: наблюдать игры старших детей, трудовые действия взрослых в группе – врача, няни, воспитателя… Чтобы поддерживать в течение дня хорошее настроение у детей, проводят время от времени игры-забавы.2. Возрастные особенности детей 4-го года жизниНа четвертом году жизни продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности детей.Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается её целенаправленность.Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. Дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимание может «теряться». Основным мотивом, побуждающим к общению со взрослым, является содержательность этого общения. В то же время дети начинают более интенсивно общаться со сверстниками, ищут повод для совместной деятельности, для установления взаимоотношений: могут меняться игрушками, помогать друг другу. С развитием игровых умений вступают в более длительное общение.Более активно проявляют интерес к сюжетно-ролевой игре. Участвуя в игре, ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им своё поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом, однако достаточно согласованности между участниками такой игры ещё нет и продолжительность её не велика.Особенности игровой деятельности детей 4-го года жизниВ младшей группе детского сада игра – ведущая деятельность детей, необходимая для укрепления здоровья и всестороннего развития детей. При умелом участии воспитателя в процессе игры уточняются представления и формируется правильное отношение детей к окружающему миру, расширяются интересы, обогащается речь, развивается мышление и воображение. Воспитатель объединяет детей небольшими подгруппами, общие переживания сближают их. Игры способствуют воспитанию характера ребенка, его чувств, формируют правильные взаимоотношения.Сюжетно-ролевые игрыПродолжается работа по развитию интереса к сюжетным играм, обогащению сюжетных игр. Детей следует приучать к самостоятельному созданию правил для сюжетно-ролевых игр с учетом интересов и желаний детей.В играх детей отражаются впечатления, полученные в семье, детском саду, а также знания, полученные на занятиях. Таковы игры в «Семью», «Детский сад», в «Праздник», поездки в автомобиле, в поезде, на лошади, а также содержание любимых сказок («Репка», «Три медведя»…).В группе должны быть созданы все условия для игр. Надо иметь много разнообразных игрушек в соответствии с Программой, набор игрового строительного материала. Наряду с готовыми игрушками должны быть различные материалы: дощечки, палочки, фанера, лоскутки ткани, «большой чемодан». Игрушки рекомендуется располагать в разных местах комнаты.Совместная деятельность воспитателя и детей по подгруппам в сюжетно-ролевых играх осуществляется различными приемами: дает детям игрушки и материалы, напоминающие о виденном; рассматривает новые игрушки, начинает играть с двумя или несколькими детьми и этим привлекает других; проводит игру с правилами, сюжет которой может влиять на содержание сюжетно-ролевой игры (подвижные игры: «Поезд», «Лошадки» и др.)Для обогащения содержания игры воспитатель показывает картинку, напоминает о виденном на прогулке, о прочитанном, иногда подсказывает содержание игры.Воспитатель следит за тем, чтобы в игре дети подражали только положительному. В играх с куклами он напоминает, что мама ласково обращается со своими детьми… В тех случаях, когда игра принимает нежелательные обороты, следует направить её должным образом или прекратить, заинтересовать детей другой игрой.3. Возрастные особенности детей 5-го года жизниПятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Интенсивно развивается головной мозг, совершенствуются функции коры больших полушарий, однако влияние подкорковых центров на поведение ребенка остается значительным.Особенное значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Она обусловливает значительные изменения во всей психике ребенка.В такой игре дети 4-5 лет могут заранее придумывать и согласовывать между собой несложный сюжет, распределять роли и игровой материал.Существенное значение имеют подвижные и дидактические игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развиваются наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения.Наряду с игрой у детей 5-го года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно конструирование и изобразительная.Происходят значительные изменения в мышлении детей. На многие вопросы деты пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. На пятом году жизни дети овладевают связной речью.Наряду с ситуативными эмоциями у детей под влиянием воспитания начинают складываться чувства, выражающее более устойчивые отношения к людям и явлениям; формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых.Дети средней группы уже сознательно способны соотносить своё поведение с поведением товарищей, оценивать их и свои способности, возможности, главным образом в области практических действий, согласовывать свои действия, направленные на достижение общей цели.Особенности игровой деятельности детей 5-го года жизниВ жизни детей средней группы, как и в младшей, игра занимает большое место и широко используется для всестороннего развития.В связи с расширением кругозора у детей возникают новые темы для игр, в которых отражается то, что дети наблюдают, о чем читают, рассказывают. Воспитатель должен продолжать работу по развитию сюжета игр, подводить детей к созданию игровых замыслов.В группе должны быть разнообразные предметы, которые используются детьми в процессе игр.Воспитателю нужно заботиться о том, чтобы в игре отражались положительные явления жизни семьи и детского сада, труд взрослых, наблюдаемый в городе и деревне, праздники. Высоко поощрять педагогически ценные игры, возникающие по инициативе детей, подсказывать новые темы для игр.Если дети получили яркие впечатления (ходили на экскурсию, в зоопарк…), воспитатель может увлечь их новой игрой, пользуясь следующими приемами: он напоминает о том, что они видели, слышали, задает вопросы, вызывает в их памяти интересные эпизоды, дает игрушки, предметы, напоминающие о виденном или прочитанном.Воспитатель может подсказать тему игры, если уверен, что у детей имеется достаточный интерес к ней. Постепенно дети учатся придумывать сюжеты игр.Необходимо влиять не только на выбор игры, но и на развитие сюжета; воспитывать инициативу, воображение детей, приучать выбирать роли и исполнять их. Воспитатель пользуется следующими приемами: иногда перед началом игры он советует детям, во что они будут играть, ставит перед детьми вопросы, способствующие развитию содержания игры («Куда идет ваш поезд?») или советует.В затруднительных ситуациях помогает выполнить задуманное. Организует использование в играх поделок. Сам играет с детьми, но при этом не подавляет инициативу, воображение. Поощряет хорошие поступки в игре и порицает плохие.Воспитатель в то же время следит, чтобы игры не вызывали чрезмерного возбуждения, не утомили детей.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возрастаВ старшем дошкольном возрасте возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями.ДеятельностьРазнообразнее и богаче становится содержание и формы деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их жизненного опыта. В совместной деятельности формируется система взаимоотношений между детьми, из взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Наряду с игрой, продолжают развиваться продуктивные виды деятельности.В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления игрой, своим поведением. Важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности.Психические познавательные процессыУмение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится все более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания. Под влиянием наблюдений за окружающим, направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия.На старшем возрасте интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обогащенных знаний. Дети начинают выделять не только общие свойства предметов, но и устанавливать простые взаимосвязи между ними.Общение и речьУ детей продолжают совершенствоваться все стороны речи. Высказывания их постепенно приобретают более связный характер, дети составляют сюжетные рассказы. Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания.Эмоционально-волевая сфераВ старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они пользуются общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом), начинают сдерживать свои чувства. Развивается волевая сфера ребенка.Особенности игровой деятельностиИгра необходима для создания бодрого, жизнерадостного самочувствия ребенка, для укрепления его здоровья. Продолжается обогащение содержания игр детей. Дети учатся выполнять правила и требования в игре. Совершенствуется речевое общение.Сюжетно-ролевые игры проводятся ежедневно по утрам, до завтрака, во время прогулок, во второй половине дня. Иногда игры продолжаются в течение 2-3 дней, сюжет изо дня в день более развертывается. Большое место в играх занимает конструирование из строительного материала, бумаги, картона, дерева, постройки из снега, песка. Дети в этом возрасте часто играют в «Театр», сами разыгрывают отдельные эпизоды сказок, рассказов или привлекают для этого кукол, картонные фигурки. В игры-драматизации вносят много выдумки, инициативы.В этом возрасте также необходимо иметь разнообразные игрушки и материалы для игр, расставленные по усмотрению детей в микрозонах. Кукольную мебель целесообразно дополнять разными игрушками, например, радио, телефон, настольная лампа, пианино… Нужны игрушки полно отражающие разные стороны окружающей жизни, например, современную технику, транспорт, домашние и дикие животные разных размеров… Игрушки хранятся в шкафу или на открытых полках, чтобы дети могли сами брать их. Для выполнения ребенком взятой роли нужно иметь несложные детали костюмов (фартук для повара…). Часто детям нужны для игр предметы, которые они могут сами смастерить (бинокль, кукольная мебель…). Советами, указаниями, показом технических приемов воспитатель помогает детям выполнить задуманное. Для игры в «Театр», «Кино» в группе должны быть переносные шторы, ширмы, самодельный занавес, куски материи или окрашенной марли, маски животных, различные головные уборы. Должно быть много вспомогательного материала в «Волшебном чемоданчике». Воспитатель приучает бережно пользоваться игрушками, проводит вместе с детьми их починку. Воспитатель стремится, чтобы в играх дети отражали положительные стороны жизни. Воспитатель влияет на выбор темы игры, пользуясь разнообразными приемами: вспоминает с детьми яркие события из их жизни, впечатления, советует детям подумать во что они будут играть, кто кем будет, что им нужно для игры, обращает внимание на содержание игры товарищей, напоминает содержание игр с правилами, предлагает тему, приносит игрушки.