Публикации Методические рекомендации по организации работы с родителями в общеобразовательных учебных заведениях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации работы с родителями в общеобразовательных учебных заведениях.
Автор: Груздева Анастасия Евгеньевна

Методические рекомендации
по организации работы с родителями
в общеобразовательных учебных заведениях.
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем
оторваться от берега. . .
Л. А. Кассиль
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательной работы.
Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. В. Сухомлинский пишет: В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье в семье строится педагогическая мудрость школы.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы. Одним из таких документов является Федеральный государственный образовательный стандарт.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);
построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).
Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика (портрет выпускника начальной школы), особую роль, в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Наша задача воспитать ребёнка:
- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;
- умеющего учиться, понимающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
уважающего своих родителей и других людей;
- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Таким образом, учитель должен быть личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием.
Начинает такую работу учитель начальных классов. Он, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:
Познание семьи ученика.
Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.
Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.
Помощь родителям в воспитании детей дома.
Организация педагогического просвещения родителей.
Нейтрализация отрицательного влияния семьи.
Содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется тремя основными задачами:
Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.
Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.
Ведущие педагоги выделяют следующие методы познания семьи:
Наблюдение
Беседа
Анкетирование
Метод сочинений на заданную тему
Мнение других.
Важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами.
Для передачи срочной важной информации, двусторонней связи с родителями в классе можно организовать цепочку быстрого оповещения родителей.
Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах.
Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Это сплачивает не только коллектив детей, но и коллектив родителей.
Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы, внести свои предложения в воспитательный процесс.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы, готовы к разговору.
2. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей учащегося, и чья компетентность является лицом учебного заведения. Он осуществляет педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы. Осуществляет взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в образовании условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развитию учащихся, их социальной защиты.
Основной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание – это общественный орган, который своим решением определяет задачи, содержание, направления работы родительского коллектива, класса.
Выбор темы собрания определяется:
Целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива
Закономерностями развития личности младшего школьника
Особенностями протекания процессов обучения и воспитания в классе
Стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи
Эффективность классного родительского собрания в определенной мере зависит от выбора учителем актуальных педагогических проблем для обсуждения с родителями.
Целевые ориентиры родительского собрания
повышение педагогической культуры родителей;
содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность классного сообщества;
выработка единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
пропаганда опыта успешного семейного воспитания. Профилактика неверных действий со стороны родителей.
Выделяют основные виды родительского собрания: организационные и тематические.
Структура родительского собрания:
1.Вступительная часть – объявляются повестка собрания, цели и задачи; знакомство с порядком совместной работы его участников; подчеркивается актуальность обсуждаемых вопросов.
2.Основная часть – реализация главных идей замысла организаторов собрания; излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Основная часть родительского собрания класса направлена на формирование педагогической культуры родителей и должна быть выражена в любой форме – лекция, беседа, дискуссия, педагогические чтения и т.д. Происходит выбор родительского комитета класса; подведение итогов работы с учащимися, систематическое знакомство родителей с задачами, новым содержанием и направлениями учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет класса содействует укреплению связи семьи, школы, общественности, привлечению всех участников к активной жизнедеятельности классного коллектива, организации содержательного досуга школьников.
3.Заключительная часть принятие решения (в виде рекомендаций, памяток); оценка происшедшего на собрании.
При проведении родительского собрания необходимо помнить о регламенте его проведения. Не целесообразно проводить собрание более 1,5 часов.
Примерная тематика родительских собраний в нашей параллели. На каждом родительском собрании мы используем тематические презентации.
Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Режим дня и его влияние на качество обучения.
Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
Роль игры в расширении кругозора ребенка.
Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
Шалость и хулиганство - есть ли различия?
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Содержание работы по формированию педагогической культуры родителей можно определить:
как специально организованную деятельность по оказании помощи современной семье в выполнении ею воспитательной функции.
как процесс воспитания и перевоспитания взрослых: родителей, других членов семьи, детей, который может быть полезным и необходимым даже тем родителям, которые в воспитании детей не имеют проблем.
Разнообразие организационных форм педагогического всеобуча родителей велико, но целесообразно выделить следующие.
Коллективные: лекции, конференции круглые столы, дни открытых дверей, информационные стенды.
Индивидуальные и групповые: консультации по проблемам семейного воспитания, беседы, посещение семей, индивидуальные встречи с родителями, педагогические поручения родителям.
Дифференцированные: вечера семейных традиций, выставки декоративно-прикладного творчества, семейных альбомов (портфолио), коллекций, выпуск тематических газет (Семейный досуг, Профессии родителей), конкурсы, открытые уроки, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
В 1 классе часто возникает необходимость в проведении консультаций для родителей, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся небольшой части класса.
Примерная тематика консультаций для родителей:
Первые уроки письма.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания и поощрения детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Друзья детей – друзья или враги?
Выделяют следующие важные аспекты общения учителя с родителями:
Приглашать родителей в школу можно только тогда, когда тщательно подготовлена информация об успехах ребенка, особенностях его поведения.
Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
Обсудить с родителями эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;
Договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;
Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц.
Ведущие педагоги и психологи утверждают, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников замкнутый треугольник.
Учителя Ученики
Родители
И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”.
Поэтому, если школа обвиняет родителей, следовательно, она сама допускает ошибки и наоборот. Но следует помнить, что меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.
Учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции.
Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения.
Памятка классному руководителю
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.
– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
– Помощником вам может стать родительский комитет.
– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Литература
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.
Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя / В. П. Созонов. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000.
Современная работа с родителями в начальной школе. Серия: Школьный корабль. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. - М.: "МарТ", 2004.
1