Публикации «Взаимодействие семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии нравственного воспитания детей»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Взаимодействие семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии нравственного воспитания детей»
Автор: Кожевникова Оксана Николаевна

Взаимодействие семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии нравственного воспитания детей Кожевникова Оксана Николаевна, Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов» г. Новый Уренгой, 2024г. Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиций и ценностей жизни. И стоит ли удивляться, что в наши дни, как показывает многочисленные социологические исследования, большинство обучающихся ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. Поэтому возникла необходимость в приобщении детей к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Воспитание подрастающего поколения -важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию личности необходимо уделять большое внимание. Систематическое нравственное воспитание детей получают в учебных учреждениях (школах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования). Здесь они овладевают основа наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива. Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно она дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. Проблема воспитания детей в семье - одна из сложных и многогранных. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует и у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляют волю и характер человека. Фундамент нравственности заложен в человечности, в доброте. Воспитывая доброту, следует знать, что человек, испытывающий на себе доброе отношение других, сам становится лучше, отзывчивей к чужой беде. Правильному воспитанию детей в семье могут помочь доступные для каждой семьи средства формирования нравственного сознания детей: рассказывание сказок, чтения детям вслух, беседы, игры, внушения и др., а также личный пример родителей, трудовое и эстетическое воспитание в семье, общение с природой. Так, например, сказки обладают огромной силой воздействия на чувства и воображение детей, их психику. В них заложены чудесные вымыслы, глубокая мораль, веками накопленная мудрость многих поколений. Слушая сказки, ребенок мысленно переносится во времена давно минувших событий, знакомится с жизнью и обычаями разных племен и народов. Ему становится близким то, что пережито народом - это горе и радость. Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Дети в своем поведении копируют родителей во всем, вплоть до словесных оборотов и жестикуляции. Давно замечено, что в семьях, где взрослые добросовестно относятся к труду, доброжелательны к людям, правдивы, честны и т.д., нравственное развитие детей происходит без каких-либо отношений, а также без особых усилий со стороны родителей. И наоборот. Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления - самые сильные, они остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы на родителей, повседневно находятся в общении с ними. Поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т.д. Данное общение является неповторимым, т.к. построено на чувстве любви и привязанности к родителям, освящено их авторитетом. Это усиливает силу влияния родителей всеми сторонами личности: внешним обликом, взглядами, интересами, отношениями к труду, к окружающим и т.д. Семья служит важнейшим питательным источником нравственного развития ребенка. Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий родителей, характера их поведения осуществляется на уровне подражания. "Подражание, - указывает А.Г.Ковалев, - является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность - основным свойством развивающейся личности". Родителям необходимо хорошо знать действующее в учреждениях правила поведения обучающихся, содействовать, чтобы их ребенок научился выполнять все требования. Советы по реализации этих задач можно получить в образовательных учреждениях, от закрепленных педагогов. А.С.Макаренко отмечал, что "истинная сущность воспитательной работы вовсе не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка". Дополнительные образовательные учреждения, также как и школы занимают ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Они являются координаторами воспитания детей в семье и координируют неудовлетворительное воспитание детей родителями в семье, т.е. в процессе воспитательной работы в образовательных учреждениях исправляет допущенные недостатки в семейном воспитании. Это возможно только при установлении совместной воспитательной работы, единых педагогических требований к воспитанию подрастающего поколения. В этом и заключается "Педагогика сотрудничества" или педагогическое взаимодействие семьи и образовательных учреждений в учебно-воспитательной работе. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, к коллективу, к труду своим обязанностям и к самому себе. Начиная с дошкольного возраста, когда ребенок переступил порог детского сада - это этап развития ребенка в социуме. Следовательно, огромная обязанность ложится на образовательные учреждения адаптационного периода. В этой ответственной работе важное место уделяется взаимодействию образовательных учреждений и семьи. Раскрытие духовного и нравственного потенциала личности, ее всестороннее и гармоничное развитие является высшей целью общества. Нравственная культура - один из существенных аспектов всесторонне развитой личности. Поэтому нравственному воспитанию принадлежит важное место в многогранной работе формированию человека. Знание нравственного воспитания обусловлено его возможностями оказывать влияние на общее развитие личности. Под влиянием нравственных воздействий происходит преобразова6ние нравственного характера, меняются взгляды и убеждения человека, его отношение к труду и людям, развиваются творческие силы и способности. Таким образом, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Семья - это первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек. Это малая социальная группа - первая школа жизни для ребенка. Родители - его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь и забота чувством глубокой привязанности и любви к родителям. Он признает их превосходство и авторитет, стремится следовать им, подражать во всем. И педагоги, и родители должны иметь ясное представление о семейном воспитании и средствах его осуществления. Образовательные учреждения не могу заменить семью, особенно мать. Следовательно, необходима постоянная забота о правильной организации всестороннего воспитания в семье, добиваться достижения единства педагогических воздействий различных направлений образовательных учреждений и семьи. Значение и функция дополнительного образования детей в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности обучающихся состоит в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения к действию и нравственный выбор их. Успешность зависит от грамотности педагога, применяемых им методов, от эмоционального отклика детей. Используема литература:
  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитательный процесс: духовно-нравственное развития и личности гражданина Росси - 2009.-с.- 12.
  • Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитания в современной России. Педагогика -2008 №9 - с.-4.
  • Колесников И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен .Педагогика -2008 №9 -с.-25.