Публикации «ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Автор: Гнилицкая Светлана Николаевна

«ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »«Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».Д.С.ЛихачёвПроблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту. Возникает необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях. Необходимость формирования “здорового” поколения людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми. Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что от экологического мировоззрения, экологической культуры ныне живущих людей зависит будущее планеты, а значит, и человечества. Была создана система эко - волонтёрского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства. Экологическое волонтёрство – это безвозмездная добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе.Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей,  а также развивает умение  работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где  каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.Особое внимание в эко – волонтёрском  движении уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. В результате эко – волонтёрского движения воспитывающие взрослые и  дошкольники получают  новые знания о волонтёрском движении, а также приобретают  опыт участия в добровольческих природоохранных мероприятиях. Не у все детей дошкольного возраста  проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Поэтому,  встаёт задача, сделать эко - волонтёрское движение интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.И если будет эко – волонтёрское  движение таким , то мы сможем достигнуть следующих результатов с детьми, а именно- расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.- сформируются  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. - сформируется  у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.- овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно исследовательской,  творческой  деятельности. - у  детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.- сформируется понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.Эко - волонтёрская деятельность дошкольника может осуществляться в :• посадке цветов и деревьев;благоустройстве и обустройстве дворов, игровых площадоки своих возрастных групп и групп младшего дошкольного возраста; • помощь животным;• экологических  акциях, уборке  мусора и загрязнений;• пропаганде здорового образа жизни; и др.Для волонтёра ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтёрство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.Волонтёрское движение - это нечто особенное. Родители - волонтёры - это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.Достигнуть в эко – волонтёрское  движение можно  не только воспитательно-образовательные , но и социально-значимые результаты, в том числе и опыт волонтёрской деятельности.А  волонтерское движенияе в свою очередь,  это  гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь.