Публикации Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка.
Автор: Татьяна Васильевна Корнюхова

Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка.В современном обществе наблюдается значительное разнообразие субкультур, при этом термин чаще всего используется в контексте изучения подростковых субкультур, которые зачастую рассматриваются как девиантные. Эти субкультуры формируются на основе уникальных стилей одежды и музыкальных предпочтений, что выделяет их среди остальных членов общества. Атрибуты субкультуры, ритуалы, представляющие собой устойчивые модели поведения, и ценности обычно отличаются от аналогичных элементов доминирующей культуры, но при этом сохраняют с ней взаимосвязь.В отличие от других возрастных категорий, подростки проявляют более выраженную субкультурность. В. Т. Лисовский отмечает, что подростки чаще вовлечены в субкультурные сообщества по сравнению со взрослыми. Это можно объяснить их естественным желанием объединяться в условиях «игнорирования и враждебности со стороны взрослых» и стремлением найти важные для них дружеские связи, поддержку и понимание среди сверстников, когда взрослые не способны их понять.Подростковая субкультура становится своеобразным «убежищем» для молодёжи, где они могут выражать свою индивидуальность и протестовать против стандартов, навязанных обществом. Часто такие группы формируются вокруг определённых интересов, таких как музыка, мода, спорт или даже идеология, что позволяет подросткам находить единомышленников и создавать собственные идентичности.Ритуалы и символы, присущие каждой субкультуре, служат важными маркерами принадлежности. Например, определённые стили одежды, татуировки, прически или даже специфический жаргон помогают подросткам выделяться и заявлять о своём статусе внутри группы. Эти элементы не только укрепляют связи между членами сообщества, но и создают барьер между ними и внешним миром.Также стоит отметить, что субкультуры могут выполнять функцию социальной защиты. В условиях, когда подростки чувствуют себя изолированными или непонятыми, такие группы способны обеспечить поддержку и понимание, что особенно важно в период становления личности. Взаимодействие с подобными сообществами помогает молодым людям развивать навыки коммуникации, находить способы самовыражения и справляться с эмоциональными трудностями.Однако, несмотря на положительные аспекты, некоторые из подростковых субкультур могут иметь и негативные проявления. Например, они могут способствовать формированию девиантного поведения, если их ценности противоречат общепринятым нормам. Это подчеркивает важность понимания и изучения подростковых субкультур как явления, имеющего как положительные, так и отрицательные стороны.Таким образом, подростковая субкультура представляет собой сложное и многогранное явление, которое играет значительную роль в жизни молодых людей, помогая им адаптироваться в стремительно меняющемся мире и находить своё место в нём.В условиях высокой динамики социальных процессов подростковую субкультуру можно анализировать с различных ракурсов, каждый из которых влияет на уровень и направление культурной самореализации, рассматриваемой как сущностный аспект культурной активности подростка. Современное развитие подростковой субкультуры определяется рядом факторов:1.Подростковый возраст характеризуется порывистостью, изменчивостью желаний, нетерпимостью и дерзостью, что усугубляется переживаниями по поводу неопределенности своего социального статуса (они уже не дети, но и не совсем взрослые). Эта особенность способствует тому, что подростки объединяются в группы сверстников с похожими возрастом и социальной принадлежностью, которые помогают удовлетворять их типичные потребности в стиле поведения, моде, досуге и межличностных отношениях. Группы сверстников выполняют важную социально-психологическую функцию, способствуя преодолению социального отчуждения. В таких коллективах формируются уникальные культурные нормы и установки, которые в значительной степени определяются эмоциональным восприятием окружающей действительности.2. Существует значительное наличие этнических различий. Естественным стремлением человека является желание сохранить или восстановить положительную этническую идентичность, которая обеспечивает чувство психологической безопасности и стабильности. В то же время, ослабление или вытеснение этнической идентичности из структуры социальной идентичности может привести, с одной стороны, к утрате целостности образа «Я», а с другой — к потере связи с любой культурой.3. Кризис, оказавший влияние на социальную структуру общества в условиях перехода к рыночной экономике, неизбежно привел к изменению социальных ориентиров и переоценке традиционных ценностей. Поиск собственного пути в новых социально-экономических условиях, стремление к быстрому карьерному росту, а также нарастающая социальная неадаптивность — все это сформировало особый характер культурной самореализации подростков.4. Сегодня современная культура России находится в кризисе как на уровне институтов, так и на уровне деятельности людей. Важность развития культуры населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса, а также коммерциализация культурного процесса, приводят к отходу от норм и ценностей "высокой" культуры в сторону массовой культуры, особенно заметной в средствах массовой информации. Это неизбежно отражается на установках, ориентациях и культурных идеалах подростков.5. Попытки внедрения комплексной программы гуманитарной социализации на государственном уровне не привели к ожидаемым результатам. В настоящее время единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы, действующие в экспериментальных учебных заведениях, охватывают лишь ограниченные группы подростков. В большинстве школ гуманитарная социализация сводится к стандартному набору гуманитарных предметов и так называемой «внеучебной деятельности», которая зачастую не способствует приобщению подростков к культурным ценностям, а наоборот, отталкивает их в пользу развлекательной самореализации.Субкультуры формируются под влиянием многообразия человеческой активности. Каждый человек в своих культурных практиках стремится к одной или нескольким субкультурам, воспринимая культуру (глобальное культурное пространство) через призму этих субкультур, либо участвуя в культурных практиках, связанных с различными субкультурами.Подросток не является исключением в этом процессе. Он вовлекается в культуру через взаимодействие с различными формами субкультур, включая семейную, детскую, подростковую, молодежную и профессиональную. Мозаика этих субкультур, наряду с этническими культурами, формирует ту многообразную реальность культуры, которая позволяет индивиду развивать свою уникальность и, определяясь, стать самостоятельным носителем её разнообразных ценностей. Многообразие культурных сфер способствует более насыщенной жизни личности, создавая условия для формирования её культурного потенциала и социальных качеств, таких как коммуникативность, толерантность, гибкость и социальная ответственность, что является важным для процессов социального взаимодействия.Участвуя в жизни группы сверстников, каждый из которых обладает уникальной информацией о культуре, подросток продолжает процесс усвоения культурных ценностей. В этих группах подростки испытывают важное для их формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть "своим", необходимо не только выглядеть "как все", но и разделять общие интересы. Мода для них становится инструментом самовыражения. Подростковый стиль стремится к уникальности и экспериментам, подчеркивая свое отличие от "взрослого" стиля. Мода функционирует как средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) и слышимые (язык, музыка) знаки позволяют подростку продемонстрировать свою индивидуальность и распознать "своих". Наконец, это также способ завоевания статуса в своей социальной среде: поскольку нормы и ценности подростковой субкультуры носят групповой характер, их освоение становится необходимым и служит средством самоутверждения.Таким образом, общие характеристики функционирования групп в подростковой среде остаются неизменными. Они проявляются по-разному в различных социальных условиях, но всегда оказывают сильное влияние на формирование личности подростка. Социальные требования превращаются в индивидуальные качества и черты характера. Осознание принадлежности к группе, единства и взаимопомощи дает подростку важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.