Публикации Методическая разработка занятия по русскому языку для студентов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия по русскому языку для студентов
Автор: Ивахненко Ирина Георгиевна

Русский языкЗанятие на тему: « Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования.»Цели: углубить знания о цитате и способах цитирования; развивать пунктуационную грамотность; отрабатывать навыки интонирования прямой и косвенной речи; воспитывать культуру речи.1.Ознакомление с теоретическим материалом. Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.  Цитаты оформляются следующими способами: 1. Предложениями с прямой речью.Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.НапримерПушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.Например: Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев. 2. Предложениями с косвенной речью.Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».3. Предложениями с вводными словами.Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей». Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка. Цитата как продолжение предложения Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.Например:Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.Есенин  ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХЦитата заключается в кавычки.Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.НапримерБелинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» - писал С. Маршак.«Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.). Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.Например: «...Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка... может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие...». Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом». Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!». Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.Например(курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.). Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:...И всего вышеИ нос, и плечи поднималВошедший с нею генерал, –муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой. Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.). При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>». Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности... (Д. С. Лихачев). Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.Например: ...Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л.   Т.). Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242). Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.Например«Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет...» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).2. Домашнее задание: составить конспект, выполнить письменно задание.Спишите, расставив знаки препинания.1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.Форма сдачи задания:- письменная;- в личные сообщения в контакте. Преподаватель Ивахненко И.Г.