Публикации «Методические и практические рекомендации для педагогов эстрадного вокала, направленные на развитие творческой самостоятельности студентов»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические и практические рекомендации для педагогов эстрадного вокала, направленные на развитие творческой самостоятельности студентов»
Автор: Громак Мария Александровна

Громак М.А.Методические и практические рекомендации для педагогов эстрадного вокала, направленные на развитие творческой самостоятельности студентовОдним из актуальных вопросов современной музыкальной – образовательной практики стал вопрос обучения и воспитания эстрадного вокалиста. В настоящее время педагог эстрадного вокала, работающий с молодёжью должен уметь не только правильно поставить голос и привить музыкальный вкус, но и режиссировать эстрадные номера, обеспечивать их техническое воплощение и многое другое. Работа по обучению и самообучению музыканта-вокалиста должна вестись одновременно по трём направлениям:Главная работа музыканта в развитии профессионального мастерства - это работа над совершенствованием музыкально-образной сферы конкретного музыканта. Необходимо постоянно улучшать, „утончать" способность отображать мир музыкой, находить новые, более выразительные средства и краски.Второе направление - работа над постановкой голоса. Каким бы тонким знатоком и ценителем музыки ни был человек, его музыкальное мироощущение никогда не дойдет до понимания слушателей, если он не владеет средствами музыкального выражения в данном случае голосовым аппаратом, способным искусно, ярко и убедительно передать музыкальные образы и ощущения. Совершенствование техники владения аппаратом (голосом) - вторая, важнейшая задача музыканта вокалиста.Третье из основных направлений - работа над стилем. Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую ориентацию, а стилевая ориентация, в свою очередь, определяет манеру пения, а следовательно, и звукоизвлечения.Эстрадный вокал сегодня является частью нашей повседневной жизни и его влияние на молодое поколение очень велико. Эстрадная музыка заполняет сегодня всё информационное пространство - это радио, телеэфиры, газеты, журналы, она распространяется на компакт - дисках, кассетах и цифровых носителях. Роль эстрадной музыки и эффект её влияния проявляется в молодёжной, а особенно в студенческой среде – это важный атрибут, неотъемлемая часть жизни учащейся молодёжи. Главная цель, которую ставить перед собой педагог, занимающий эстрадным вокалом это - максимально раскрыть творческие способности студента и подготовить его к любой творческой деятельности. Педагог должен развивать у учащегося: наблюдательность, творческую самостоятельность, творческую фантазию и воображение, внимание и музыкальную память, ассоциативное и образное мышление, креативность. Для максимально эффективного развития творческой самостоятельности педагог должен порекомендовать студенту:- самостоятельно работать со специальной научной литературой в области музыкального искусства, используя современные образовательные и информационные технологии;- овладеть музыкальной терминологией и основными вокальными понятиями;- стремиться к приобретению новых знаний с большой степенью самостоятельности;- быть готовым к постоянной, систематической и последовательной работе, которая поможет достичь ему профессионального мастерства;- научиться анализировать и подвергать критическому разбору свою работу;- применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования новой информации. Такая самостоятельная работа студента требует его максимальной инициативности, присутствия самостоятельности в поиске информации и решении проблем, учащийся должен находить конструктивные решения, и принимать на себя ответственность и т.п. Известно, что любая деятельность человека протекает более успешно, если она имеет правильную организацию, к ней сформировано положительное отношение, заинтересованность и увлеченность. Образовательные – педагогические условия для наилучшего развития творческой самостоятельности должны отвечать следующим требованиям: - иметь развивающий характер;- использовать своеобразные приемы воздействия на творческую личность, её воображение, мышление и восприятие;- учитывать индивидуальность каждого студента;- обеспечивать комплексное освоение эстрадного вокала;- соблюдать последовательность и систематичность;- использовать разнообразные по форме и содержанию групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия;- учитывать методики разных образовательных программ по эстрадному вокалу. Быть профессиональным педагогом-вокалистом, овладев какой-либо одной методикой эстрадного вокала невозможно, так как современный эстрадный вокал сочетает в себе огромное количество жанров, стилей, направлений и т.д., а современная музыкально-исполнительская практика индивидуальна, что требует от педагога обязательного владения разнообразными методиками обучения эстрадному вокалу. Так же, педагог должен интересоваться методической литературой, отражающие современные подходы к обучению эстрадному вокалу.В ходе самостоятельной работы формируются умения самостоятельно пополнять знания при работе с источником информации. Перенос с теории на практику в технические упражнения, песенный репертуар, способствует расширению кругозора, накоплению своего собственного профессионального опыта, самореализации студентов в создании художественного образа.В процессе наблюдения за самостоятельной работой студента необходимо уделять особое внимание следующим её проявлениям:
  • самостоятельности в обучении, которая проявляется в самостоятельном поиске студентом своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа;
  • содержанию своеобразных приёмов воздействия на студента, как творческую личность, развивая её воображение, мышление и восприятие средствами музыкального искусства. На практических занятиях в упражнениях и этюдах для распевания обязательно использовать скэт, который, кроме закрепления основных певческих навыков, поможет студенту в развитии способности к импровизации;
  • самостоятельности в желании проявить свою креативность, в сосредоточенности внимания на выполнении заданий, положительной реакции на замечания руководителя, способности достигать цели, самостоятельности в действии;
  • самостоятельности в принятии решений, в волевой настойчивости, умении определить причины неудач и переформировать цель;
  • самостоятельности в организации деятельности, в умении рационально организовать свою работу, в сосредоточенном выполнении заданий, проявлении инициативности;
  • соблюдение последовательности и систематичности в практике обучения;
  • Исправление недостатков голосовых данных ученика должно осуществляться поочередно. Педагогу необходимо помнить о том, что много замечаний перегружает сознание поющего, а акцентирование недостатков сковывает начинающих певцов. Все составляющие современной эстрадной манеры пения, отличающейся особым звучанием голоса, разнообразными специфическими вокальными приёмами, импровизационной манерой исполнения, должны быть последовательно включены в вокальную деятельность.
  • обеспечивать комплексное освоение эстрадного вокала;
  • Педагог должен в первую очередь выявить и сохранить имеющиеся положительные певческие навыки ученика, так как все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними должна проводиться параллельно. Естественно, что каждое вокальное упражнение имеет целью формирование каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания и остальные. Это и является основной сложностью для начинающего певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.8. максимально поддерживать инициативность студента, его самостоятельность в поиске информации и решении проблем, и желание находить конструктивные решения и принимать на себя ответственность;9. использовать разнообразные по форме и содержанию творческие занятия (групповые и индивидуальные, теоретические и практические и др.). Не стоит забывать, что социальные отношения в молодёжной среде организованы вокруг группы сверстников, поэтому на занятиях необходимо решать личные проблемы, возникающие в сфере обучения или общения, учитывать коммуникативные потребности студентов, возникающие при общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;10. учитывать методики разных образовательных программ. Главная цель, которую должен ставить перед собой педагог, занимающий эстрадным вокалом это - максимально раскрыть творческие способности студента и подготовить его к разнообразной творческой деятельности. Без внедрения в практику эстрадного вокала целого ряда различных методик достижение этой цели представляется невозможным;11. помогать в организации самостоятельной работы студента со специальной научной литературой в области музыкального искусства, используя современные образовательные и информационные технологии; 12. учитывать досуговые потребности молодёжи, дающие ощущение удовлетворения, радости и свободы, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени;13. показывать студенту важность овладения правильной терминологией и необходимыми музыкальными понятиями, научить приобретать новые знания с большой степенью самостоятельности;14. ненавязчиво обучать ученика основам голосообразования, учитывая его физиологические особенности, учебно-познавательные потребности; 15. готовить студентов к постоянной, систематической и последовательной работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства, используя весь комплекс полученных вокально-певческих навыков; 16. научить анализировать и подвергать критическому разбору свою работу, с помощью создания проблемных ситуаций на занятиях; 17. расширять дополнительные умения и навыки, не ограничиваясь кругом только музыкальных тем. Эстрадный певец должен уметь не только грамотно и интересно исполнить музыкальное произведение, но и уметь режиссировать свои эстрадные номера, работать с микрофоном под фонограмму или «живой» аккомпанемент, подключать сценическое движение;18. повышать уровень профессионального мастерства эстрадного исполнителя благодаря совершенствованию техники владения голосом и расширению его музыкального мышления. Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую ориентацию, а стилевая ориентация, в свою очередь, определяет манеру пения, а следовательно, и звукоизвлечения. Этот момент очень важно учитывать педагогу, работающему с молодёжью, так как «стиль» всегда являлся предметом особого внимания молодёжных групп;19. воспитывать хороший вкус, обращая внимание на профессиональное звучание певческого голос, избегая манерности и «фирменного» звука;20. учитывать возрастные особенности группы не забывая, что деятельности молодёжи в этот возрастной период вхождения в общность, характеризуется, в первую очередь, процессом интеграции.Творческая работа студентов совместно с преподавателем должна протекать не только в форме делового взаимодействия (студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учёт, контроль этой деятельности), но и в форме творческого процесса. Известно, что любая деятельность человека протекает более успешно, если она имеет творческую организацию, к ней сформировано положительное отношение, проявляющееся в заинтересованности и увлечённости. Именно при таком взаимодействии педагог выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося, а студент не только как объект педагогического воздействия, но и как самый деятельный участник творческого процесса.Для организации творческой совместной работы необходимо наличие:- положительного интереса, желания и готовности к самостоятельному труду;- мотивации к получению новых знаний, умений и навыков;- необходимой учебно-методической информации и справочного материала;- системы регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;- консультационной помощи. Развитие мотивации творческой самостоятельности на занятиях эстрадным вокалом может осуществляться благодаря определённым организационно-педагогическим условиям. Такие занятия должны:- носить развивающий характер, чтобы всячески поддерживать в студенте заинтересованность творческим процессом. Педагогу следует помнить, что доброжелательность и творческая атмосфера, будут способствовать успешным занятиям, развивая творческие и креативные потребности, обусловленные стремлением к самореализации на занятиях ансамблевым исполнительством; - учитывать индивидуальность каждого студента. Это должно выразиться в подборе специальных упражнений с учётом его индивидуальных вокальных данных (диапазона голоса, музыкальной памяти, способности воспринимать и выполнять рекомендации, особенностей характера и т,), в дозировке певческой нагрузки.Студент, обладающий творческой самостоятельностью, действует осознанно и инициативно, находит решение возникающим проблемам не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих нестандартных решений, и использует поисковые действия. Она характеризуется настойчивостью в достижениях цели собственными силами без посторонней помощи извне, мобилизуя имеющийся опыт.Список использованной литературы
  • Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 228 с.
  • Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: методические рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала/И.Б. Бархатова. – Тюмень: РИЦТГАКИ, 2008. – 36 с.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  • Дети и подростки: психология развития/Д. Шеффер. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2003. - 976 с.
  • Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 2003. - 204 с.
  • Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. - 120 с.
  • Малишава В.П. Практическая школа эстрадного пения. – Архангельск, 2011. – 38 с.
  • Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос». – Иваново, 2004г. – 95 с.
  • Харичева Д.В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения: автореферат дис. … кандидата пед. наук. - М, 2007. [Электронный ресурс].