Публикации Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления.
Автор: Бойко Ольга Александровна

ГБУ РХ "Саяногорский реабилитационный центр для детей" Республика Хакасия «Основные направления совместной работы с родителями по освоению требований ФАОП ДО»Доклад«Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления»Подготовила:Бойко Ольга АлександровнаВоспитатель гаяногорск, 2024г.Еще 15-20 лет назад детские сады нужны были для того, что родители могли где-то оставить ребенка и пойти работать. Поэтому главным было местоположение детского сада вблизи от дома или работы родителей. На работу воспитателей особо не смотрели: ребенок под присмотром, здоров, научился читать-писать и слава богу.Запросы общества поменялись, и детский сад стал услугой: теперь просто присмотр не интересен, нужен как минимум индивидуальный подход к ребенку и даже к родителю. Более того, с изменением оплаты труда в руках родителей и администрации появились инструменты контроля за работой воспитателей. После жалоб (часто справедливых) со стороны родителей и взысканий от администрации воспитатели детского сада хорошо усвоили свои обязанности, но о том, какие у них есть права — нередко забывают. Родители о них тем более не знают, а поэтому иногда требуют от воспитателя того, что он делать не должен и даже не имеет права. О каких же правах воспитателя в детском саду должны знать родители, чтобы выстроить максимально качественные отношения с воспитателями своего ребенка? Сделано на основе ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Приказа Минобрнауки №1014 от 2013 года, Трудового кодекса и профессионального Стандарта педагога. Так же неотъемлемую роль играет СанПиН.Часто задаваемые вопросы и ответы на нихРазъяснения по вопросу обращения родителей в детский сад за ребёнком позже установленного времени.Отношения между ДОУ и родителями в соответствии со статьёй 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регулируются Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования (далее – Договор об образовании). Таким образом, права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются вышеназванным Федеральным законом, иными федеральными законами, и договором об образовании. Согласно пункту 2.4.6. Договора об образовании родители (законные представители) обязаны обеспечить посещение Воспитанником образовательной организации согласно правилам внутреннего распорядка и забрать ребенка из образовательной организации до закрытия детского сада. Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации (далее – Правила), осуществляющей образовательную деятельность. Согласно пункту2.4.1. Договора об образовании родители (законные представители) обязаны соблюдать требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов детского сада. Какие требования предъявляются к организации прогулок в ДОО в зимний период?Важнейшей задачей дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) является сохранение и укрепление здоровья детей. Пребывание воспитанников на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Так, правильно организованная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и входит в систему мероприятий по закаливанию воспитанников в ДОО, т. к. способствует повышению выносливости и устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.Согласно СанПиН 1.2.3685-21 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок для детей до 7 лет составляет 3 ч/день. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Рекомендуется организовывать прогулку ежедневно в любую погоду два раза в день: в первую половину дня и вечером. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Кроме того, для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создание определенных условий на территории ДОО: расчистка участка от снега, сооружение построек для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).Могут ли вместо родителей забирать воспитанников из дошкольной образовательной организации ближайшие родственники, а также несовершеннолетние родственники?В соответствии с п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) участниками образовательных отношений являются:обучающиеся;родители(законные представители) несовершеннолетних обучающихся;педагогические работники и их представители;организации, осуществляющие образовательную деятельность.Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право и возможность представлять интересы ребенка в образовательной организации (далее – ОО) исключительно за родителями или законными представителями. Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее – СК РФ) установлено, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК РФ). При этом согласно ст. 67 СК РФ дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. Тем самым, бабушка и дедушка могут участвовать в процессе воспитания и образования ребенка, т.е. интересоваться успеваемостью в ОО, оказывать помощь в посещении ОО и пр. Таким образом, в случае, когда родители ребенка не имеют возможности исполнять свои обязанности в полном объеме, в частности, забрать ребенка из ДОО, они вправе частично передать свои полномочия иным родственникам (дедушкам и бабушкам ребенка, а также иным совершеннолетним родственникам). При передаче ребенка доверенному лицу впервые работники ОО должны идентифицировать данное лицо, сравнив его паспортные данные со сведениями, указанными в заявлении родителей или в договоре. В случае отсутствия заявления родителей с вышеуказанными сведениями ОО не вправе передавать несовершеннолетнего посторонним лицам. Передача ребенка третьему лицу, не являющемуся законным представителем, является нарушением прав родителей со стороны ОО, за которое должностные лица ОО могут понести ответственность. Можно ли передавать воспитанников МДОУ несовершеннолетним?В силу ст.64 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, без специальных полномочий. Согласно п.1 ст. 63 СК РФ Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии с п.1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние несут ответственность только в рамках, очерченных ГК РФ. Их дееспособность определена ст. 26 и 28 ГК РФ. В соответствии с положениями ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред, причинённый несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители). Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. Таким образом, за ребенка отвечают его законные представители. Переход ответственности возникает с момента передачи ребенка в МДОУ. С этого момента ответственность за ребенка возлагается на воспитателя и МДОУ. Воспитатель, в свою очередь, обязан после пребывания ребенка в МДОУ передать его только законным представителям. Передавать ребенка несовершеннолетним нельзя в силу того, что несовершеннолетний не приобрел дееспособность в полном объеме. Из этого следует, что нельзя возложить ответственность за одного ребенка на другого ребенка.На что расходуется родительская плата за посещение детского сада?Детские сады наряду с обучением по образовательной программе организуют присмотр и уход за детьми: питание, хозяйственно – бытовое обслуживание детей, обеспечивают их гигиену и режим дня. Затраты на эти услуги не включены в финансирование образование (п.4.4 Общих требований, утвержденных приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040). Услуги по присмотру и уходу финансируются отдельно за счет бюджета и родительской платы. Верховный суд РФ указал, что установление родительской платы не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку плата взимается лишь за содержание детей, а не за дошкольное образование (решение Верховного суда РФ от 27 января 2003 г. № ГКПИ02 – 1399, определение Верховного суда РФ от 3 апреля 2003 г. №КАС03 – 137). Иными словами, родители платят за то, что их ребенка накормят, помогут с умыванием и иными гигиеническими процедурами, вовремя уложат спать и погуляют. При этом детский сад расходует родительскую плату только на то, что определил учредитель. Анализ региональных норм показывает, что в основном средства родительской платы детские сады тратят на приобретение продуктов питания.Может ли здоровый ребенок из группы, закрытой на карантин, продолжать посещать детский сад?Согласно п. 8 письма Роспотребнадзора от 12.09.2009 № 01/13438-9-23 "О неотложных мерах по недопущению распространения гриппа в дошкольных и общеобразовательных учреждениях" руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано при одновременном отсутствии в классе, группе или в дошкольном и общеобразовательном учреждениях более 20% детей, заболевших гриппом и острыми респираторными инфекциями, приостановить посещение детьми класса, группы или учреждения на срок не менее 7 дней. В соответствии с п. 3 ч. 1. ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае карантина, посещающего дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) ребенка в возрасте до 7 лет. Согласно п. 43 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее – Приказ Минздравсоцразития России № 624н) при карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим ДОО, выдается лечащим врачом, который осуществляет наблюдение за ребенком, одному из работающих членов семьи (опекуну) на весь период карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета). Таким образом, воспитанники ДОО, которые не болеют, не могут продолжать ходить в детский сад, если посещение их группы приостановлено в рамках карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета). При этом один из родителей вправе получить листок нетрудоспособности от лечащего педиатра на весь период карантина.Видеосъемка в детском саду и ее согласование с администрацией детского сада.Уважаемые родители! В соответствии с п.1 ст.152.1 Гражданского кодекса РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. В соответствии с п.1 ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Таким образом, для организации видеосъемки необходимо согласие родителей (законных представителей) детей, участвующих в конкретном мероприятии детского сада (утренники, спортивные соревнования, театрализованные спектакли и т.д.) Данный вопрос разрешается непосредственно между видеооператором и родителями, т.е. согласие должен получить непосредственно видеооператор. Так как дошкольное учреждение не является местом, открытым для свободного посещения, а организованные в нем мероприятия не являются публичными, в целях соблюдения антитеррористической защищенности учреждения родителям необходимо согласовать с руководителем нахождение видеооператора на территории учреждения, а также возможность его перемещения по залу во время мероприятия и иные организационные вопросы. В день проведения видеосъемки видеооператор должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Ответственность за распространение видеоизображения детей, чьи родители (законные представители) не дали на это согласие, несет видеооператор. Сотрудники образовательного учреждения не имеют отношения к сбору денежных средств за проведение видеосъемки и распространению видеопродукции.Педагогические кейсы: когда родители качают права, а когда действительно правы.Перед вами четыре кейса. В каждом из них – ситуация, когда родители высказывают претензии воспитателям. Определите, как должны отвечать педагоги на требования родителей, чтобы не ущемить их права как участников образовательных отношений и не нарушить порядок работы детского сада по ФГОС и СанПиН. Затем проверьте себя – смотрите подсказки в комментариях к ситуациям. Кейсы помогут вам не растеряться во время сложных разговоров с коллегами и родителями.Кейс 1Родители хотят, чтобы ребенку оставляли завтрак в группе.СитуацияМилана часто опаздывает, приходит, когда завтрак в группе уже заканчивается. Иногда от завтрака отказывается. В этот раз девочка опоздала на три часа: завтрак давно закончился. Мама на грани скандала: «Вы что, не могли ребенку еду оставить?»Оцените ситуацию и выберите один из вариантов ответова. Да она почти никогда и не завтракает, когда опаздывает. Если так сильно задержались, давайте ей что-то с собой из магазина.б. В случаях форс-мажора мы можем оставить завтрак, но ненадолго. По санитарным правилам мы не имеем права подавать горячие блюда остывшими и разогревать их повторно. Надеемся на ваше понимание. Режим и дисциплина позволяют детскому саду нормально функционировать.Кейс 2Родители требуют, чтобы в группе не открывали окна.СитуацияМама Ксении видит, как воспитатель закрывает окно и говорит: «Что же вы окна открываете? Всю группу выстудили. Дети приходят и мерзнут. Мне Ксения жалуется каждый день, что в садике холодно. Сегодня даже идти не хотела. В группе же есть обеззараживающая лампа, вентиляция, этого что, мало?»а. Мы проветриваем помещение, когда детей нет. Утром я прихожу для этого раньше. А сейчас проконтролировала, чтобы окна были закрыты. При детях их открывать недопустимо.б. Мы обязаны проветривать помещение групп. Вентиляция и лампа не делают воздух в помещении свежим. А вы попробуйте уговорить Ксению больше играть с ребятами. Если она будет больше двигаться, ей не будет холодно, да и для социализации полезно. А то сядет с куклой в уголок и сидит.Кейс 3Родители хотят знать, чем занимается его ребенок.СитуацияПапа Насти звонит воспитателю и спрашивает: «Чем вы с моей дочерью занимаетесь в саду? Ее сюда ради умственного развития отдали, чтобы к школе готовилась. Она каждый день только и рассказывает, как играет в детском саду. Чем вы там вообще с детьми занимаетесь, кроме игр?»а. Мы же вас не учим, как надо работать. В детском саду трудятся профессионалы с педагогическим образованием. Нам лучше знать, как и чем заниматься с детьми.б. Детей мы обучаем в формате игры, это ведущий вид деятельности дошкольников. Например, сегодня мы с доктором Айболитом сортировали витамины по форме и цвету – изучали геометрические фигуры. Подробно о программе и методах работы вы можете посмотреть на сайте детского сада.Кейс 4 Родителя не устраивают методы работы в детском саду.СитуацияМама забирает Сашу с прогулки каждый день во время самостоятельной игры. В какой-то день она говорит воспитателю: « я вижу, что дети играют самостоятельно, без участия воспитателя. Не слишком ли много свободного времени вы им даете? Что это у вас за методы такие? Мы же не только за присмотр деньги платим».а. Самостоятельная игра детей – одна из моделей организации образовательного процесса. Она нужна, чтобы дети научились проявлять инициативу, свободно общаться, соблюдать правила игры по договоренности с другими детьми.б. Мы вас услышали. Постараемся давать Саше различные задания, пока остальные дети будут заняты свободной игрой.Правильные ответы и комментарии к ситуациям.Кейс 1. Родители хотят, чтобы ребенку оставляли завтрак в группе.
  • Вы ответили правильно, если выбрали ответ «б» в кейсе 1
  • Комментарий к ситуации: Чтобы дети не отравились, нельзя дольше двух часов держать на раздаче блюда, которые нужно разогревать перед едой (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Подогревать готовые блюда при этом запрещено (п.8.7.4. СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Свою еду могут приносить только дети, которые нуждаются в диетическом питании, но тогда в обеденном зале или месте для приема пищи должны стоять холодильник и микроволновая печь (п. 8.2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).Кейс 2. Родители требуют, чтобы в группе не открывали окна.
  • Вы ответили правильно, если выбрали ответ «а» в кейсе 2
  • Комментарий к ситуации: Проветривать групповые помещенияобязательно в любое время года, когда детей нет в помещении (п. 2.7.2 СанПиН 2.4.3648-20). Проветривание в группах нужно проводить не менее 10 минут, заканчивать за полчаса до прихода детей с прогулки или занятий – это общее правило, но все зависит от погоды за окном. Во время сквозного проветривания температура воздуха в помещении может уменьшиться на 2 °C, не больше. В спальнях сквозное проветривание нужно проводить до укладывания детей (информация Роспотребнадзора от 18.02.2021 № б/н).Кейс 3. Родители хотят знать, чем занимается его ребенок.
  • Вы ответили правильно, если выбрали ответ «б» в кейсе 3
  • Комментарий к ситуации: Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Именно во время игры ребенок получает знания и навыки, которые ему необходимы для обучения в школе. Педагоги же по закону могут выбирать формы и методы обучения и воспитания (подп. 7 п. 1 ст. 3, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом родители имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями детского сада (подп. 4 п. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Программы должны быть на сайте детского сада (подп. «а» п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 10.07.2013 № 582, п. 3.4 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).Кейс 4. Родителя не устраивают методы работы в детском саду.
  • Вы ответили правильно, если выбрали ответ «а» в кейсе 4
  • Комментарий к ситуации: Учить детей проявлять инициативу и действовать самостоятельно - требование ФГОС ДО (пп. 1.6, 2.6, 3.2.1,4.6 ФГОС ДО). Кроме того, детские сады свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).