Публикации
Методология преподавания истории в современных условиях
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методология преподавания истории в современных условиях
Автор: Бульвин Алексей Михайлович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методология преподавания истории в современных условиях
Автор: Бульвин Алексей Михайлович
Методология преподавания истории в современных условияхА.М. Бульвин В статье рассматривается современные требования к преподаванию предмета истории в современных условиях, в соответствии с новыми стандартами обучения. Определяется необходимость проблемного обучения, деятельностных методов обучения, изменения позиции учителя по отношению к учащимся. Ключевые слова: проблемное обучение, деятельностные методы, стандарты.Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к учебному процессу, предполагая, что учащиеся не только смогут самостоятельно осваивать новые знания, но и использовать их для решения новых задач. Основная роль учителя сегодня заключается в создании условий, которые стимулируют учащихся действовать в нужном направлении и обеспечивают возможности для их самореализации в учебном процессе.Тем не менее, можно сказать, что нынешние учителя порой ощущают себя как свечка, пытающаяся научить электрическую лампочку компьютерным технологиям. Существует конфликт между целями образования и методами преподавания, который мешает развиваться способности детей к самостоятельному обучению. Что же делать? Прежде всего, нам, учителям, необходимо учиться самим и не отставать от времени.Современный педагог — это не «всезнающий» наставник с указкой у доски, а модератор, направляющий исследовательскую деятельность учеников. Проблемно-деятельностный подход в обучении — именно то, что позволяет учителям решать задачи, стоящие перед ними сегодня. Жизнь требует от нас быстрой адаптации к новым требованиям, и ключевая задача современного педагога заключается в том, чтобы заинтересовать учеников, поставить перед ними проблему, которая вызовет у них интерес и даст свободу поиска её решения.Учащиеся, столкнувшись с этой проблемой, начнут использовать различные ресурсы, чаще всего обращаясь к интернету. Со временем они начнут сравнивать полученную информацию с другими источниками, как справочники или энциклопедии, и смогут отстаивать свою точку зрения, основываясь на проверенных данных. Новый образовательный стандарт требует от нас не просто выполнения учебных планов, а творческого подхода и индивидуальной работы с каждым учеником.Проблемное обучение — это процесс, в котором учащиеся развиваются через решение учебных проблем, предполагающих отсутствие готового решения. Задача учеников — проявлять самостоятельность и креативность, а также формировать личную позицию. Такой подход обеспечивает высокую мотивацию к обучению.В ходе проектирования уроков ставится задача научить учащихся самостоятельно ставить учебные цели, разрабатывать пути их достижения, а также контролировать и оценивать результаты. Всё это можно объединить в одно умение — умение учиться.Системно-деятельностный подход включает в себя множество образовательных технологий, которые дают учителю свободу творчества. Этот подход позволяет добиваться высоких результатов и формировать у учеников универсальные учебные действия, готовя их к будущему обучению и жизни в меняющемся мире.В образовательной практике возможны следующие технологии:Разноуровневое обучение, учитывающее индивидуальные возможности каждого ребёнка; Исследовательские методы, позволяющие расширить кругозор и углубить знания; Игровые технологии, развивающие навыки практической деятельности; Проектная деятельность, способствующая развитию творческих способностей. На уроках истории и обществознания применяются следующие формы работы:Создание опорных конспектов в виде схем, диаграмм или рисунков; Составление таблиц для анализа и обобщения исторических фактов; Подготовка биографий исторических личностей; Работа с картами; Анализ исторических документов; Подготовка докладов и сообщений; Рецензирование ответов одноклассников; Реконструкция исторических событий с точки зрения участников событий. Эти формы работы помогают учащимся систематизировать знания и развить навыки аналитического поиска, а также формируют способности объективно оценивать собственные успехи и достижения. Учителю важно создать условия для самореализации каждого ученика и вовлечь его в активный учебный процесс.Применение деятельностного подхода помогает достичь результатов, предусмотренных новыми образовательными стандартами, таких как личностные, метапредметные и предметные достижения.Современное общество нуждается в образованных, моральных и инициативных людях, способных анализировать свои действия, принимать решения и нести за них ответственность. Главная задача образования сегодня — не просто передать знания, а помочь ученикам научиться применять их в реальной жизни.Список литературы:1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.2. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.