Публикации
КАК СОЗДАТЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КАК СОЗДАТЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Автор: Маркина Екатерина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КАК СОЗДАТЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Автор: Маркина Екатерина Сергеевна
ДЕТИ С ТМНР В ШКОЛЕ: КАК СОЗДАТЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.Подготовила: учитель Маркина Е.С.Душа ребенка – это росток, Чтобы из семечка вырос цветокМного потратится сил и теплаНежного слова, улыбок, добра.Общение со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Затруднение в общении, практически всегда приводит к различным отрицательным проявлениям поведения ребенка, является основным источником конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача педагога уделить особое внимание развитию коммуникативных навыков, умению выслушать другого, поддерживать общий разговор, тактично критиковать и хвалить другого, объективно оценить свое поведение и поступки окружающих, выражать дружеские чувства, сочувствие и сопереживание к окружающим. Учитывая это, сделала подборку игр и пособий, собрав в «Чемоданчик скорой игровой помощи». За время адаптационного периода постепенно знакомлю детей с его содержимым, обучаю использованию. Постепенно, овладев навыками применения пособий и атрибутов, ребята самостоятельно используют их в различных ситуациях. В «Чемоданчик скорой игровой помощи» вошли следующие предметы: Если дети не находят в чем-то согласия – на помощь приходит «коврик дружбы» способствующий созданию позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия, сплочения детского коллектива. Для того, чтобы помириться друг с другом. дети кладут свои руки на коврик, играют в ладошки, строя из них башенку, заборчики, замочки. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от коврика, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными аппликациями из ленточек, пуговичек и бусинок. Но настоящий положительный эффект получился, когда научила детей шуточным способам примирения «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись", «Петушки распетушились» и т.д. Сейчас лишь достаточно поднести коврик к поссорившимся ученикам и начать читать одну из мирилок, они с удовольствием начинают «обряд» примирения, в итоге конфликт исчерпан, все остаются довольны и счастливы. Также на коврик дружбы мы с ребятами кладем «не поделенный» дидактический материал или школьные принадлежности, из-за которых возник конфликт и на некоторое время оставляем их отдохнуть от споров и слез, а это еще один из путей мирного решения проблемы. Дети настолько привыкли к этому ритуалу, что стали применять коврик без моей помощи, а это очень важно, так как самостоятельное решение конфликтных ситуаций и есть главная цель моей работы в этом направлении. Пособие "Коробочка примирения" помогает сближению, стимулирует проявление внимания к сверстникам; развивает невербальные средства общения, преодолевает трудности личностного развития, способствует формированию доверительных взаимоотношений между детьми. А тревожным, застенчивым, неуверенным ребятам, дает возможность сделать шаг к новым контактам. Она представляет собой яркую, обёрнутую нарядной бумагой коробку с прорезями с двух сторон. Так детям, которые вступили в конфликт, или не могут найти возможности с кем-то поиграть, предлагаю просунуть руки в коробку, подружиться и конечно же подарить подарок. Ребенок на ощупь находит в коробочке один из предметов, передает товарищу, а затем они вместе рассматривают и играют в него. Так незаметно для себя, обыгрывая предметы, дети начинают общаться и, конечно же, быстро забывают о ссореПособие «Мостик перемирия или комплименты» - использую как символ отказа от вербальной и физической агрессии, и как способ обучения детей социально приемлемым нормам поведения и общения при разрешении споров и конфликтных ситуаций. Дети выстраивают из дощечек мостик, шагая по которому навстречу друг другу произносят добрые, ласковые слова в адрес своего товарища – красивый, умный, веселый и тд. Если словарный запас детей скудный или ребенок не имеет возможности речевого общения, я всегда прихожу на помощь и приговариваю: «Мы со Златой считаем, что ты очень хороший мальчик. Правда Злата?» и обязательно дожидаюсь жестового подтверждения. А затем начинается веселая игра мирилка: у ребят начинают дружить ручки, ножки, спинки, ушки, а в конце игры – дружеские объятия. В данном случае у детей развивается важное качество – умение просить прощение и самому прощать.Еще одним из пособий изготовленных для развития навыков социального взаимодействия, формирования у ребёнка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения стали «Варежки мирилки» (две варежки соединённые между собой длинной полосой - шарфиком). Если я замечаю, что дети поругались или что-то не поделили, я одеваю одну варежку на руку одному ребёнку, а вторую на руку другому, а шарфик делает их одним целым. Дети рассказывают, из-за чего возник конфликт, и мы все вместе пытаемся его урегулировать. В конце ребята произносят «мирилку» и обнимаются.Это что за чудеса!Раз рука и два рука!Хватит нам уже сердиться,Веселятся все вокруг!Поскорей давай мириться:Ты мой друг!И я твой друг!Мы обиды все забудемИ дружить как прежде будем!Бывает и так, что ни одно из пособий не может наладить эмоциональное состояние ребенка, попытки привлечь к взаимодействию вызывают лишь еще больше негативизма и раздраженности. В этом случае я использую «Сердитый коврик», на котором они могут потоптаться, попрыгать, прицельно наступать на прикрепленные предметы с различной силовой нагрузкой и тем самым избавиться от негативных эмоций, освободиться от переполняющего гнева и напряжения. В чемоданчике есть и «Веселый паровозик» – яркая длинная ленточка с колечками – вагончиками по количеству детей. Его цель: воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе, успокоение расшалившихся детей. Предлагаю детям занять места в вагончиках, начинаю петь песенку про дружбу «Вот, что значит настоящий друг», «От улыбки», «Если добрый ты», и мы отправляемся на перемене в веселое путешествие по школе, с познавательными остановками. Гиперактивные дети и дети с РДА имеют повышенную потребность не только в постоянном движении, но и в стимуляции зрительных и слуховых анализаторов. Поэтому помочь ребенку снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, активизировать внимание помогает «Бутылочка-шумелка». Для изготовления которой, беру сухую пластиковую бутылку, например, из-под лимонада, йогурта засыпаю туда сухой рис, горох, гречку, бусины, блестки, в общем, при этом оставляю в бутылке немного свободного места, чтобы содержимое свободно перемещалось внутри при встряхивании. Обязательно кладу, в бутылку мелкие игрушки, например из киндер-сюрпризов. Плотно закручиваю бутылку, фиксируя крышечку с помощью скотча, чтобы обеспечить безопасность и удивляю ребенка. Бутылка-шумелка в моем случае служит отвлекающим элементом для ребенка во время проявления негативных эмоций. Ребенок, извлекая, звук начинает усиленно встряхивать бутылочку, иногда сопровождая подпрыгиваниями, топтанием ногами, извлечением различных звукокомплексов. Через некоторое время он успокаивается и начинает рассматривать содержимое, подходит ко мне или детям и сообщает о своем открытии. В результате – ребенок спокоен.Есть в чемоданчике и «Мешочки – потеряшки», помогающие обучить элементарным способам освобождения от эмоционального дискомфорта, развитию творческих способностей и воображения. Два мешочка, один из которых изготовлен из светлого материала, другой из тёмного, с соответствующими изображениями смайликов с хорошим и плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек Грустишку, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость и потуже завязать. Потом из другого мешочка Смешинки примеряя улыбку и другие атрибуты, например веселые очки, смешные парички, разноцветные бантики, шляпки, берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.В своей работе я обязательно использую сочетание двигательной деятельности, дающей разрядку нервному напряжению с музыкальной деятельностью, которая дарит ребёнку радость творчества, повышение самооценки, переживание успеха и собственной состоятельности в коллективе сверстников. Поэтому у нас в группе появилось «Радио веселого настроения». Это круг с секторами, где размещены иллюстрации с изображением героев детских песен. Каждый ребенок крутит круг и с нетерпением ждет, на какую картинку укажет стрелка. Так песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторять слова за педагогом, выполнять танцевальные упражнения, участвовать в общих играх. Жизнь младшего школьника с ТМНР становится ярче, веселее, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность, т е все составляющие формирования неблагополучного эмоционального фона. Таким образом, пособия из «Чемоданчика скорой игровой помощи» способствуют установлению положительного эмоционального контакта между детьми, обучают бесконфликтному общению и навыкам сотрудничества, а доброжелательный смех в ходе игр, действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наказания.