Публикации
«Создание творческой развивающей среды в ДШИ и в семье»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание творческой развивающей среды в ДШИ и в семье»
Автор: Балаян Григорий Гегамович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание творческой развивающей среды в ДШИ и в семье»
Автор: Балаян Григорий Гегамович
Государственное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств р.п. Романовка»ДОКЛАД «Создание творческой развивающей среды в ДШИ и в семье» (на примере преподавания по классу гитары) Подготовил:Преподаватель Балаян Г.Г.2024г.ВведениеПреподаватель, начинающий обучение ребёнка игре на гитаре, обычно задаётся вопросом: каким должен быть материал на первых уроках, чтобы заинтересовать ученика, не отбить у него желание заниматься музыкой и игрой на инструменте. В связи с тем, что в последние годы интерес к гитаре в России возрос, нет проблем по выбору нотного материала, разнообразию школ обучения игры на гитаре и методик обучения. Но, тем не менее, самая главная тема для любого педагога это первые шаги юного музыканта в мир музыки, а так же тот фундамент, который закладывается в начале обучения на всю его последующую творческую жизнь. Как найти подход к ученику, как передать ему свои знания и опыт и как воспитать хорошего музыканта и личность? Важную роль в формировании исполнительских навыков учащегося, вне зависимости от инструмента, имеет начальный период обучения. Ведь на этом этапе закладываются основные навыки, от которых будет зависеть дальнейшее музыкальное развитие ученика. Именно на первых уроках можно пробудить интерес к занятиям игрой на музыкальном инструменте у ребёнка. Или же наоборот – напрочь отбить желание заниматься музыкой. Обучение на начальных этапах должно быть творческим процессом. Оно должно основываться на доступном и художественном материале. Произведения, подбираемые для обучения должны быть увлекательными и педагогически целесообразными. Они должны учить чему – то нужному, полезному и выполнять определённую воспитательную роль. Выбор произведений должен быть основан на индивидуальных особенностях учащегося, а так же на многообразии музыкальной литературы. Так же, следует помнить о том, что обучение детей игре на инструменте имеет свои особенности. Главная из них – это широкое применение игровых форм. Ребёнок в виду своих психологических особенностей не может трудиться на перспективу и далёкий результат. Он воплощает в игре впечатление от реальности, как наиболее понятную для него деятельность. Игра делает процесс обучения увлекательным, понятным, помогает раскрыть способности ребёнка более полно. Чтобы ученик получал удовольствие от занятий, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика. Методический материал должен преподноситься последовательно и рационально. Не перегружая внимания ученика. Работа с начинающими не проста и довольно трудоёмка, но в то же время интересна и благодарна. Ребёнок открыт и эмоционален. Он легко откликается на задания педагога, поэтому очень важно не упустить этот период и постараться привить ребёнку любовь к творчеству.Эффективные формы взаимодействия педагога – музыканта с семьей учащегося ДШИ «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз. Не только от педагогов, но и от родителей учащихся зависит, насколько успешен будет их ребенок на музыкальном поприще. По методу С. Судзуки – еще одного известного пианиста и педагога, совместное взаимодействие учителя, родителя и ученика является наиболее верным.Педагогика может стать наукой не только для учителей, педагогов и преподавателей, но и для родителей обучающихся, поскольку родители ищут различные пути в воспитании и образовании своих детей, поэтому какими бы профессиональными не были наши учреждения дополнительного образования и педагоги, работающие в них, самыми главными «специалистами», формирующими разум детей, являются родители. «Учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении» (В.А. Сухомлинский).Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося, основывается на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской школе искусств. К сожалению, в настоящее время педагог сталкивается с «непростой» семейной ситуацией ребенка, в которой происходят недоверчивые отношения между ребенком и родителями, между семьей и педагогом. Хорошим взаимоотношениям детей и родителей мешают постоянная занятость родителей (домашние дела, работа и т.п.). При работе с детьми педагогу-музыканту необходимо учитывать сложности, которые встречаются в семьях, и опираться на слова известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности образовательное учреждение и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям часто осложнены тем, что обучение музыкальному искусству подразумевает не только проигрывание полюбившихся детям произведений, но и регулярное музицирование, выработку необходимых навыков. И здесь возникает проблема систематического выполнения того или иного упражнения, способствующего формированию того или иного умения, способствующего формированию данного навыка. Многие родители относятся к школам искусств, которые реализуют предпрофессиональные программы, как к центрам дополнительного образования, в которых реализуются общеразвивающие программы в кружках, клубах и других детских объединениях, где обучения проходит по другим методикам, где ребенок проводит свое свободное время, и где педагоги работают безоценочно, без домашних заданий и достаточно сложных профессионально ориентированных программ. Сложности еще и возникают потому, что у родителей отсутствует музыкальное образование, и они не знают, чем и как помочь ребенку.Еще одна проблема, с которой часто приходится сталкиваться преподавателю - это непосильная загруженность учащихся. Родители, стремясь к всестороннему развитию своего ребенка, записывают детей в большое количество секций, курсов, кружков, не оставляя ребенку ни минуты свободного времени, необходимого, в том числе, для самостоятельной домашней работы с музыкальным инструментом. В итоге такое распыление сил приводит к тому, что ребенок теряет интерес ко всему. У него и в музыке нет никаких ощутимых успехов, которые могли бы его увлечь и порадовать, и на других направлениях ребенок не добивается каких - либо реальных результатов. В таких случаях приходится объяснять родителям, что гармоничное, всестороннее развитие ребенка не имеет ничего общего с пассивным «присутствием» на всевозможных многочисленных занятиях без должной увлеченности и реальных результатов.На первоначальном этапе погружения в систематические музыкальные занятия ребенку необходима помощь со стороны педагога, в освоении нового распорядка дня, включающего в себя выполнение домашних заданий, поддержку при первых успехах и неудачах, а также, наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребенка, а главное, это постоянное поддержание интереса ребенка к новому виду деятельности.Опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики, а также на практический опыт преподавания в школе искусств предлагается ряд эффективных форм взаимодействия педагога с семьей обучающегося и установления сотрудничества между педагогом, ребенком и его семьей, где на первом месте в процессе взаимодействия педагога и семьи должен быть представлен процесс контакта через следующие формы: 1. Мотивационный компонент. В настоящее время современная педагогика заостряет особое внимание на проблеме формирования у ребенка желания учиться. Часто случается, что в музыкальную школу ребенка приводят родители, то есть особого явного желания учиться у ребенка нет. И сложные систематические музыкальные занятия становятся для учащегося непреодолимой борьбой с самим собой. В первую очередь, педагог должен хорошо владеть педагогикой формирования мотивации у ребенка и уметь грамотно заинтересовать его обучением. А родителям педагог рекомендует беседовать с детьми на темы результативности занятий в том случае, что желание заниматься на музыкальном инструменте появится только тогда, когда ребенок сможет видеть плоды своего труда (об этом говорил еще Л.С. Выготский в «Психологии искусства»). Задача родителей – помочь ребенку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нем желание, стремление и веру в свои силы, а задача педагога музыканта подобрать правильные «ключи» к ребенку, найти новые, интересные для ребенка формы, методы, технологии обучения. 2. Помощь ребенку со стороны родителей в выполнении домашнего задания. На первоначальном этапе обучения детей в школе искусств родителям необходимо разъяснить, что ребенку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего задания. Ребенку могут быть непонятны некоторые из задач педагога, либо он может забыть то, о чем говорилось на занятии. В этом случае присутствие родителей на уроке просто необходимо на первом году обучения. Задача педагога – объяснить о необходимости систематического выполнения домашнего задания, которое состоит в формировании правильных исполнительских движений, которые невозможны без систематической, ежедневной выработки навыка. Только в этом случае можно говорить об успешном овладении инструментом, на котором ребенок играет. 3. Приобщение ребенка к концертной деятельности. С целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам относятся: заинтересованное посещение музыкальных театров, концертных программ филармонии и других концертных площадок города. В этих условиях успешнее закрепляются знания, полученные на музыкальных занятиях. Родители не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно, в которых принимает участие ребенок. Такие концерты полезны с музыкально-просветительской точки зрения. 4. Родительские собраниях, на которых объясняется методика обучения детей, музыкально-педагогические мастер-классы и советы по организации и проведению семейных музыкальных праздников и вечеров, созданию домашней фонотеки, видеотеки по музыке. 5. Периодическое присутствие родителей (или других заинтересованных в обучении членов семьи) на уроках. С одной стороны, для некоторых учащихся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, которые не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов ребенка. В этом случае родители выступают для ребенка лучшими помощниками, которые смогут объяснить как выполнять домашнюю работу, составленную совместно с педагогом, проконтролировать результат ее выполнения. Однако, на практике встречаются гиперактивные дети, внимание которых рассеиваться на уроке и может быть направлено не на педагога и музыкальный материал, а на реакцию родителя, и превращают урок в театральное представление. Поэтому, педагогу необходимо учитывать обе стороны данного аспекта и подобрать необходимый вариант присутствия или отсутствия членов семьи на уроке. Особенно в этой части необходимо отметить открытые уроки, на которых будет продемонстрирована часть работы и достигнутый результат. Такие действия педагога помогут простимулировать ребенка на выполнение определенной части работы, напоминая ученику, что результат своего труда необходимо показать родителям. 6. Совместное музицирование в семье ребенка. Если есть родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками, то очень интересным для таких семей становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, ощущений взаимной поддержки. В дальнейшем, такие выступления закрепляют первостепенное значение музыкальных занятий в семье, поскольку основаны на приятном времяпровождении ребенка и старших членов семьи. 7. Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического воспитания являются семейные праздники и концерты, прослушивание аудиозаписей совместно родителями и детьми. Одним из стимулирующих аспектов к обучению в музыкальной школе Л. Мадорский, преподаватель музыкальной школы, и А. Зак, детский психолог, предлагают рассматривать домашние концерты. Данный прием применяется в практике некоторых семей, однако, авторы предлагают несколько расширить основное понимание данного вида деятельности: «Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся и не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону. 8. Формирование единых целей и задач педагога и родителей в музыкальном развитии ребенка. Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители могут стать единомышленниками педагога в деле приобщения ребенка к музыке. В большинстве своем, именно родители закладывают основы мировоззрения, эстетические вкусы ребенка. Наибольший эффект в музыкальном развитии ребенка достигается там, где действие педагога -музыканта совпадает с действием семьи. Такая общая работа по художественно - творческому воспитанию должна создать широкий общекультурный фон, который сможет обеспечить ребенку «ситуацию успеха», будет способствовать самореализации его личности. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознается ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребенка. Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость и важность музыкального образования, его перспективу в отношении развития образного музыкального мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины и других важных личностных качеств. Все эти рекомендации родителям, важны и необходимы для того, чтобы обучение музыке стало триединым заинтересованным процессом со стороны ребенка, родителей и педагога. Таким образом, совместная работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него любви к музыкальным занятиям, безусловно, сложна и интересна. Организация выполнения домашних заданий, как важный элемент создания творческой развивающей средыЧтобы учащемуся было легче освоить инструмент, я рекомендую родителям участвовать в процессе обучения их детей. Предлагаю следующие рекомендации:1) самое основное - это, конечно, чтение дневника родителями. Необходимо еженедельно изучать дневник ученика, чтобы быть в курсе заданий, оценок, дат академических концертов;2) посещать занятия вместе со своим ребенком, смотреть, слушать ход урока, стараться вникать, участвовать в процессе, запоминать информацию, задавать вопросы. Т. е. полностью погружаться в занятия и учиться играть вместе с ребенком, что и рекомендует Ю. Кузин в «Азбуке гитариста. Доинструментальный период». Так родитель сможет дома помочь в выполнении домашнего задания, проконтролировать правильность его выполнения, напомнить ребенку дома о важных моментах из урока. Родитель сможет воссоздать дома систему преподавателя из урока.3) Ю. Кузин в «Азбуке гитариста. Доинструментальный период» настаивает на том, что родители должны помочь ребенку организовывать его домашние занятия. Родителям нужно следить за тем, как проходят занятия дома, быть в курсе происходящего и оказывать всяческую помощь в выполнении заданий, если она требуется. Если нет возможности сесть и помочь ребенку, то можно для начала ознакомиться с заданием на дом и хотя бы слушать и стараться вникать, что именно ученик делает, играет, т.е. контролировать процесс. Если ребенок занимался самостоятельно, то следует прослушать его выполненное домашнее задание. В своей практике я встречаю случаи, когда дети не могут разобрать подчерк преподавателя в дневнике, а родители не оказывают помощь в их прочтении. Маленьким детям часто необходима помощь и в чтении заданий из дневника, когда учащиеся 6-7 лет еще плохо читают и не могут разобрать подчерк преподавателя (даже печатные буквы).Родителям необходимо проконтролировать, чтобы ребенок внимательно ознакомился с заданием, чтобы он работал над конкретным заданием, следить, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние дела и чтобы занимался отведенное время.4) Родители могут помочь значительно повысить мотивацию своего ребенка к занятиям музыкой, о чем часто упоминает С. Судзуки в «Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов». Довольно часто детям не хватает мотивации к занятиям. Наверное, в большинстве случаев это является камнем преткновения к достижению успеха. Если бы дети чаще видели заинтересованность родителей в успехе на музыкальном поприще, то, возможно, переняли бы их энтузиазм сами.По мнению С. Судзуки из «Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов» ученикам необходимо получать поддержку от родителей, их слова одобрения, радости за ребенка. А родители, как часто это бывает, только заставляют выполнять домашнюю работу, а не стараются показать ребенку все лучшее, что есть в музыке. Не только педагог, но также и родитель должен поддерживать интерес в ребенке к занятиям музыкой. Если ребенок будет заинтересован, то его даже не придется заставлять заниматься: он сам будет стараться провести как можно больше времени с инструментом.Заключение.На основе вышеизложенного хотелось бы еще раз подчеркнуть главенствующую роль взаимодействия педагога и родителей. Для развития таланта потребуется немало времени, но способности постепенно можно развить. Дело лишь в терпении, мотивации и правильном подходе к делу. Все эти три составляющие не могут жить друг без друга. В данном докладе я раскрыл роль третьей составляющей, которая, возможно, является самой главной. Ведь, при наличии огромного терпения и мотивации, не занимаясь качественно дома, практически невозможно добиться успеха, что подтверждается словами Э. Пухоля в «Школе игры на шестиструнной гитаре» [2].От того, насколько хорошо ребенок занимается самостоятельно, зависит успешность обучения. Рекомендации, приведенные в докладе должны помочь в улучшении качества выполнения домашних заданий, а, следовательно, и улучшить навык владения инструмента в целом. При систематических, регулярных и самое главное - правильных занятиях, практически каждый учащийся может достичь успеха и показать хороший результат, который будет виден невооруженным глазом. Ведь, 80 % успеха – это достижение ученика и лишь 20% - заслуга педагога. Совместные усилия ученика, педагога и родителя – залог будущего развития таланта.Известный педагог С. Судзуки говорил: «Чему бы мы не учились, дело поначалу идет медленно, пока не проклюнется первый росток успеха. Как только росток пробился, он начинает расти все быстрее и быстрее. На это требуется немало времени, но способности постепенно развиваются. Стоит только подумать, что надежды никакой нет, и опустить руки из-за отсутствия видимых результатов, и тут же все труды идут насмарку. Поэтому все дело в терпении и неустанном повторении».Достижение взаимопонимания и реального, а не формального сотрудничества с родителями в вышеупомянутых вопросах, позволяет учащемуся в более короткие сроки добиваться более высоких результатов при обучении игре на музыкальном инструменте. Список литературы:1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи / Л.В. Байбородова. М.: «Академия развития», 2009. 224 с. 2. Зак А. Ваш ребёнок – ученик музыкальной школы / А. Зак А., Л. Мадорский // Музыка.3. Судзуки С. «Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов», издательство «Попурри», Москва, 2005;4. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре», издательство «Советский композитор», Москва, 1983;5. Гитман А. «Донотный период обучения гитариста», издательство «Престо», Москва, 2003;6. Гитман А. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре», издательство «Престо», Москва;7. Ильин. Е. «Психология творчества, креативности, одаренности», издательство «Питер», Санкт – Петербург;8. Кузин Ю. «Азбука гитариста. 1. Доинструментальный период», Новосибирск, 1999;9. Иванов-Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре», издательство «Музыка», Москва, 1979;10. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре», издательство «Музыка», Москва;11. Ковба В. «Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре», Челябинск, 2006;12. Антонио Де Контрерас. Статья «Мастера о гитарном искусстве. 165 советов Дэвида Рассела о технике гитарной игры»;13. «Букварь гитариста», издательство «Аккорд», Москва, 2002.