Публикации
План-конспект урока математики "Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План-конспект урока математики "Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями"
Автор: Наталья Павловна Веселова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План-конспект урока математики "Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями"
Автор: Наталья Павловна Веселова
Конспект урока по математикеПисьменное деление на числа оканчивающиеся нулямиВеселова Наталья ПавловнаМОУ «Ломоносовская школа №3»Учитель начальных классов4 классТема урока «Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями, когда в частном получается две цифры»Цель урока: познакомить с письменным приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.Прогнозируемые результаты.Предметные: учащиеся получат возможность овладеть новым приёмом выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, совершенствовать вычислительные навыки.Метапредметные: Познавательные: осознавать познавательную задачу, слушать, читать, понимать анализировать математический текст, воспроизводить полученную информацию, создавать алгоритм деятельности, применять полученные знания, уметь ориентироваться в системе знаний, сравнивать математические объекты, работать самостоятельно. Коммуникативные: работать в парах, вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания. Регулятивные: определять и формулировать цели урока, обнаруживать и формулировать учебную проблему урока, сверять свои действия с целью, исправлять свои ошибки, определять степень успешности своей работы.Личностные: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работаОборудование: Учебник М.И.Моро, М.А. Бантовой 4 кл., 2 ч. , карточки с заданиями, интерактивная доска.Тип урока: Урок приобретения новых знанийСтруктура и ход урокаI. Мотивация к учебной деятельности.На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех».- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)-Что необходимо для успешной работы на уроке?- Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха. И пусть девизом нашего урока станут слова:«ДУМАЮ, ЗНАЮ, МОГУ»Р: формирование способности к организации своей деятельности;Л: самоопределяются, настраиваются на урокК: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация знаний.На доске: 7, 90, 630 ; 80, 480, 6, ; 90, 4, 360; 4, 50, 200; 0, 0, 10; 1, 15,15-Составьте равенства, используя каждые три числа, в соответствии с этим а : в = с (630:7=90, 480:6=80, 360:4=90, 200:4=50, 0:10=0, 15:15=1) - Составление каких равенств требует знания математических правил? 420:60 270:30 570: 80 - найдите лишнее выражение. Приготовься объяснить свой выбор.(570:80 - деление с остатком)- Какой компонент изменить, чтоб деление было без остатка? Назови, измени.(560:80)Найдите верное и неверное утверждение. Отметь «+» или «-«. -Прочитайте верные утверждения.-Назовите номера неверных утверждений. Сделай поправки, чтобы утверждения стали верными .К: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания.П: находить ответы на вопросы, используя опорные знания, слушать, выполнять учебно-познавательные действия, развивать операции мышления.3. Постановка цели- Сравните выражения.560:70 2170:70 3600:90 6480: 90-Распределите их на две группы.(учащиеся могут предложить несколько вариантов, подробно остановимся на следующем: 1-я - 560:70, 3600:90 2-я - 2170:70, 6480:90)- Чем похожи выражения в каждой группе? (В первой группе в частном будет одна цифра, а во второй – две.)Примеры какой группы вы уже умеете решать? (Первой)-Решите. - Кто хочет попробовать решить пример из второй группы? (Желающий ученик (Никита) выходит к доске. Его рассуждения могут быть верными, могут возникнуть затруднения)Чему же сегодня мы должны научиться? Какова будет задача нашего урока?(Познакомиться с приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры.)Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания.Познавательные: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний.4. Открытие нового знания.- Какой шал при выполнении деления вызвал затруднение? Показался неожиданным, новым? ( нахождение второй цифры частного)- Знакомы ли вам первые «шаги» алгоритма? (Да)- Но для решения этого примера в нём не хватает ещё «шагов»?(Надо дополнить алгоритм, который мы составили на прошлом уроке.)- Откройте учебник на с.30-Прочитайте первое предложение.-Что предлагает автор? (рассмотреть, как выполнено деление)- Рассмотри. Подумай, зачем автор нам это показывает? Какова его цель?(Чтобы мы увидели, чему мы будем сегодня учиться)- По этому рассмотрению, мы можем определить тему урока? (да)- Какова тема нашего урока? (Деление многозначных чисел на двузначное круглое число)- Прочитай объяснение этого приёма. В нём есть русские слова, математические термины и знаки.- Из скольких частей состоит этот текст? Как эти части зависят друг от друга?(в тексте 9 частей, они расположены последовательно, их нельзя поменять местами, описываемые действия идут строго по порядку)- Прочитаем это текст по частям.- Почему в тексте есть подчёркнутые предложения?(эти предложения выделяют два этапа, в которых действия повторяются)-Докажи, назови номера похожих действий, прочитай.-Как можно назвать этот текст?(«План выполнения письменного приёма деления многозначного числа на двузначное круглое число» или «Алгоритм действий ………»)Учитель показывает этот алгоритм на экране.- Ход решения, который предложил нам Никита, был правильным? Если да, то почему? Если нет, то почему? Работая в парах заполните таблицу по тексту:- Проверьте вашу работу. (на экране – правильные ответы)Исправьте ошибки, если есть. - Рассмотри столбик справа. Сравни его с первым. Какую информацию тебе ещё даёт автор?(Деление на круглое двузначное число может быть с остатком)К: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания.П: читать, слушать и осознавать, что деление на число оканчивающееся нулём выполняется по составленному алгоритму, уметь ориентироваться в системе знаний.Р: контроль, взаимоконтроль, коррекция5. Первичное закрепление.№ 109 (с.30)Один ученик записывает решение на доске с объяснением по алгоритму, остальные работают в тетрадях.№110 (с.30)Поработайте в парах. Решите примеры первого столбика. Сначала один решает и комментирует, второй слушает, проверяет по алгоритму, помогает и исправляет ошибки, если потребуется. Затем – поменяйтесь ролями. К: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания.П: воспроизводить, находить нужную информацию, применение полученных знаний, формировать умение использовать приём деления на примерах, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.Р: контроль, взаимоконтроль, коррекция6. Самостоятельная работа№110, 2-ой столбик . Решите самостоятельно. (два ученика у доски)- Проверьте тех, кто решал у доски, сравните со своим решением. Проверьте себя. Поставьте значок «*», если правильно. Исправьте, если ошиблись.П: воспроизводить, находить нужную информацию, применение полученных знаний, формировать умение использовать приём деления на примерах, работать самостоятельно.Р: самоконтроль, , коррекцияФизкультминуткаЛ: умение применять правила охраны своего здоровья7. Сверка результата своей деятельности с эталоном- Прочитайте задачу №112 (с.30)-Рассмотрите таблицу на экране.- Что заметили? ( Числовое значение общей массы груза в таблице изменено.)- Для чего это сделано сегодня на уроке? ( При нахождении неизвестного компонента, количества вагонов, потребуется применение нового приема деления. Это тема нашего урока: деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры)- Запишите решение этой задачи (по таблице на доске), можно работать в паре.- Сверьте ваши решения с решениями ребят в соседних парах.- Оцените свою работу знаком «*», если у вас получилось так (см. на экран):1). 3780 : 60 =63 (в.) 2)3780:90=42 (в.) 3)63 – 42 =21 (в.)Ответ: вагонов по 60 т потребовалось больше на 21, чем вагонов по 90 т.К: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания.П: воспроизводить, находить нужную информацию, применение полученных знаний, формировать умение использовать приём деления на примерах и в задаче, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, работать самостоятельно.Р: контроль, взаимоконтроль, коррекция8. Оценка качества результатов собственной деятельности- Самостоятельное выполните задание «Проверь себя» (учебник, с.30)Проверьте друг у друга. Ответ 611(ост.20)- Оцените свою работу :- Ты был активен на уроке?- Ты был внимателен?-Какие примеры ты научился решать?-Ты можешь сказать, что хорошо справляешься с решением таких примеров?- Что осталось непонятным?- Что интересного было на уроке?Р: уметь соотносить цель и результат.П: уметь выделить главное, уметь показать результат своей деятельности на уроке, уметь обобщать и повторять полученную информацию, знанияК: уметь формулировать мысли, полученные знания о приёме письменного деления на число, оканчивающееся нулём.Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умение анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатомДомашнее заданиеУчебник: №111, №113.По желанию можно выполнить задание в рабочей тетради №19 (с.33) П: построение самостоятельного процесса поиска