Публикации Медийная химия на профильных сменах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Медийная химия на профильных сменах
Автор: Тесник Юлия Валерьевна

Медийная химия на профильных сменах.
Дополнительное образование на современном этапе развития образования приобрело существенную роль. Оно обладает широкими воспитательными возможностями и развивающими ресурсами, а также не ориентировано на реализацию образовательных стандартов, что способствует тому, что именно в пространстве дополнительного образования становится возможным реализация всевозможных новых форм и методов работы, направленных на саморазвитие и самореализацию детей и молодежи в разных, интересных для них, видах творческой деятельности.
Одним из перспективных направлений развития дополнительного образования являются интегрированные профильные смены, которые можно организовывать как в летнее, так и в каникулярное время в течении всего года. Одной из таких профильных смен, которые проводит в летнее время Региональный центр одарённых детей, является межпредметная смена Химия в свете Медиа. Химические опыты привлекают людей разного возраста, школьникам опытная часть химической науки нравится и вызывает неподдельный интерес, а также опыты помогают изучать химию на более лёгком уровне. Медийная часть – это вызов современности, актуальность диктуется временем. Социальная значимость проекта связана с актуальностью продвижения отечественного медиаобразования в условиях реализации Национальной технологической инициативы.
Цель организации смены: популяризовать химическую науку.
Задачи:
1) способствовать вовлечению школьников в проектно-исследовательскую деятельность;
2) продолжить формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;
3) способствовать развитию умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами;
4) продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и научно-популярной информации химического содержания;
5) способствовать формированию медийной активности подростков, медийно-информационной грамотности или медиакультуры;
6) подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
7) использовать медиапродукцию и гаджеты для развития когнитивных способностей и личностных качеств учащихся, а также для развития коммуникативной компетентности школьников.
Данная профильная смена решает проблему вовлечения школьников в научную, проектную сферу деятельности. Социальная значимость связана с актуальностью продвижения отечественного медиаобразования в условиях реализации Национальной технологической инициативы
Образовательная программа смены состоит из двух частей: медийной и химической. Медийная часть: ребята приглашали гостя в химическую лабораторию, брали интервью. Химическая часть: ребята разрабатывали серию химических опытов, которые показывали гостю, и вместе их выполняли. Участники смены (ученики 8-11 классов) сами проводили встречу с известным человеком Калужской области в различных сферах, но не химии. Это мог быть бизнес, общественная деятельность, театр, спорт, художественная сфера и т.д. На встрече с гостем ребята брали интервью, вопросы которого мы разделили на два направления: профессиональная деятельность гостя и химия в его жизни. Приведём примеры вопросов первого направления: почему Вы выбрали именно эту профессию, какие + и - этой профессии, охарактеризуйте себя в нескольких словах и др. Вопросы второго направления: вспомните себя на уроках химии в школе, что вам нравилось больше всего, вспомните своего учителя по химии и т. д. Были и индивидуальные вопросы, адресованные лично каждому гостю, исходя из его биографии, увлечений, информацию о которых мы могли найти в интернете и СМИ. Краткое, но яркое название второй части встречи – химичим со звездой. Ребята предварительно выбрали интересные опыты, которые они решили показать гостю и/или сразу провести вместе. Наши гости внимательно смотрели и слушали план проведения опыта, а потом сами пробовали провести этот опыт под чутким руководством моих учеников. Ребята предварительно изучили теорию к этому опыту: историю опыта, кто его открыл, какие вещества (их физические и химические свойства, применение в жизни человека), уравнения химических реакций, механизм реакций, технику эксперимента, правила техники безопасности. После встречи ребята монтировали видеоролик, создавали посты в нашем сообществе. Таким образом, медиачасть, кроме того, что она сама по себе интересна (интервьюирование, съемка, монтаж), служит мотиватором для изучения теории и практики химической науки. Медиачасть в этом проекте – это средство для популяризации химической науки. При организации смены требовалась большая предварительная подготовка: выбор гостей, приглашения, план встречи, вопросы для интервью, опыты по химии, теория и практика опыта и др.
При реализации такой смены мы использовали деятельностный подход. Методы, приёмы, формы очень разнообразные: метод мозгового штурма, дискуссия, поисково-творческая деятельность, метод адекватного и гибкого ролевого распределения, демонстрация медиатекстов, взаимообогащающий диалог, импровизация, дискуссия, проблемный анализ медиатекста, метод создания телевизионных или кинематографических мини-сценариев, прием свободного письменного задания, метод театрализованного этюда, компьютерная визуализация, решение эвристических и проблемных задач. Среди технологий используемых на смене важно упомянуть технологию коллективного медиатворчества и мультимедийную технологию.
Траектория смены включала в себя следующие этапы: сбор команды, совместное определение этапов проекта, составление плана управления проектом, распределение ролей между участниками, формирование списка гостей проекта, запись адресных видеоприглашений для каждого гостя, разработка плана встречи гостя, подготовка вопросов интервью для каждого гостя, формирование базы опытов для каждого гостя, предварительное проведение опытов, проведение встречи (интервью и химических опытов с гостем), монтаж ролика о встрече, вещание проекта на страничке ВК Регионального центра одарённых детей, подведение итогов проекта.
К количественным результатам смены можно отнести следующие: 36 часов занятий, 5 встреч с гостями проекта, 20 химических опытов, 1 экскурсия в медиасферу (НикаТВ г. Калуга), 4 мастер-класса по медианаправлению, 29 постов в ВК на страничке Центра одарённых детей и группе Химиков, 275598 просмотров, 26 перепостов, 566 лайков.
Инструментами для оценки качественных показателей стали: наблюдение, опрос, анкетирование.
Планируемые метапредметные (компетентностные), предметные медиаобразовательные результаты:
1) Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование навыков критического мышления, выражения собственной позиции.
2) Метапредметные: овладение способностью принимать и достигать поставленные цели и задачи, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата, формирование умений понимать причины успеха/неудач, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, овладевание навыками смыслового чтения, развитие способности поиска, восприятия и переработки информации, понимания скрытого смысла сообщения, развитие коммуникативных способностей.
3) Предметные: совершенствование компетентностей, необходимых для организации и анализа собственной деятельности, готовность к применению и совершенствованию медиатехнологий, выработка у обучаемых навыков отбора достоверной и необходимой мультимедиа информации, освоение техники химического эксперимента, освоение техники интервьюирование, освоение техники монтажа видео, освоение медийных навыков.
Данная профильная смена способствовала расширению кругозора, получению знаний, умений и навыков по химии. Очень важно отметить, что эта смена дала образовательный эффект: создание новых мотивационных предпосылок к обучению, расширение кругозора участников проекта, получение информации о новых технологиях обучения, расширение доступа к учебно-методической мультимедиа информации, формирование сетевого сообщества школьников, организация совместных исследовательских проектов школьников из разных школ. Также развивающий эффект состоит в получении информации о своих возможностях в медиасфере и химической науке, повышение уровня мотивации к обучению, развитие восприятия, повышение индивидуализации обучения.
Представленная в статье работа еще раз подтверждает то, что именно в условиях дополнительного образования обучающиеся имеют широкие возможности для социализации, самореализации, самопроектирования и саморазвития своей личности.