Публикации
"Гиперактивность...Что делать?"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Гиперактивность...Что делать?"
Автор: Романовская Татьяна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Гиперактивность...Что делать?"
Автор: Романовская Татьяна Николаевна
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ:
что с этим делать?
Портрет гиперактивного ребенка
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.
Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Как выявить гиперактивного ребенка
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Но поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ)
Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
Не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
Постоянно ерзает.
Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Очень говорлив.
Импульсивность
Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
Плохо сосредотачивает внимание.
Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.
Правила работы с гиперактивными детьми
Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
Делить работу на более короткие: но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения поглаживания).
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Ребенок, чьи родители занимаются его воспитанием в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, чего требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в их действиях, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок делает только то, что ему интересно, и занимается этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.
Необходимо также позаботиться о рабочем месте. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где заниматься можно без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать сыну или дочке.
Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: Я буду хорошо себя вести, Я буду всегда тебя слушаться. Лучше договориться с ребенком, что он не будет обижать кошку или с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему.
Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.
что с этим делать?
Портрет гиперактивного ребенка
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.
Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Как выявить гиперактивного ребенка
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Но поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ)
Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
Не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
Постоянно ерзает.
Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Очень говорлив.
Импульсивность
Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
Плохо сосредотачивает внимание.
Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.
Правила работы с гиперактивными детьми
Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
Делить работу на более короткие: но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения поглаживания).
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Ребенок, чьи родители занимаются его воспитанием в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, чего требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в их действиях, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок делает только то, что ему интересно, и занимается этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.
Необходимо также позаботиться о рабочем месте. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где заниматься можно без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать сыну или дочке.
Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: Я буду хорошо себя вести, Я буду всегда тебя слушаться. Лучше договориться с ребенком, что он не будет обижать кошку или с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему.
Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.