Публикации
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО- ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО- ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Автор: Крылов Максим Владимирович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО- ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Автор: Крылов Максим Владимирович
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО- ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Аннотация. В условиях специальной военной операции необходимо оценить соответствие новым задачам в кадровом потенциале организаций оборонного промышленного комплекса (ОПК). Анализируются источники привлечения дополнительных трудовых ресурсов, выявляются существующие трудности и проблемы в этом процессе. В результате исследования формулируются выводы, практические рекомендации и прогнозы для органов государственной власти по привлечению дополнительных трудовых ресурсов на предприятия оборонного промышленного комплекса.
В процессе увеличения производства оборонной продукции были выявлены сложности в выполнении государственных заказов из-за нехватки рабочей силы. Для решения этой проблемы пришлось изменить методы работы предприятий и привлечь дополнительных сотрудников на производство. Проведенные в первом году меры показали неоднозначные результаты, оставаясь лишь частично эффективными.
Annotation. In the context of a special military operation, it is necessary to assess the compliance with new tasks in the human resources potential of defense industrial complex (DIC) organizations. The sources of attracting additional labor resources are analyzed, existing difficulties and problems in this process are identified. As a result of the study, conclusions, practical recommendations and forecasts are formulated for government agencies on attracting additional labor resources to defense industrial complex enterprises.
In the process of increasing the production of defense products, difficulties were identified in fulfilling government orders due to a shortage of labor. To solve this problem, it was necessary to change the methods of work of enterprises and attract additional employees to production. The measures taken in the first year showed mixed results, remaining only partially effective.
Ключевые слова. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), Специальная военная операция (СВО), трудовые ресурсы, государственный оборонный заказ (гособоронзаказ), кадры ОПК.
В сфере оборонно-промышленного комплекса были внесены значительные коррективы в ход работы из-за проведения специальной военно-промышленной операции. Необычайно острой ощутились эти изменения во время частичной мобилизации, объявленной 21 сентября 2022 года, четвертой в истории страны. Правительственные меры по наращиванию объемов производства в оборонном комплексе должны сочетаться с данной мобилизацией. Резкое увеличение производства оборонной продукции привело к проблемам с выполнением государственных военных заказов, усугубило дефицит квалифицированных сотрудников, заставило пересмотреть трудовые отношения и частично изменить методы управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса [6].
Искав различные варианты удовлетворения потребностей в дополнительных трудовых ресурсах, руководство оборонных предприятий России столкнулось с проблемой влияния этих мер на ОПК, неизученной до сих пор. Большие возможности для исследователя остаются открытыми в данном вопросе.
В недавние годы было проведено исследование проблем, связанных с кадровым обеспечением предприятий военно-промышленного комплекса. В ходе анализа были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются данные предприятия. Недостаток специалистов высокой квалификации, особенно в сфере станочного дела, а также высокий средний возраст работников и нехватка преемственности кадров — все это, является серьезными вызовами для предприятий ОПК. Сложности возникают и в области привлечения компетентных специалистов, в частности в области стандартизации, метрологии, менеджмента качества и проведения испытаний. Проблема закрепления молодых сотрудников на предприятиях также неотложна, поскольку половина из них уходит в первые два года работы. Недостаток специалистов среднего возраста также остается актуальным вопросом, особенно учитывая высокий средний возраст руководящего персонала, где 31% лиц достигли возраста старше 60 лет.
До начала СВО в стране многие предприятия ОПК столкнулись с проблемой нехватки персонала. Особенно остро не хватало рабочих - около 40%, а инженерных кадров - примерно на 20%. Авторы исследований выдвинули свои рекомендации, включая укрепление связей между предприятиями ОПК и образовательными учреждениями, а также введение дополнительных материальных поощрений для сотрудников. Хотя все эти меры важны и полезны, их реализация будет постепенной и рассчитана на длительный период изменений в сфере ОПК. Перед началом СВО предприятия ОПК столкнулись с серьезными трудностями в обеспечении кадрами[8].
Изучение материалов, опубликованных в СМИ на тему ресурсного обеспечения предприятий ОПК, проблем кадрового обеспечения, обучения и переподготовки персонала, а также анализ документации предприятий ОПК, позволило выявить пути решения кадровых проблем. В рамках исследования также был применен метод контент-анализа нормативных актов, регулирующих деятельность оборонного комплекса, а также анализ материалов электронных ресурсов, включая сайты по трудоустройству и информацию оборонных предприятий.
В результате начала военных действий, отмечается увеличение нехватки персонала в отрасли оборонно-промышленного комплекса из-за резкого роста производства. На некоторых предприятиях спрос на рабочие места вырос в несколько раз, что привело к удвоению числа вакансий. По оценкам в конце 2022 года, потребность в квалифицированных специалистах в российской Федерации составляла от 40 до 50 тысяч человек в отрасли оборонного комплекса. Согласно заместителю председателя правительства РФ Юрию Борисову, при продолжении военных действий потребность в кадрах в оборонно-промышленном комплексе страны может достигнуть 400 тысяч человек, включая 120 тысяч с высшим образованием[10].
Для преодоления "кадрового голода" на предприятиях ОПК были предприняты следующие шаги:
•Попытки увеличить численность персонала через службу занятости и СМИ оказались безуспешными из-за небольшого количества свободных рабочих ресурсов на рынке труда и низкой уровня заработной платы в ОПК;
•Возвращение на предприятия работников, ушедших на пенсию, принесло некоторые результаты, однако из-за ограниченности этого ресурса не удалось полностью удовлетворить потребности в кадрах;
•Привлечение заключенных для выполнения определенных работ имело ограниченный масштаб и было проведено лишь однократно.
Меры по увеличению численности персонала на предприятиях ОПК включают интенсификацию труда существующего коллектива, переход на 3-4-х сменный режим работы, увеличение продолжительности сверхурочной работы и сокращение выходных дней. Этот подход стал основным на большинстве предприятий. Кроме того, наблюдается увеличение численности рабочих, занятых в ОПК, благодаря заключению государственных контрактов с предприятиями, ранее специализировавшимися только на гражданской продукции[4].
В 2022 году Федеральный закон № 272 ФЗ был принят, в соответствии с которым государство получило право требовать от юридических лиц заключать и исполнять государственные контракты под угрозой уголовного преследования. Это привело к увеличению количества предприятий оборонно-промышленного комплекса. Например, в Челябинской области на начало 2022 года зарегистрировано было всего 23 предприятия, а к концу года их количество возросло до 190, что стало позитивным результатом данного закона.
В 2022 году Россия имела самый низкий уровень безработицы за последние три десятилетия - 3,9%. Это говорит о том, что на рынке труда не хватает рабочих ресурсов. Производственные мощности были загружены только на 61%, в то время как норма составляет от 80% до 100%. По указу Президента РФ № 139 от 03.03.2023 года государство ввело ограничения на права собственников предприятий, которые выполняют госзаказы, и себе присвоило право на внешнее управление этими предприятиями.
Сектор экономики ОПК в России столкнулся с финансовыми трудностями, но некоторые предприятия смогли избежать банкротства. Согласно данным кадровых агентств, зарплаты в ОПК начали расти с сентября 2022 года, и ожидается дальнейший рост на 30-50% к 2023 году. Тем не менее, большинство предприятий ОПК все еще предлагают зарплаты ниже среднего уровня по региону, что делает их неконкурентоспособными на рынке труда[5].
В условиях дефицита свободных кадров на рынке труда, увеличение производственных мощностей возможно лишь за счет перевода сотен тысяч работников из гражданского сектора на ОПК. Существующая экономическая модель затрудняет данное перемещение (государство осуществляет это косвенно через выдачу гособоронзаказов необоронным предприятиям), что приводит к укреплению контроля государства над экономикой и применению административных методов для управления трудовыми ресурсами.
Появление дефицита товаров широкого потребления и увеличение социальной напряженности в обществе могут быть результатом того, что вышеперечисленные меры могут сбить с толку всю экономическую систему.
Аннотация. В условиях специальной военной операции необходимо оценить соответствие новым задачам в кадровом потенциале организаций оборонного промышленного комплекса (ОПК). Анализируются источники привлечения дополнительных трудовых ресурсов, выявляются существующие трудности и проблемы в этом процессе. В результате исследования формулируются выводы, практические рекомендации и прогнозы для органов государственной власти по привлечению дополнительных трудовых ресурсов на предприятия оборонного промышленного комплекса.
В процессе увеличения производства оборонной продукции были выявлены сложности в выполнении государственных заказов из-за нехватки рабочей силы. Для решения этой проблемы пришлось изменить методы работы предприятий и привлечь дополнительных сотрудников на производство. Проведенные в первом году меры показали неоднозначные результаты, оставаясь лишь частично эффективными.
Annotation. In the context of a special military operation, it is necessary to assess the compliance with new tasks in the human resources potential of defense industrial complex (DIC) organizations. The sources of attracting additional labor resources are analyzed, existing difficulties and problems in this process are identified. As a result of the study, conclusions, practical recommendations and forecasts are formulated for government agencies on attracting additional labor resources to defense industrial complex enterprises.
In the process of increasing the production of defense products, difficulties were identified in fulfilling government orders due to a shortage of labor. To solve this problem, it was necessary to change the methods of work of enterprises and attract additional employees to production. The measures taken in the first year showed mixed results, remaining only partially effective.
Ключевые слова. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), Специальная военная операция (СВО), трудовые ресурсы, государственный оборонный заказ (гособоронзаказ), кадры ОПК.
В сфере оборонно-промышленного комплекса были внесены значительные коррективы в ход работы из-за проведения специальной военно-промышленной операции. Необычайно острой ощутились эти изменения во время частичной мобилизации, объявленной 21 сентября 2022 года, четвертой в истории страны. Правительственные меры по наращиванию объемов производства в оборонном комплексе должны сочетаться с данной мобилизацией. Резкое увеличение производства оборонной продукции привело к проблемам с выполнением государственных военных заказов, усугубило дефицит квалифицированных сотрудников, заставило пересмотреть трудовые отношения и частично изменить методы управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса [6].
Искав различные варианты удовлетворения потребностей в дополнительных трудовых ресурсах, руководство оборонных предприятий России столкнулось с проблемой влияния этих мер на ОПК, неизученной до сих пор. Большие возможности для исследователя остаются открытыми в данном вопросе.
В недавние годы было проведено исследование проблем, связанных с кадровым обеспечением предприятий военно-промышленного комплекса. В ходе анализа были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются данные предприятия. Недостаток специалистов высокой квалификации, особенно в сфере станочного дела, а также высокий средний возраст работников и нехватка преемственности кадров — все это, является серьезными вызовами для предприятий ОПК. Сложности возникают и в области привлечения компетентных специалистов, в частности в области стандартизации, метрологии, менеджмента качества и проведения испытаний. Проблема закрепления молодых сотрудников на предприятиях также неотложна, поскольку половина из них уходит в первые два года работы. Недостаток специалистов среднего возраста также остается актуальным вопросом, особенно учитывая высокий средний возраст руководящего персонала, где 31% лиц достигли возраста старше 60 лет.
До начала СВО в стране многие предприятия ОПК столкнулись с проблемой нехватки персонала. Особенно остро не хватало рабочих - около 40%, а инженерных кадров - примерно на 20%. Авторы исследований выдвинули свои рекомендации, включая укрепление связей между предприятиями ОПК и образовательными учреждениями, а также введение дополнительных материальных поощрений для сотрудников. Хотя все эти меры важны и полезны, их реализация будет постепенной и рассчитана на длительный период изменений в сфере ОПК. Перед началом СВО предприятия ОПК столкнулись с серьезными трудностями в обеспечении кадрами[8].
Изучение материалов, опубликованных в СМИ на тему ресурсного обеспечения предприятий ОПК, проблем кадрового обеспечения, обучения и переподготовки персонала, а также анализ документации предприятий ОПК, позволило выявить пути решения кадровых проблем. В рамках исследования также был применен метод контент-анализа нормативных актов, регулирующих деятельность оборонного комплекса, а также анализ материалов электронных ресурсов, включая сайты по трудоустройству и информацию оборонных предприятий.
В результате начала военных действий, отмечается увеличение нехватки персонала в отрасли оборонно-промышленного комплекса из-за резкого роста производства. На некоторых предприятиях спрос на рабочие места вырос в несколько раз, что привело к удвоению числа вакансий. По оценкам в конце 2022 года, потребность в квалифицированных специалистах в российской Федерации составляла от 40 до 50 тысяч человек в отрасли оборонного комплекса. Согласно заместителю председателя правительства РФ Юрию Борисову, при продолжении военных действий потребность в кадрах в оборонно-промышленном комплексе страны может достигнуть 400 тысяч человек, включая 120 тысяч с высшим образованием[10].
Для преодоления "кадрового голода" на предприятиях ОПК были предприняты следующие шаги:
•Попытки увеличить численность персонала через службу занятости и СМИ оказались безуспешными из-за небольшого количества свободных рабочих ресурсов на рынке труда и низкой уровня заработной платы в ОПК;
•Возвращение на предприятия работников, ушедших на пенсию, принесло некоторые результаты, однако из-за ограниченности этого ресурса не удалось полностью удовлетворить потребности в кадрах;
•Привлечение заключенных для выполнения определенных работ имело ограниченный масштаб и было проведено лишь однократно.
Меры по увеличению численности персонала на предприятиях ОПК включают интенсификацию труда существующего коллектива, переход на 3-4-х сменный режим работы, увеличение продолжительности сверхурочной работы и сокращение выходных дней. Этот подход стал основным на большинстве предприятий. Кроме того, наблюдается увеличение численности рабочих, занятых в ОПК, благодаря заключению государственных контрактов с предприятиями, ранее специализировавшимися только на гражданской продукции[4].
В 2022 году Федеральный закон № 272 ФЗ был принят, в соответствии с которым государство получило право требовать от юридических лиц заключать и исполнять государственные контракты под угрозой уголовного преследования. Это привело к увеличению количества предприятий оборонно-промышленного комплекса. Например, в Челябинской области на начало 2022 года зарегистрировано было всего 23 предприятия, а к концу года их количество возросло до 190, что стало позитивным результатом данного закона.
В 2022 году Россия имела самый низкий уровень безработицы за последние три десятилетия - 3,9%. Это говорит о том, что на рынке труда не хватает рабочих ресурсов. Производственные мощности были загружены только на 61%, в то время как норма составляет от 80% до 100%. По указу Президента РФ № 139 от 03.03.2023 года государство ввело ограничения на права собственников предприятий, которые выполняют госзаказы, и себе присвоило право на внешнее управление этими предприятиями.
Сектор экономики ОПК в России столкнулся с финансовыми трудностями, но некоторые предприятия смогли избежать банкротства. Согласно данным кадровых агентств, зарплаты в ОПК начали расти с сентября 2022 года, и ожидается дальнейший рост на 30-50% к 2023 году. Тем не менее, большинство предприятий ОПК все еще предлагают зарплаты ниже среднего уровня по региону, что делает их неконкурентоспособными на рынке труда[5].
В условиях дефицита свободных кадров на рынке труда, увеличение производственных мощностей возможно лишь за счет перевода сотен тысяч работников из гражданского сектора на ОПК. Существующая экономическая модель затрудняет данное перемещение (государство осуществляет это косвенно через выдачу гособоронзаказов необоронным предприятиям), что приводит к укреплению контроля государства над экономикой и применению административных методов для управления трудовыми ресурсами.
Появление дефицита товаров широкого потребления и увеличение социальной напряженности в обществе могут быть результатом того, что вышеперечисленные меры могут сбить с толку всю экономическую систему.