Публикации
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по предметам «Русский язык» и «Литература» (Из опыта работы)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Система подготовки учащихся к олимпиадам по предметам «Русский язык» и «Литература» (Из опыта работы)
Автор: Юрьева Лариса Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Система подготовки учащихся к олимпиадам по предметам «Русский язык» и «Литература» (Из опыта работы)
Автор: Юрьева Лариса Васильевна
«Система подготовки обучающихся к олимпиадам по предмету«Русский язык» и «Литература»»(Из опыта работы)Если ты дашь человеку рыбу, то ты накормишь его на какое-то время, если научишь плести и пользоваться сетью, то поможешь ему быть сытым всю оставшуюся жизнь.Народная мудростьОдарённый ребёнок… Одаренный ребёнок? Одарённый ребёнок! Это всегда необычный, своеобразный сильно отличающийся от других. Одарённый ребёнок- это не просто умный, очень способный ученик, но главное - развивающаяся личность. Задача учителя – заметить вовремя одаренного ребенка. Приходится опираться только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей надо занимать разными творческими занятиями: олимпиадами, конкурсами, проектами.Мне посчастливилось работать с такими детьми в МОУ СОШ №19! Такая работа потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода, консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел. Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразования, сознательного отношения к учебе, помогать учащимся осмыслить эффективность своего учебного труда.Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили уровень своей результативности.Однако рамки урока сковывали мою работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия,которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.Проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, то есть те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.Я работаю над этой проблемой не один год. Целью своей работы считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе. Из этой цели вытекают следующие задачи: изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме; создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей; развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества .Я задавала себе вопросы: «Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету?» Эти вопросы волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт методистов и проанализировать формы и методы, используемые мною для работы с одаренными детьми.Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми:-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности-принцип возрастания роли внеурочной деятельности-принцип индивидуализации и дифференциации обучения-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничестваНаправления, формы и методы работы с одарёнными детьми.В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяю:а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из начальных классов;б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в средней школе;в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.Этапы работыРабота с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей.Олимпиадные задания. Создание проектов: творческих,исследовательских, игровых, информационных, интеллектуальных игр. Конкурсные работы. Мной применяются следующие педагогические технологии:Технология дифференцированного обучения. Технология групповой деятельности. Технология опережающего обучения. Игровые технологии исследовательского характера. Стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок могпроявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о муниципальных, республиканских, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.Участие школьников в олимпиадах муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:-дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь своего ОУ;-создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;-привлекает детей к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;-некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;-по итогам проведения олимпиад учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, узнать свой результат на сайте ОУ;-каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.Система подготовки участников олимпиад:-базовая подготовка по предмету;-подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение тестовых заданий, поиск информации в Интернете и т.д.);-целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие.-подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;-курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;-индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;-использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);-уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;-использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в учебном кабинете и т.д.При подготовке обучающихся к олимпиаде придерживаюсь нескольких принципов.Самостоятельность.Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности обучающегося, предполагает контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий. Принцип активность знаний.Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку с успешными обучающимися по заданиям, которые будут выше по своей сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность обучающемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и обучающегося. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для обучающихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.Напутственное слово учителя. На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. «Главное не победа, главное - участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». Принцип «ненасилия над психикой». Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Нужно придерживаться «золотой» середины, чтобы не отбить желание у обучающихся заниматься. Неприемлем принцип «давления» с целью удержать обучающегося, заставить его участвовать в олимпиаде или конкурсе по предмету. Это не принесет должного результата. Имея большой опыт работы в школе, мне посчастливилось работать со многими одаренными детьми. На самом деле эти дети одарены во всем. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Я не ограничиваюсь только подготовкой к олимпиадам.Одарённых детей готовлю к ОГЭ и ЕГЭ. В свете модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов в рамках изучения предмета на уроках, курсах по выбору и дополнительных занятиях. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.