Публикации
Дидактические материалы к урокам литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические материалы к урокам литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Автор: Юрьева Лариса Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические материалы к урокам литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Автор: Юрьева Лариса Васильевна
Разноуровневые карточки к изучению романа Л. Н. Толстого Война и мир
Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.
Карточка №1В
Почему князь Василий появился в салоне А. П. Шерер первым? Что можно сказать (и что говорит автор) о манере речи князя Василия Курагина и самой хозяйки салона?
Карточка №2В
С кем А. П. Шерер сравнивает автор? Как вы понимаете смысл сравнения?
Карточка №3В
Что объединяет князя Василия и А. П. Шерер?
Карточка №4В
Прочитайте портрет Элен. Какой вы её себе представляете? Какие ключевые слова в этом описании вы нашли? Что бросается в глаза? На что намекает этими деталями Л. Н. Толстой?
Карточка №5Б
Прочтите портретную характеристику Ипполита. Каким вы его себе представляете? Какие ключевые слова вы нашли в его описании? Какие черты выражаются в его портрете и что в нём ненавидит Л. Н. Толстой?
Карточка №6В
Зачем приехали в салон к А. П. Шерер княгиня Друбецкая и князь Василий Курагин? Расскажите, как они добиваются своих целей.
Карточка №7В
Прочитайте портретное описание Пьера. Каким вы его себе представляете? Почему у него иностранное имя? Что вы знаете о его происхождении и воспитании?
Карточка №8Б
Почему А. П. Шерер пугает Пьер? Чем он отличается от всех гостей салона?
Карточка №9В
Опишите портрет, манеру говорить и вести себя в обществе А. Болконского. Какие черты выражаются в его внешности?
Карточка №10Б
Как князь Андрей относится к Пьеру? Докажите своё мнение примерами из текста на основе 3 главы 1 части 1 тома. Где и когда они успели так близко познакомиться? Что объединяет их?
Карточка №11Б
Какая атмосфера царит в доме Ростовых? В чём отличие взаимоотношений в семействе Ростовых от взаимоотношений людей в высшем свете?
Карточка №12В
Прочтите описание внешности Наташи Ростовой. Что главное в её портрете, на что обращает наше внимание автор? Какой вы её себе представляете? Расскажите о её поступках в 8, 10, 16 главах 1 части 1 тома. О каких чертах Наташи говорят эти поступки?
Карточка №13В
Как к Наташе относятся окружающие? Проиллюстрируйте свой ответ несколькими примерами и цитатами.
Карточка №14Б
Охарактеризуйте Веру. Почему родители говорят о ней, что со старшей они намудрили?
Карточка №15А
Как равнодушие в разуму, рассудительности Ростовых отразилось в Николае?
Карточка №16В
Прочитайте, как вбежала молодёжь в гостиную Ростовых. Чем Борис отличается от Николая? Какое первое впечатление он на вас производит?
Карточка №17Б
Зачем Борис с матерью едет в дом Безухова? Как они там себя ведут? Какие выводы о качествах характера Бориса вы можете сделать на основании его поведения с Пьером?
Карточка №18В
Расскажите, что вы узнали из 1 части 1 тома о прошлой жизни князя Николая Андреевича Болконского.
Карточка №19А
Расскажите, каким вы себе представляете Н. А. Болконского по плану:
Внешность
Деятельность
Воспитание дочери
Взгляды
Главное в его жизни
Манера поведения с окружающими
Проявления гордости
Карточка №20Б
Понимают ли, чувствуют ли друг друга отец и сын Болконские? Докажите свою точку зрения примерами.
Карточка №21А
Чем похожи отец и сын Болконские? Приведите примеры.
Карточка №22А
Сопоставьте прощание князя Андрея с женой и с отцом. Как они его характеризуют и о чём нам хотел сказать Л. Н. Толстой?
Карточка №23В
Каким вы видите Кутузова во 2 главе 2 части 1 тома? Как он себя ведёт, какие черты проявляются в его поведении?
Карточка №24В
Каким Кутузова видят солдаты? Что они о нём говорят?
Карточка №25В
Как к приказу главнокомандующего остаться в простых шинелях отнеслись офицеры и почему?
Карточка №26Б
Сравните поведение Кутузова на смотре под Браунау с поведением его штабных.
Карточка №27Б
Проанализируйте, как внешне изменился князь Андрей во 2 части 1 тома.
Карточка №28Б
Чем князь Андрей отличается от штабных типа Несвицкого и Жеркова? Проиллюстрируйте ваше мнение примерами.
Карточка №29В
Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он производит на князя Андрея?
Карточка №30А Проанализируйте сцену На батарее Тушина по вопросам:
Каково настроение бойцов на батарее Тушина? Почему они оживлены?
Перечитайте портрет Тушина
Как к своему командиру относятся солдаты?
Какое состояние овладело Тушиным?
Опишите, каким видится бой Тушину?О каких чертах это говорит?
Каким сам себе представляется Тушин? Почему?
Как соотносится это его представление о себе с его никудышной внешностью?
Почему голос штаб-офицера ему кажется чуждым и незнакомым?
Сравните поведение штаб-офицера с поведением князя Андрея. На батарее.
Сделайте выводы о качествах, проявленных Тушиным и князем Андреем в этом эпизоде.
Карточка №31В
Опишите, как в Шенграбенском сражении отличилась рота Тимохина.
Карточка №32Б
Опишите поведение Долохова во время Шенграбенского сражения. Какие выводы о нём вы можете сделать?
Карточка №33Б
Опишите поведение Жеркова во время Шенграбенского сражения. Как это поведение соотносится с его поведением в штабе и на смотре? Сделайте выводы о качествах его характера.
Карточка №34Б
Как в бою ведут себя два полковых командира – кавалерийский и пехотный? Охарактеризуйте их поведение.
Карточка №35А
Как ведёт себя в Шенграбеснком бою Багратион и почему? Какие взгляды Толстого на историю и роль личности в ней выразились в этом эпизоде?
Карточка №36Б
Вспомните переправу через Энс. Как там ведёт себя Николай Ростов? Он трус, по-вашему, или нет?
Карточка №37В
Как ведёт себя Ростов под Шенграбеном. Перескажите эпизод с цитированием.
Карточка №38Б
Как ведёт себя князь Андрей во время Шенграбенского сражения? Охарактеризуйте его.
Карточка №39В
Расскажите о поведении князя Андрея в штабе Багратиона. Как его характеризуют его поступки и слова?
Карточка №40А
Аустерлицкая битва. Проанализируйте сцену военного совета. Как там ведут себя генералы? Сравните их поведение с поведением Кутузова. Зачем эта сцена введена в роман? Какую роль в его идейном содержании она играет?
Карточка №41В
Что чувствует и что думает князь Андрей перед Аустерлицским сражением? Как эти мысли и чувства характеризуют героя?
Карточка №42В
О чём мечтает Николай перед Аустерлицким сражением, как ведёт себя?
Карточка №43Б
Аустерлицкая битва. Какое настроение сразу возникло в армии в начале сражения? Почему так происходит? Какую мысль вложил автор в этот эпизод?
Карточка №44А
Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его? Сравните настроение Кутузова и его штаба перед битвой с настроением Александра и его приближённых.
Карточка №45А
Опишите стычку перед Аустерлицкой битвой Кутузова и Александра. Обратите внимание на то, как меняется в течение разговора весь облик Кутузова, как меняются интонации его речи.
Карточка №46Б
Опишите подвиг Андрея Болконского в битве при Аустерлице. Зачем он его совершил, ведь исход битвы был уже предрешён?
Карточка №47А
Почему Л. Н. Толстой снижает художественными средствами описание подвига князя Андрея? Найдите эти средства.
Карточка №48А
Прочтите описание высокого неба Аустерлица. Что же понял князь Андрей?
Карточка №49Б
Что понял князь Андрей, глядя на высокое небо? О чём после Аустерлица мечтает князь Андрей?
Карточка №50Б
Какое выражение застыло на лице Лизы Болконской после смерти? Почему князь Андрей видит Лизу с таким выражением лица?
Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.
Карточка №1В
Почему князь Василий появился в салоне А. П. Шерер первым? Что можно сказать (и что говорит автор) о манере речи князя Василия Курагина и самой хозяйки салона?
Карточка №2В
С кем А. П. Шерер сравнивает автор? Как вы понимаете смысл сравнения?
Карточка №3В
Что объединяет князя Василия и А. П. Шерер?
Карточка №4В
Прочитайте портрет Элен. Какой вы её себе представляете? Какие ключевые слова в этом описании вы нашли? Что бросается в глаза? На что намекает этими деталями Л. Н. Толстой?
Карточка №5Б
Прочтите портретную характеристику Ипполита. Каким вы его себе представляете? Какие ключевые слова вы нашли в его описании? Какие черты выражаются в его портрете и что в нём ненавидит Л. Н. Толстой?
Карточка №6В
Зачем приехали в салон к А. П. Шерер княгиня Друбецкая и князь Василий Курагин? Расскажите, как они добиваются своих целей.
Карточка №7В
Прочитайте портретное описание Пьера. Каким вы его себе представляете? Почему у него иностранное имя? Что вы знаете о его происхождении и воспитании?
Карточка №8Б
Почему А. П. Шерер пугает Пьер? Чем он отличается от всех гостей салона?
Карточка №9В
Опишите портрет, манеру говорить и вести себя в обществе А. Болконского. Какие черты выражаются в его внешности?
Карточка №10Б
Как князь Андрей относится к Пьеру? Докажите своё мнение примерами из текста на основе 3 главы 1 части 1 тома. Где и когда они успели так близко познакомиться? Что объединяет их?
Карточка №11Б
Какая атмосфера царит в доме Ростовых? В чём отличие взаимоотношений в семействе Ростовых от взаимоотношений людей в высшем свете?
Карточка №12В
Прочтите описание внешности Наташи Ростовой. Что главное в её портрете, на что обращает наше внимание автор? Какой вы её себе представляете? Расскажите о её поступках в 8, 10, 16 главах 1 части 1 тома. О каких чертах Наташи говорят эти поступки?
Карточка №13В
Как к Наташе относятся окружающие? Проиллюстрируйте свой ответ несколькими примерами и цитатами.
Карточка №14Б
Охарактеризуйте Веру. Почему родители говорят о ней, что со старшей они намудрили?
Карточка №15А
Как равнодушие в разуму, рассудительности Ростовых отразилось в Николае?
Карточка №16В
Прочитайте, как вбежала молодёжь в гостиную Ростовых. Чем Борис отличается от Николая? Какое первое впечатление он на вас производит?
Карточка №17Б
Зачем Борис с матерью едет в дом Безухова? Как они там себя ведут? Какие выводы о качествах характера Бориса вы можете сделать на основании его поведения с Пьером?
Карточка №18В
Расскажите, что вы узнали из 1 части 1 тома о прошлой жизни князя Николая Андреевича Болконского.
Карточка №19А
Расскажите, каким вы себе представляете Н. А. Болконского по плану:
Внешность
Деятельность
Воспитание дочери
Взгляды
Главное в его жизни
Манера поведения с окружающими
Проявления гордости
Карточка №20Б
Понимают ли, чувствуют ли друг друга отец и сын Болконские? Докажите свою точку зрения примерами.
Карточка №21А
Чем похожи отец и сын Болконские? Приведите примеры.
Карточка №22А
Сопоставьте прощание князя Андрея с женой и с отцом. Как они его характеризуют и о чём нам хотел сказать Л. Н. Толстой?
Карточка №23В
Каким вы видите Кутузова во 2 главе 2 части 1 тома? Как он себя ведёт, какие черты проявляются в его поведении?
Карточка №24В
Каким Кутузова видят солдаты? Что они о нём говорят?
Карточка №25В
Как к приказу главнокомандующего остаться в простых шинелях отнеслись офицеры и почему?
Карточка №26Б
Сравните поведение Кутузова на смотре под Браунау с поведением его штабных.
Карточка №27Б
Проанализируйте, как внешне изменился князь Андрей во 2 части 1 тома.
Карточка №28Б
Чем князь Андрей отличается от штабных типа Несвицкого и Жеркова? Проиллюстрируйте ваше мнение примерами.
Карточка №29В
Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он производит на князя Андрея?
Карточка №30А Проанализируйте сцену На батарее Тушина по вопросам:
Каково настроение бойцов на батарее Тушина? Почему они оживлены?
Перечитайте портрет Тушина
Как к своему командиру относятся солдаты?
Какое состояние овладело Тушиным?
Опишите, каким видится бой Тушину?О каких чертах это говорит?
Каким сам себе представляется Тушин? Почему?
Как соотносится это его представление о себе с его никудышной внешностью?
Почему голос штаб-офицера ему кажется чуждым и незнакомым?
Сравните поведение штаб-офицера с поведением князя Андрея. На батарее.
Сделайте выводы о качествах, проявленных Тушиным и князем Андреем в этом эпизоде.
Карточка №31В
Опишите, как в Шенграбенском сражении отличилась рота Тимохина.
Карточка №32Б
Опишите поведение Долохова во время Шенграбенского сражения. Какие выводы о нём вы можете сделать?
Карточка №33Б
Опишите поведение Жеркова во время Шенграбенского сражения. Как это поведение соотносится с его поведением в штабе и на смотре? Сделайте выводы о качествах его характера.
Карточка №34Б
Как в бою ведут себя два полковых командира – кавалерийский и пехотный? Охарактеризуйте их поведение.
Карточка №35А
Как ведёт себя в Шенграбеснком бою Багратион и почему? Какие взгляды Толстого на историю и роль личности в ней выразились в этом эпизоде?
Карточка №36Б
Вспомните переправу через Энс. Как там ведёт себя Николай Ростов? Он трус, по-вашему, или нет?
Карточка №37В
Как ведёт себя Ростов под Шенграбеном. Перескажите эпизод с цитированием.
Карточка №38Б
Как ведёт себя князь Андрей во время Шенграбенского сражения? Охарактеризуйте его.
Карточка №39В
Расскажите о поведении князя Андрея в штабе Багратиона. Как его характеризуют его поступки и слова?
Карточка №40А
Аустерлицкая битва. Проанализируйте сцену военного совета. Как там ведут себя генералы? Сравните их поведение с поведением Кутузова. Зачем эта сцена введена в роман? Какую роль в его идейном содержании она играет?
Карточка №41В
Что чувствует и что думает князь Андрей перед Аустерлицским сражением? Как эти мысли и чувства характеризуют героя?
Карточка №42В
О чём мечтает Николай перед Аустерлицким сражением, как ведёт себя?
Карточка №43Б
Аустерлицкая битва. Какое настроение сразу возникло в армии в начале сражения? Почему так происходит? Какую мысль вложил автор в этот эпизод?
Карточка №44А
Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его? Сравните настроение Кутузова и его штаба перед битвой с настроением Александра и его приближённых.
Карточка №45А
Опишите стычку перед Аустерлицкой битвой Кутузова и Александра. Обратите внимание на то, как меняется в течение разговора весь облик Кутузова, как меняются интонации его речи.
Карточка №46Б
Опишите подвиг Андрея Болконского в битве при Аустерлице. Зачем он его совершил, ведь исход битвы был уже предрешён?
Карточка №47А
Почему Л. Н. Толстой снижает художественными средствами описание подвига князя Андрея? Найдите эти средства.
Карточка №48А
Прочтите описание высокого неба Аустерлица. Что же понял князь Андрей?
Карточка №49Б
Что понял князь Андрей, глядя на высокое небо? О чём после Аустерлица мечтает князь Андрей?
Карточка №50Б
Какое выражение застыло на лице Лизы Болконской после смерти? Почему князь Андрей видит Лизу с таким выражением лица?