Публикации опубликовала

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: опубликовала
Автор: Карманова Наталья Петровна

Статья на тему: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.Автор: Карманова Наталья ПетровнаМАДОУ 3, д/с «Радуга детства»Дошкольный возраст является важный и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - все это происходит в игре.Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми. Чтобы речь была четкой и понятной другим, нужно её развивать, это возможно с помощью разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью состоит в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. В связи с этим игра практически единственная область, где дошкольник может проявить свою творческую активность.Когда ребёнок играет, он непрерывно говорит. В игре ребенок накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются важными стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; их следует использовать в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку радость, а это чувство является сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.Игры, используемые на занятиях в детском саду, способствуют правильному произношению звуков, слов, фраз, темпу речи, речевому слуху. В игре ребенок развивается как личность, у него складываются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.В своей работе для развития речи детей мы используем игры. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.Игры на занятиях в детском саду необходимы для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка. Прежде всего, игра для дошкольников:
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствует обогащению словаря.
  • Цель работы воспитателя заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью игры. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.В своей работе мы используем различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые. Особую роль отводим дидактическим играм, которые подразделяются: на словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Затем мы включаем речевые дидактические игры: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Особое внимание следует уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.Одно из направлений работы воспитателя - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого мы используем лексико-грамматические игры, например: «Кто, что делает?», «Какой, какое, какие?», «Что вы видите вокруг?».Использование таких игр как «Это правда или нет?», «Придумай окончание сказки», «Закончи предложение» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.В своей практике мы используем пальчиковые игры, они имеют развивающее значение, так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему   собственного тела. Для системы в работе используем пальчиковые игры:
  • игры с пальчиками;
  • игры с мелкими предметами;
  • игры с речевым сопровождением.
  • На помощь в становлении речи нам приходят традиционные игры - потешки, скороговорки, веселые стишки, песенки. Благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.Используем хороводные игры и игры с пением, которые способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобными играми формируем также произвольное запоминание текстов и движений.Игры - драматизации. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно – эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышаем познавательную активность воспитанников и, в частности, способствуем развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.Большое внимание уделяем сюжетно-ролевым играм, потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развиваем речевую активность детей. В ходе игры мы искренне должны перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать.Подвижные игры активно используем на свежем воздухе. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.Список используемой литературы1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. / М. М. Алексеева, - М.: Академия, 2000г. - 159 с.2. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре. / А.К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 20023. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке / Е.А. Пичугина, - Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.